ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-359/2021 от 17.09.2021 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 12-359/2021

56MS0021-01-2021-002105-58

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург 17 сентября 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Оренбурга Чувашаева Р.Т.,

при секретаре Портновой А.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Тарабан К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лесниковой З.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга от 2 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении Байкарова А.А.

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга от 2 июля 2021 года Байкаров А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник Лесникова З.А. обратилась в Центральный районный суд г. Оренбурга с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что постановлением Администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ-п Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга обеспечен переход на бухгалтерское обслуживание в муниципальное казенное учреждение «Центр муниципальных расчетов». Между Управлением и МКУ «ЦМР» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на бухгалтерское обслуживание, согласно которому Исполнитель принимает на себя обязательства по ведению бухгалтерского, налогового, бюджетного учета и формированию установленной отчетности, а также систематизации и обобщению статистических материалов и других данных финансово-хозяйственной деятельности Управления. Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что исполнитель несет ответственность за несоответствие бухгалтерского обслуживания законодательству Российской Федерации, за законность совершаемых операций, за несвоевременное, некачественное оформление регистром бухгалтерского учета, за сохранность всех первичных учетных документов. Полагает, что счетной палатой г. Оренбурга неправильно определено должностное лицо, которое должно нести ответственность за указанное административное правонарушение. Байкаровым А.А. не совершались действия, послужившие основанием для совершения административного правонарушения.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Байкаров А.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Тарабан К.А. доводы жалобы поддержала и просила постановление мирового судьи отменить, производство по делу в отношении Байкарова А.А. прекратить, поскольку вина Байкарова А.А. в совершении административного правонарушения не доказана.

Должностное лицо – инспектор Счетной палаты отдела по экспертно-аналитической и правовой работе ФИО1 в судебном заседании просила постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Суд, выслушав защитника Тарабан К.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Примечанием к ст. 15.15.6 КоАП РФ установлено, что под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

более чем на 10 процентов;

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;

2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; .

4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Как следует из материалов дела, на основании пункта 1.2.2 Плана работы Счетной палаты города Оренбурга на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом Счетной палаты города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ, проведено мероприятие внешнего муниципального финансового контроля «Внешняя проверка бюджетной отчетности Управления жилищно-коммунального хозяйства за 2020 год».

В рамках контрольного мероприятия, проведенного в Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга установлено, что в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191 н (далее Инструкция № 191н) в состав бюджетной отчетности в числе прочего входят формы отчетов: 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах», 0503128 НП «Отчет о бюджетных обязательствах», 0503160 «Пояснительная записка» в состав которой входит форма 0503175 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств».

Показатели, отраженные в графе 8 «Принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов» «Отчета о бюджетных обязательствах» (ф. 0503128) (<данные изъяты> рублей), а также в графе 3 «Принято обязательств по контрактам» по обязательствам отчетного года в разделе 4 формы 0503175 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств» (<данные изъяты>92 рублей), не соответствуют показателю дебетового оборота по счету 050217000 «Принимаемые обязательства» в корреспонденции с кредитом счета 050211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» (анализ счета <данные изъяты>), что не отвечает требованиям, предусмотренным пунктами 71, 170.2 Инструкции № 191 н. Показатели в формах бюджетной отчетности завышены на <данные изъяты> рублей.

Показатели, отраженные в графе 8 «Принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов» «Отчета о бюджетных обязательствах» (ф. 0503128) (<данные изъяты> рублей), а также в графе 3 «Принято обязательств по контрактам» по обязательствам отчетного года в разделе 4 формы 0503175 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств» завышены на <данные изъяты> рублей по причине отражения в формах бюджетной отчетности объема бюджетных обязательств, принятого в 2019 году в результате заключения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ.

Показатель, отраженный в графе 8 «Принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов» «Отчета о бюджетных обязательствах» (ф. 0503128 НП) (<данные изъяты> рубля), не соответствуют данным реестра муниципальных контрактов, заключенных в 2020 году (<данные изъяты> рублей).

Показатель, отраженный в графе 8 «Принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов» «Отчета о бюджетных обязательствах» (ф. 0503128 НП) (<данные изъяты> рубля), завышен на <данные изъяты> по причине отражения в формах бюджетной отчетности объема бюджетных обязательств, принятого в 2019 году в результате заключения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Oтpажен завышенный объем, в том числе по КБК: 0501 400F367483 412 на сумму <данные изъяты> рубля; 0501 400F367484 412 на сумму <данные изъяты>; 0501 400F367485 412 на сумму <данные изъяты>.

Показатель, отраженный в форме бюджетной отчетности 0503175 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств» (строка «Итого по коду счета 050217000» графы 2 «Обязательства, принимаемые с применением конкурентных способов, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» раздела 4 «Сведения об экономии при заключении государственных (муниципальных) контрактов с применением конкурентных способов») <данные изъяты> рублей), не соответствует показателю кредитового оборота по счету 050217000 «Принимаемые обязательства», отраженному в регистрах бюджетного учета (<данные изъяты> рубля), что не отвечает требованиям, предусмотренным пунктом 170.2 Инструкции № 191 н.

Показатель, отраженный в графе 2 «Обязательства, принимаемые с применением конкурентных способов, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» по обязательствам отчетного года в разделе 4 формы 0503175 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств» завышен на <данные изъяты> рублей по причине отражения в формах бюджетной отчетности объема бюджетных обязательств, принимаемого в 2019 году. Искажение (завышение) информации в графе 8 «Принято бюджетных обязательств, из них с применением конкурентных способов» по строке 200 «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам, всего» формы 0503128 «Отчета о бюджетных обязательствах» на ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> рубля) на сумму <данные изъяты> рублей составило 0,85% от показателя, отраженного в регистре бухгалтерского учета (<данные изъяты> рублей). Искажение (завышение) информации в графе «Принято бюджетных обязательств, из них с применением конкурентных способов» по строке 200 «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам, всего» формы 0503128ШI «Отчета о бюджетных обязательствах» на ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> рубля) на сумму <данные изъяты> рублей составило 4,7 % от показателя, отраженного в регистре бухгалтерского учета <данные изъяты> рублей). Искажение (завышение) информации в графе 2 «Обязательства, с принимаемые с применением конкурентных способов, а также у единственного поставщика» по строке «Итого по коду счета» формы 0503175 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств» за 2020 год <данные изъяты>) на сумму <данные изъяты> рублей составило 0,81 % от показателя, отраженного в регистре бухгалтерского учета (<данные изъяты> рубля).

В соответствии с требованиями подпункта 3.7.2 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 № 187, начальник управления несет ответственность за деятельность управления в целом, в том числе за недостоверность и несвоевременное представление установленной отчетности и другой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении и.о. начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга Байкарова А.А. протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Действия Байкарова А.А. правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Байкарова А.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не установлено.

Наказание Байкарову А.А. назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом отсутствия отягчающих обстоятельств.

Доводы защитника Байкарова А.А. – Тарабан К.А. о том, что Байкаров А.А. не является субъектом правонарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ проверялись мировым судьей и им дана надлежащая оценка, с которой суд соглашается.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случае, если иное не установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 № 187, начальник управления несет ответственность за деятельность управления в целом, в том числе:

- за нецелевое использование выделенных в распоряжение Управления бюджетных средств;

- за недостоверность и несвоевременное представление установленной отчетности и другой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- за ненадлежащее выполнение возложенных на управление полномочий (функций).

Согласно п. 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н, бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм при ведении бюджетной отчетности исполняющим обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга Байкаровым А.А. не было обеспечено формирование достоверной бюджетной отчетности.

Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Оснований для отмены либо изменения постановления мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга от 2 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении Байкарова А.А. не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.11 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга от 2 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении Байкарова А.А. – оставить без изменения, жалобу защитника Лесниковой З.А. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья Р.Т. Чувашаева