ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-359/2016 от 01.11.2016 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

дело №...

поступило 30.09.2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Новосибирск ДД.ММ.ГГГГ

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Егоровой Е.В.,

при секретаре Широбоковой В.Е.,

рассмотрев жалобу должностного лица – директора МУП ДЕЗ ЖКХ ...ФИО 1 на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ директор МУП ДЕЗ ЖКХ ...ФИО 1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО 1 подала жалобу на вышеуказанное постановление, просит постановление отменить, производство по административному делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

По доводам жалобы, в действиях ФИО 1 отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ФИО 2 к заявке не приложены все необходимые документы согласно п. 6 Постановления Правительства РФ № 83, у МУП ДЕЗ ЖКХ ... отсутствовала техническая возможность подключения.

В судебное заседание ФИО 1 не прибыла, извещена надлежащим образом.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в судебное заседание не прибыл, извещены надлежащим образом, представил письменный отзыв на заявление.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, суд приходит к следующему.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В Новосибирское УФАС России поступило обращение гр. ФИО 2 в отношении МУП ДЕЗ ЖКХ ... по вопросу уклонения от заключения договора об осуществлении холодного водоснабжения.

ФИО 2 являсь собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратился в МУП ДЕЗ ЖКХ ..., обслуживающее данный поселок, с заявлением о заключении договора холодного водоснабжения и к главе ... с аналогичным заявлением.

ДД.ММ.ГГГГ заявителем получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор

об осуществлении холодного водоснабжения с заявителем не был заключен.

Холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (п.4 Порядка заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров транспортировки воды, договоров транспортировки сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 (ред. от 14.01.2015 г.) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения - далее ПП № 644).

Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

На основании приказа Департамента по тарифам НСО № 299-В от 13.11.2014 г.) МУП ДЕЗ ЖКХ ... является организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента

на основании доверенности, является основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (п.8 ПП № 644).

Заявка абонента рассматривается организацией водопроводно- канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в

заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов.

В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного

хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с

указанием причин возврата.

Организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе (ч.4 ст. 13 ФЗ-416).

Для осуществления водоснабжения объекта капитального строительства необходимо подключение такого объекта к централизованной системе холодного водоснабжения. Таким образом, заключению договора водоснабжения предшествует заключение договора о подключении объекта капитального строительства к централизованной системе водоснабжения.

Обращение заявителя в МУП ДЕЗ ЖКХ ... (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№...) о заключении договора водоснабжения предполагает заключение договора о подключении объекта капитального строительства к водопроводным сетям, как необходимое условие осуществления водоснабжения в дальнейшем.

Согласно пункту 3 статьи 18 ФЗ № 416 договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного

водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом

присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (п.5 ст. 18 ФЗ №

416).

При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления

обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования (п. 7 ст. 18 ФЗ №416).

МУП ДЕЗ ЖКХ ... в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу отсутствия технической возможности подключения не обращалось.

Следовательно, МУП ДЕЗ ЖКХ ... не выполнило свою обязанность как организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Таким образом, у МУП ДЕЗ ЖКХ ... отсутствовали основания для отказа от заключения договора о подключении и последующем заключении договора водоснабжения. При этом об отсутствии в заявке гр. ФИО 2 необходимых документов МУП ДЕЗ ЖКХ ... обязано было уведомить гр. ФИО 2 и приостановить рассмотрение его заявки. Необходимая для таких случаев процедура МУП ДЕЗ ЖКХ ... соблюдена не была.

Из изложенного следует, что порядок заключения договора холодного водоснабжения и договора о подключении объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения МУП ДЕЗ ЖКХ ... не был соблюден.

Оспаривая постановление, заявитель указывает, что одной из причин отказа от заключения договора водоснабжения было то, что гр. ФИО 2

не обращался за выдачей технических условий.

Данный довод директора ДЕЗ ЖКХ ... не принимается. Заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения), в порядке, установленном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 (далее - технические условия). В случае, если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий.

Таким образом, Правилами холодного водоснабжения предусмотрена возможность обращения в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, без предварительного получения заявителем технических условий.

То есть, МУП ДЕЗ ЖКХ ... были нарушены правила подключения к системам водоснабжения.

У общества имелась возможность для соблюдения норм действующего

законодательства, а именно в течение 30 дней со дня поступления обращения

заявителя обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае

передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

Таким образом, МУП ДЕЗ ЖКХ ... не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований антимонопольного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147- ФЗ «О естественных монополиях», сферой деятельности субъектов естественной монополии являются услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

МУП ДЕЗ ЖКХ ..., принадлежит к субъектам естественной монополии (для МУП ДЕЗ ЖКХ ... Департаментом по тарифам НСО установлен тариф на водоснабжение № 299-В от 13.11.2014 года).

МУП ДЕЗ ЖКХ ... за нарушение правил технологического присоединения к системам водоснабжения, было привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст. 9.21КоАПРФ.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении МУП ДЕЗ ЖКХ ... было оставлено без изменения.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно распоряжению №... от ДД.ММ.ГГГГФИО 1 является директором МУП ДЕЗ ЖКХ ..., следовательно должностным лицом в смысле статьи 2.4 КоАП РФ.

Директор МУП ДЕЗ ЖКХ ...ФИО 1 не предприняла зависящих от нее мер, необходимых и достаточных для соблюдения порядка технологического присоединения к системе водоснабжения, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В рассматриваемом случае решения и действия ФИО 1 привели к нарушению МУП ДЕЗ ЖКХ ... части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Факт совершения директором МУП ДЕЗ ЖКХ ...ФИО 1 административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Вывод заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о наличии в действиях директора МУП ДЕЗ ЖКХ «...ФИО 1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Таким образом, действия директора МУП ДЕЗ ЖКХ ...ФИО 1 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях директора МУП ДЕЗ ЖКХ ...ФИО 1 нарушения антимонопольного законодательства, суд считает необоснованными, поскольку у ФИО 1 имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, а именно не уклоняться от заключения договора о подключении и последующем заключения договора водоснабжения, но директором МУП ДЕЗ ЖКХ ...ФИО 1 не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.

Таким образом, директор МУП ДЕЗ ЖКХ ...ФИО 1 не предприняла зависящих от нее мер, необходимых и достаточных для соблюдения порядка подключения, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях директора МУП ДЕЗ ЖКХ ...ФИО 1

Административное наказание назначено в рамках санкции части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальных пределах, является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор МУП ДЕЗ ЖКХ ...ФИО 1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор МУП ДЕЗ ЖКХ ...ФИО 1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей оставить без изменения, а жалобу ФИО 1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: