РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ткачева С.В. Дело № 12-359/2016
Р Е Ш Е Н И Е
«11» августа 2016 года г.Калининград
Калининградский областной суд в лице судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Самбуровой П.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Черняховского городского суда Калининградской области от 15 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1
Выслушав объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Черняховского городского суда Калининградской области от 15 июля 2016 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб., за то, что он, действуя в рамках предоставленных ему полномочий по исполнению обязанностей главы администрации «Черняховское городское поселение», являясь главным распорядителем средств бюджета «Черняховское городское поселение», заключил 04 февраля 2015 года соглашение с директором МУП «Ритуальные услуги» ФИО8. о предоставлении субсидий из муниципального бюджета на возмещение затрат по организации и содержанию мест захоронения в нарушение порядка предоставления субсидий, утверждённого постановлением Черняховского городского поселения от 06 августа 2014г. № 37«Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета муниципального образования «Черняховское городское поселение».
В жалобе на данное постановление ФИО1 просит его отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение условий предоставления субсидии, указав, что фактически он признан виновным в нарушении порядка предоставления субсидии муниципальному предприятию, которое соответствует условиям предоставления субсидии, в связи с чем считает отсутствующей объективную сторону указанного выше административного правонарушения; настаивает, что действовал в соответствии с решением городского Совета депутатов муниципального образования «Черняховское городское поселение» от 23.12.2014 № 82 «О бюджете муниципального образования «Черняховское городское поселение» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Проверив законность и обоснованность постановления судьи, нахожу его подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 78 БК РФ случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.
Согласно ч. 2 ст. 9 решения городского Совета депутатов МО «Черняховское городское поселение» от 23.12.2014 № 82 «О бюджете муниципального образования «Черняховское городское поселение» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», предоставление субсидий из бюджета МО «Черняховское городское поселение» на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг производится в случаях оказания муниципальными унитарными предприятиями МО «Черняховское городское поселение» услуг по организации и содержанию мест захоронения.
Согласно п. 2.1 Устава МУП «Ритуальные услуги», утвержденного главой администрации муниципального образования «Черняховский район» 11 июля 2005 года, целью создания предприятия является удовлетворение потребностей населения, получение прибыли от осуществления деятельности в сфере оказания ритуальных услуг, в числе которых обслуживание и содержание кладбища.
В силу п. 2.3 Устава, данное предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории МО «Черняховский район».
Таким образом, из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что решением о бюджете МО «Черняховский городской округ» предусмотрено предоставление в 2015 году субсидии из бюджета на возмещение расходов по оказанию услуг по организации и содержанию мест захоронения только в случаях оказания таких услуг муниципальными унитарными предприятиями МО «Черняховское городское поселение», иных муниципальных предприятий, кроме МУП «Ритуальные услуги», оказывающих услуги в указанной сфере, на территории муниципального образования не создано.
На основании соглашения № от 04.02.2015 администрация МО «Черняховское городское поселение» (учредитель) в лице и.о. главы администрации МО «Черняховское городское поселение» ФИО1, и МУП «Ритуальные услуги» в лице директора ФИО9., предоставила в 2015г. МУП «Ритуальные услуги» субсидии на возмещение затрат по организации и содержанию мест захоронения в сумме 900000 рублей, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Черняховское городское поселение» по целевой статье расходов 0616248 «Организация и содержание мест захоронения».
Платежными поручениями подтверждено перечисление МУП «Ритуальные услуги» субсидии из бюджета МО «Черняховское городское поселение» в размере 900000 рублей.
Признавая и.о. главы администрации МО «Черняховское городское поселение» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, судья пришел к выводу о том, что данное должностное лицо ненадлежащим образом исполнило свои должностные обязанности, предоставив указанную выше субсидию из бюджета МО «Черняховский городской округ» МУП «Ритуальные услуги» без проведения обязательного отбора получателей субсидии, процедура которого регламентирована в п. 7 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг из бюджета муниципального образования «Черняховское городское поселение».
Вместе с тем, в соответствии с п. 5 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг из бюджета муниципального образования «Черняховское городское поселение», утвержденного постановлением администрации МО «Черняховское городское поселение» от 06.08.2014 г. № 37, право на получение субсидий из бюджета МО «Черняховское городское поселение» имеют муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, физические лица – производители товаров, работ, услуг.
Критериями отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц- производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий из бюджета МО «Черняховское городское поселение» являются: осуществление деятельности на территории МО «Черняховское городское поселение»; соответствие сферы деятельности претендента на получение субсидии видам деятельности, определенным решением о бюджете МО «Черняховское городское поселение» на очередной финансовый год; отсутствие в отношении претендента на получение субсидии решения арбитражного суда о признании банкротом и процедуры ликвидации; актуальность и социальная значимость производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В силу п. 6 названного порядка субсидии предоставляются, в том числе и на возмещение затрат по организации и содержанию мест захоронения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что МУП «Ритуальные услуги» соответствует всем требованиям, предъявляемым к получателю субсидии, определенным в приведенном выше п. 5 Порядка, поскольку данное юридическое лицо осуществляет деятельность на территории МО «Черняховское городское поселение»; сфера деятельности соответствует видам деятельности, определенным решением о бюджете МО «Черняховское городское поселение» на очередной финансовый год; в отношении этого юридического лица не принято решение арбитражного суда о признании банкротом и не начата процедура ликвидации; оказываемые услуги являются актуальными и социально значимыми.
В силу ст. 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При таком положении, когда решением городского Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» о бюджете на 2015 год предусмотрено предоставление в 2015 году субсидии из бюджета на возмещение расходов по оказанию услуг по организации и содержанию мест захоронения только в случаях оказания таких услуг муниципальными унитарными предприятиями МО «Черняховское городское поселение»; на территории муниципального образования создано только одно муниципальное предприятие, оказывающее услуги по организации и содержанию мест захоронения, - МУП «Ритуальные услуги», которое соответствует всем условиям предоставления субсидии, определенным в п. 5 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам …, прихожу к выводу об отсутствии в действиях и.о. главы администрации МО «Черняховское городское поселение» ФИО1, предоставившего в 2015г. МУП «Ритуальные услуги» субсидию на возмещение затрат по организации и содержанию мест захоронения в сумме 900000 рублей, состава вмененного административного правонарушения.
Кроме того, нарушение должностным лицом порядка предоставления субсидии, выразившееся в непроведении конкурсного отбора получателей субсидии, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушения условий предоставления субсидии, которым как указано выше, МУП «Ритуальные услуги» соответствует.
Ответственность за предоставление преимуществ одному хозяйствующему субъекту перед другими, что дало бы правовые основания утверждать о наличии муниципальной преференции, о которой говорится в обжалуемом решении суда, предусмотрена ст. 14.9 КоАП РФ, имеющей иной родовой объект посягательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Черняховского городского суда Калининградской области от 15 июля 2016 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Калининградского областного суда Шкуратова А.В.