Дело № 12-359/2016
РЕШЕНИЕ
Город Северодвинск | 13 октября 2016 года |
Судья Северодвинского городского суда Архангельской области Чистяков Олег Николаевич, в помещении суда по адресу: <...>, рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника Постникова Александра Андреевича на постановление о наложении штрафа по административному делу ..... от 22июня 2016года, вынесенное руководителем контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области ФИО1 в отношении начальника муниципального казенного учреждения «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска» ФИО2,
установил:
постановлением руководителя контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области от 22 июня 2016 года начальник муниципального казенного учреждения «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска» ФИО2 признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000рублей.
Защитник ФИО2 – Постников А.А. в поданной жалобе просит отменить постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании защитник Постников А.А. указал на то обстоятельство, что срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица на дату назначении наказания истек, но постановление о назначении административного наказания просил отменить именно в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснение защитника и заключение прокурора Бостана Е.И. полагавшего постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным, нахожу постановление подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в силу следующего.
В соответствии с постановлением заместителя прокурора города Северодвинска о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.06.2016 ФИО2 как должностному лицу – начальнику муниципального казенного учреждения «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска», исполняющей функции распорядителя бюджетных средств, вменялось в вину, что 17 апреля 2015 года, находясь по месту службы по адресу: <...>, допустила нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении субсидии в размере 135 000 рублей из средств местного бюджета, в целях, не соответствующих целям, определенным Соглашением от 01.04.2015 № 12/ФЭО-2015 о предоставлении субсидии, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Вопреки выводам должностного лица органа административной юрисдикции, начальник муниципального казенного учреждения «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска» ФИО2 не допустила нецелевого использования бюджетных средств – средств местного бюджета муниципального образования «Северодвинск».
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 31.10.2013 № 428-па утверждена муниципальная программа «Социальная поддержка населения Северодвинска на 2014 – 2016 годы». В рамках программы утверждена подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (раздел 5.3). Финансирование мероприятий по подпрограмме производится за счет средств местного бюджета.
Пунктом 5.3.2 подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусмотрена реализация ряда проектов, в частности:
- целевой проект «Один день в ДОСААФ» - проведение мероприятий с несовершеннолетними группы риска по профилактике законопослушного поведения путем организации их занятости в мероприятиях и кружках ДОСААФ;
- целевой проект «Готов служить Отечеству» - организация и проведение тематических циклов занятий с несовершеннолетними группы риска по подготовке их к воинской службе (мероприятие 1.01).
Для реализации проекта Постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 23.01.2015 № 19-па утвержден порядок распределения и предоставления субсидий из местного бюджета некоммерческим организациям в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» муниципальной программы «Социальная поддержка населения Северодвинска».
В соответствии пунктами 9-11 указанного Порядка субсидия некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий, предусмотренных вышеназванной подпрограммой, предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью местного бюджета на соответствующий финансовый год, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с Соглашением, заключаемым Управлением с некоммерческой организацией, в котором, в том числе, указывается цель и направления расходования субсидии, связанные с реализацией мероприятия. При расходовании средств субсидии некоммерческая организация обязана соблюдать условия, цели и порядок, предусмотренные заключенным Соглашением.
Ответственным исполнителем муниципальной программы «Социальная поддержка населения Северодвинска» является муниципальное казенное учреждение «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска», руководителем которого является П.Н.НБ.
В целях реализации мероприятия 1.01 подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», муниципальное казенное учреждение «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска» и местное отделение ДОСААФ 01 апреля 2015года заключили соглашение ..... о предоставлении субсидии.
По условиям соглашения местное отделение ДОСААФ приняло на себя обязательство по реализации двух целевых проектов: «Один день в ДОСААФ» и «Готов служить Отечеству».
Соглашением предусматривалось проведение мероприятий с несовершеннолетними группы риска по профилактике законопослушного поведения путем организации их занятости в мероприятиях и кружках ДОСААФ а также по организации и проведении тематических циклов занятий по их подготовке к воинской службе.
Программой «Один день в ДОСААФ» предусматривалось проведение с несовершеннолетними группы риска профилактики законопослушного поведения путем организации их занятости в кружках ДОСААФ. Тематические мероприятия - уроки мужества, посвященные боевым операциям РККА 1945 года, 270-летию адмирала ФИО3, подводному флоту России, 270-летию фельдмаршала ФИО4, надводному флоту России, морской пехоте, взятию ФИО5 крепости Измаил; спортивные мероприятия: первенство по стрельбе из арбалета, пневматического оружия, сдаче норм ГТО, военно-спортивному многоборью.
Программой «Готов служить Отечеству» предусматривались организация и проведение с несовершеннолетними группы риска тематических циклов занятий по подготовке их к воинской службе (военно-спортивные игры «Орленок» и «Победа»), комплексной программы «Патриоты России», сбора-игры «Юные друзья полиции», единых дней ДОСААФ, уроков мужества, лекций, докладов, бесед, посвященных Дням воинской славы, памятным датам, актуальным темам военно-патриотического воспитания.
Муниципальное казенное учреждение «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска» обязалось предоставить за счет бюджетных средств муниципального образования «Северодвинск» субсидию, ежемесячный размер которой определяется сметой по исполнению мероприятия за отчетный месяц. Предельная сумма субсидии, предусмотренная на 2015 год, составляла 270000 рублей.
Платежным поручением от 17.04.2015 ..... муниципальное казенное учреждение «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска» перечислило из средств местного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью на соответствующий финансовый год на расчетный счет местного отделения ДОСААФ России города Северодвинска субсидию в размере 135000 рублей.
Управление федерального казначейства по Архангельской области провело кассовые расходы на сумму 135000 рублей за счёт средств местного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий по подпрограмме «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
И.о. прокурора города Северодвинска решил, что перечисленная из средств местного бюджета на расчетный счет местного отделения ДОСААФ России города Северодвинска субсидия в размере 135000 рублей не соответствует полностью условиям соглашения от 01.04.2015 ..... и является нецелевым использованием бюджетных средств.
В обоснование выводов о нецелевом использовании бюджетных средств сослался на акт выполненных услуг №1 от 14.04.2015, согласно которому в ходе реализации целевого проекта «Один день в ДОСААФ» участвовало 137подростков, из них несовершеннолетних группы риска - 58.
По мнению и.о. прокурора, сведения о количестве «трудных» подростков, вовлеченных в мероприятия целевого проекта «Один день в ДОСААФ», представленные местным отделением ДОСААФ России города Северодвинска в муниципальное казенное учреждение «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска», документально не подтверждены.
В мероприятиях целевого проекта «Готов служить Отечеству» участвовало 1032 подростков, несовершеннолетние группы риска не участвовали.
Предоставляя в ФКУ «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска» смету расходов на сумму 135000рублей, местное отделение ДОСААФ России города Северодвинска не понесло указанные в ней затраты, подлежащие обеспечению (возмещению) в связи с исполнением мероприятия по подпрограмме «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Не представило отчет о выполненной работе с указанием реализованных мероприятий, специалистов, их выполнявших, и подростков, в отношении которых проводились эти мероприятия.
Усмотрев в действиях начальника муниципального казенного учреждения «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска» ФИО2 нецелевое использование бюджетных средств, и.о. прокурора города Северодвинска вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении направил на рассмотрение в контрольно-ревизионную инспекцию Архангельской области.
Постановлением руководителя контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области от 22 июня 2016 года начальник муниципального казенного учреждения «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска» ФИО2 привлечена к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения.
Между тем, принцип адресности и целевого использования средств местного бюджета ФИО2 не нарушен.
Средства местного бюджета на сумму 135 000 рублей направлены на цели, которые предусмотрены муниципальной программой «Социальная поддержка населения Северодвинска на 2014 – 2016 годы» в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и за счёт тех бюджетных ассигнований, которые были выделены на эти цели.
Предоставление субсидии из средств местного бюджета местному отделению ДОСААФ соответствовало их предметно-целевому назначению, а именно профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Следовательно, нецелевого использования бюджетных средств ФИО2 не допущено.
Расходование доведенных по соответствующей статье расходов бюджетных средств в соответствии с условиями их предоставления либо нарушение порядка использования доведенных бюджетных средств не подпадает под понятие нецелевое использование бюджетных средств.
Не образует объективную сторону нецелевого использования бюджетных средств и не влечет административную ответственность по статье 15.14 КоАП РФ непроведение проверки исполнения условий предоставления субсидии и выполнения запланированных мероприятий.
Толкование основных понятий «безнадзорный», «беспризорный», «антиобщественные действия», данных в статье 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», не опровергает участие несовершеннолетних группы риска в мероприятиях, проведенных местным отделением ДОСААФ в рамках реализации целевых проектов «Один день в ДОСААФ» и «Готов служить Отечеству».
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
В силу пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих, выяснению по делу об административном правонарушении, относится вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Вина должностного лица – начальника муниципального казенного учреждения «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска», ФИО2 в нецелевом использовании бюджетных средств отсутствует. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, постановление руководителя контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области от 22 июня 2016 года подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу защитника Постникова Александра Андреевича удовлетворить.
Постановление о наложении штрафа по административному делу ..... от 22 июня 2016 года, вынесенное руководителем контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области ФИО1 в отношении начальника муниципального казенного учреждения «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска» ФИО2 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья | О. Н. Чистяков |