ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-358/19 от 27.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №12-358/19

РЕШЕНИЕ

27 июня 2019 года г. Смоленск

Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Фролова С.Л.,

рассмотрев жалобу Сергеенко Станислава Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, на постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ,

установил:

Постановлением начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от ДД.ММ.ГГГГ Сергеенко С.В., как член аукционной комиссии, действовавшей при проведении аукциона в электронной форме (), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 5 000 руб.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г.Смоленска, Сергеенко С.В. просит об отмене состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления, считая его незаконным, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения (события административного правонарушения), а также в случае признания его вины в совершении административного правонарушения на малозначительность совершенного правонарушения и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Сергеенко С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Сергеенко С.В., как член аукционной комиссии, действовавшей при проведении аукциона в электронной форме () при осуществлении функций заказчика допущено нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд», в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении , а постановлением начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от ДД.ММ.ГГГГ Сергеенко С.В., как член аукционной комиссии, действовавшей при проведении аукциона в электронной форме (), признан виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 5 000 руб.

По делу видно, что приказом Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы от ДД.ММ.ГГГГ создана аукционная комиссия по осуществлению закупки путём проведения аукциона в электронной форме , а также утверждён состав аукционной комиссии, в состав которой включён Сергеенко С.В., занимающий должность программист ОГБУЗ «Больница медицинской реабилитации».

В единой информационной системе в сфере закупок ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение о проведении электронного аукциона (-аэф/т), а также документация об аукционе. Объектом указанного аукциона являлась поставка мягкого инвентаря (матрасы) для нужд ОГБУЗ «Больница медицинской реабилитации», входящих в Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - «13.03.12» Матрасы, кроме матрасных основ, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072. При этом извещением о проведении вышеуказанного аукциона, а также документацией о таком аукционе установлен запрет в соответствии с требованиями названного Постановления Правительства РФ.

Пунктом 14 Информационной карты документации об электронном аукционе () изложены требования к документам, подтверждающим соответствие участника аукциона в электронной форме и (или) предлагаемых им товарам, условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд», или копии этих документов:?

а) специальный инвестиционный контракт, заключенный инвестором Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием в целях создания, и (или) модернизации, и (или) освоения производства промышленной продукции и содержащий обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению (со дня начала производства промышленной продукции инвестором и (или) привлеченным инвестором лицом, но не позднее чем по истечении 3 лет с указанной даты) требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренных для промышленной продукции соответствующего вида согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации», а в случае отсутствия такой продукции в указанном приложении - согласно приложению 1 к Правилам определения стран происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 года (за исключением случаев определения актом Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111.3 Закона о контрактной системы стороны - инвестора специального инвестиционного контракта или привлеченного такой стороной-инвестором иного лица, осуществляющих создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, единственным поставщиком указанного товара); или:

б) акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»; или:

в) сертификат о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения, в случае отсутствия производимой промышленной продукции в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

Участник электронного аукциона () с порядковым номером 1 (ООО «СИСТЕМА-М») в своей заявке указал, что им осуществляется поставка товаров российского происхождения, однако, в нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 66 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вторая часть заявки указанного участника не содержит документов (копий документов), предусмотренных пунктом 14 Информационной карты документации об электронном аукционе ().

При этом в нарушение положений пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки на участие в аукционе с порядковым номером 1 (ООО «СИСТЕМА-М») требованиям документации о закупке и сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных участников.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ заявка на участие в аукционе с порядковым номером 1 (ООО «СИСТЕМА-М») признана Сергеенко С.В., членом аукционной комиссии, действовавшей при проведении аукциона в электронной форме (), соответствующей требованиям документации о закупке и сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных участников.

Данные обстоятельства подтверждаются:

1) извещением о проведении аукциона в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ ();

2) Информационной картой документации аукциона в электронной форме ();

3) протоколом подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ;

4) заявкой участника электронного аукциона с порядковым номером 1 (ООО «СИСТЕМА-М»);

5) актом от ДД.ММ.ГГГГ плановой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд г осуществлении закупок областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Больница медицинской реабилитации».

В соответствии с частью 3 статьи 14 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства от 05.09.2017 № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключен: государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 Постановления № 1072 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по Перечню, за исключением следующих случаев:

а) если товары производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства товаров в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерации субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций в соответствии с требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее - требования к промышленной продукции), а в случае отсутствия такой продукции в требованиях к промышленной продукции - в соответствии с приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 года. При этом для целей настоящего постановления продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности приравнивается на срок не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта к продукции, произведенной на территории Российской Федерации;

б) если товары соответствуют требованиям к промышленной продукции при отсутствии специального инвестиционного контракта, указанного в подпункте «а» настоящего пункта;

в) если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 года (в случаях, не указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 Постановления № 1072).

Пунктом 2 Постановления № 1072 определено, что подтверждением производства товаров в случаях, указанных в пункте 1 Постановления №1072, является представление следующих документов: - копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта; - акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; - заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; - сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 69 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Пунктом 1 части 6 статьи 69 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Доводы Сергеенко С.В. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения судом признаются несостоятельными по следующим основаниям.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП, предусматривает наступление ответственности за совершение правонарушения вне зависимости от наступления последствий, выразившихся в нарушении прав и законных интересов участников размещения заказа.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в несоблюдении требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 05.09.2017 года N1072, неисполнении обязанности по надлежащему отбору участников открытого аукциона на право заключения государственных нужд.

Факт непредставления установленных законодательством документов для участия в аукционе участником и при этом имевший, несмотря на их отсутствие, допуск подавшего заявку лица к участию в аукционе само по себе образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Доводы Сергеенко С.В. об отсутствии обязанности по истребованию у кандидата в участники электронного аукциона дополнительной документации на предлагаемую продукцию судом во внимание не принимаются, т.к. именно на нем как, члене комиссии, лежала обязанность по проверке соответствия кандидатов в участники, действующему законодательству, возможность истребования по установленной нормативным актом форме документации не противоречит положениям Постановления Правительства от 05.09.2017 № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключен: государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При установленных обстоятельствах, суд находит установленным наличие события и существа административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.

Не могут быть приняты во внимание и доводы Сергеенко С.В. о малозначительности допущенного им нарушения и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, со ссылкой на то, что ООО «СИСТЕМА-М» не было признано победителем аукциона, его действия, как члена комиссии, не причинили какой-либо вред.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Вменяемое правонарушение посягает на установленный законом порядок размещения заказов для государственных нужд, ограничивает круг потенциальных участников торгов, негативно влияет на развитие конкуренции и существенно затрагивает интересы государства, поэтому возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ должна быть обусловлена исключительными обстоятельствами.

В данном случае обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение, не являются исключительными.

Назначая административное наказание, руководитель Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами в полной мере учел характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, данные, характеризующие личность правонарушителя.

При таком положении, основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют. Указанное постановление вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено заявителю в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, с учётом характера совершенного правонарушения и обстоятельств дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении Сергеенко Станислава Владимировича, оставить без изменения, а жалобу Сергеенко Станислава Владимировича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в 10-дневный срок со дня получения либо вручения копии судебного акта.

Судья Фролова С.Л.

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2019-002596-84

Подлинный документ подшит в материалы дела № 12-358/2019