ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/15 от 29.01.2015 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-35/15

(в районном суде № 5-1000/14) судья Зиганьшина Е.В.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Васильевой А.С., рассмотрев 29 января 2015 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на решение судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 05 ноября 2014 года в отношении

ООО «Управляющая Строительная Компания «Петербургской

Камнеобрабатывающей Компании», юридический адрес:

Санкт-Петербург, <адрес>, лит.А,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 05 ноября 2014 г. ООО «Управляющая Строительная Компания «Петербургской Камнеобрабатывающей Компании» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Вина ООО «Управляющая Строительная Компания «Петербургской Камнеобрабатывающей Компании» установлена в нарушении законодательства о труде и об охране труда, а именно:

В рамках полученной <дата> из Следственного отдела по Петроградскому району ГСУ СК РФ по г. Санкт-Петербургу информации о нарушениях законодательства о труде и об охране труда, установленных протоколом осмотра места происшествия, составленного совместно с сотрудником Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге, а также иных нарушений на территории объекта строительства, субподрядчиком которого выступает ООО «Управляющая Строительная Компания «Петербургской Камнеобрабатывающей Компании», расположенного по адресу: <адрес>, литер Ж, корпус 16, установлены следующие нарушения законодательства, факт которых, дата, время и место установлены протоколом осмотра места происшествия, составленным следователем следственного отдела по Петроградскому району ГСУ СК РФ по г. Санкт-Петербургу ФИО1 в 21 час 03 минуты <дата> по адресу: <адрес>, литер Ж, корпус 16, а также служебной запиской государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО2:

- на территории объекта строительства допускается выполнение
работниками своих функций без средств индивидуальной защиты
(специальной обуви, одежды), определенных по результатам аттестации
рабочих мест по условиям труда (п. 26 Приложения к Приказу
Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.06.2009 №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»);

- на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов не установлены защитные ограждения, а на границах зон потенциальной опасности действия этих факторов - сигнальные ограждения и (или) знаки безопасности. (ПОТ Р М-012-2000 «Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте» п.2.1.16) (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 № 68);

- строительные леса, используемые на объекте, не взяты, организацией на инвентарный учет, на лесах отсутствуют инвентарные номера (в данном случае, строительные леса не смонтированы по индивидуальному проекту с расчетами всех основных элементов на прочность, а лесов в целом - на устойчивость) (п. 2,2.3 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 №68);

- зазоры между элементами настилов на подмостях строительных лесов выполнены величиной более 5 мм (п. 2.2.30 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 № 68);

- в местах подъема работников на леса и подмости не размещены плакаты с указанием схемы размещения и величин допускаемых нагрузок, а также схемы эвакуации работников в случае возникновения аварийной ситуации (п. 2.2.21 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 № 68);

- в непосредственной близости от мест выполнения работ на высоте внизу не определены, соответствующим образом не обозначены и не ограждены опасные зоны (п. 2.1,4 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 № 68);

- деревянные щиты настила лесов не подвержены глубокой пропитке
огнезащитным составом (п. 2.2.9 «Межотраслевых правил по охране труда при
работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением
Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 № 68);

- леса не оборудованы надежно скрепленными с ними лестницами или
пандусами, обеспечивающими безопасные пути входа работников на леса и
схода с них, вход на леса осуществляется с наружной стороны от строительных
лесов (п. 2.2.11 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте»
ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской
Федерации от 04.10.2000 № 68);

- леса не заземлены и не оборудованы молниеотводами, состоящими из
молниеприемника, токовода, заземлителя (п. 2.1,31 «Межотраслевых правил по
охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных
Постановлением Минтруда Российской Федераций от 04.10.2000 №68);

- леса не оборудованы лестницами или трапами, соответствующими нормативным требованиям, для подъема-спуска людей (располагаемыми на расстоянии не более 40 м. друг от друга) (п.2,2.36 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 № 68);

- отсутствуют проемы в настиле лесов для выхода с лестниц, которые должны быть ограждены (п.2.2.36 «Межотраслевых правил по охране труда при работе па высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 № 68);

- в проемах настила лесов не установлены лестницы для подъема-спуска людей под углом наклона не более 60 градусов к горизонтальной поверхности (п.2.2.36 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 №68);

- не под каждой парой стоек лесов в поперечном направлении уложены цельные (неразрезные) подкладки из доски толщиной не менее 5 см (п.2.2.33 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 №68);

- стальные конструкции средств подмащивания (строительных лесов) не
огрунтованы и не окрашены в полном объеме (окраска средств подмащивания
должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76) (п.2.2.7
«Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-
012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации
от 04.10.2000 №68);

- опорные стояки строительных лесов не укреплены в полном объеме от расшатывания распорками и раскосами (п.2.2.33 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 № 68);

- строительные леса допущены к эксплуатации без приемки их комиссией с оформлением соответствующего акта (л.2.2.39 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 № 68);

- работа на строительных лесах осуществляется без наличия оформленного акта по их приемке (п.2.2.39 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-01.2-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 № 68);

- производителем работ (бригадиром) не осуществляется ежедневный осмотр строительных лесов перед началом работ и не реже 1 раза в 10 дней -прорабом или мастером (п.2.2.41 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 № 68);

- не ведется журнал приемки и осмотра лесов и подмостей (п.2.2.41
«Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 №68);

- двери электрощитов (электрощитков), применяемые на строительном участке 1 не закрыты на замок (Строительные нормы и правила СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» п. 6.4.5, «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» ПОТ Р М-016-2001 п. 1.3.11 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 5 января 2001 № 3);

- на территории объекта допускается эксплуатация электропроводов, соединение токоведущих жил которых выполнено методом «холодной» скрутки без опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т. п.) («Правила устройства электроустановок» п. 2.1.21; Строительные нормы и правила СНиП 12-03-2001 Строительных, норм и правил РФ. Часть 1. Безопасность труда в строительстве - п.4.19.);

- на границах зон потенциально опасных производственных факторов (места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок, а также у временного электрощита) не установлены сигнальные ограждения и знаки безопасности (Строительные нормы и правила СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» п. 4.9);

- в непосредственной близости от мест выполнения работ на высоте внизу не определены, соответствующим образом не обозначены и не ограждены опасные зоны. (п. 2.1.4 «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ Р М-012-2000 (утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 04.10.2000 №68)

Вышеуказанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей и непосредственно влияют на:

- обеспечение безопасных условий труда,

- вероятность возникновения несчастных случаев, связанных с
травматизмом (гибелью) на производстве, работников.

- обеспечение социальных прав и гарантий работников,

- вероятность чрезвычайного происшествия на строительном объекте, при возникновении которого могут пострадать люди, не участвующие в процессе строительства,

- обеспечение прав работников на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге ФИО2, обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления указывая, что считает вывод судьи о назначении минимального наказания в виде штрафа, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.5.27 ч.1 КоАП РФ, не обоснованным, так как в Государственную инспекцию труда Санкт-Петербурга не поступала никакая информация о фактах устранения угрозы жизни и здоровью окружающих, о проведении инструктажа с сотрудниками организации, а также какая-либо другая информация, подтверждающая факт устранения нарушений, выявленных в ходе осмотра места происшествия, указанных в протоколе осмотра места происшествия, составленном следователем следственного отдела по Петроградскому району ГСУ СК РФ по г.Санкт-Петербургу ФИО1 в 21 час. 03 мин. <дата> по адресу: <адрес>, литер Ж, корпус 16, в связи, с чем на объекте строительства жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, корпус 16, литер Ж имеется угроза жизни и здоровью людей. Следовательно, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Общества достоверно не убедился в фактах устранения нарушений на строительном объекте, указанных в протоколе об административном правонарушении № 605/2014/36/2 от 14.10.2014 в отношении ООО «Управляющая Строительная Компания «Петербургской Камнеобрабатывающей Компании».

Государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге ФИО2 в Санкт-Петербургский городской суд не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен.

Законный представитель ООО «Управляющая Строительная Компания «Петербургской Камнеобрабатывающей Компании» ФИО3 с жалобой не согласен, пояснил, что на 14 октября 2014 г. нарушения были устранены, леса демонтированы, но доказательств этого он в суд не представлял. На место аварии выезжал следственный комитет, а потом инспектор по труду собирал доказательства. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении ему не вручалось.

Исследовав материалы дела, считаю постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а согласно требованиям ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Однако судьей Петроградского районного суда Санкт-Петербурга данные требования закона не выполнены.

Так, вывод постановления судьи об устранении допущенных ООО «Управляющая Строительная Компания «Петербургской Камнеобрабатывающей Компании» нарушений, что повлияло на вид и размер назначенного наказания, не мотивирован ссылками на какие-либо доказательства, в связи с чем является необоснованным.

Кроме того, используя в качестве доказательств по настоящему делу протокол осмотра места происшествия и служебную записку государственного инспектора труда, суд не рассмотрел вопрос о положениях закона, в соответствии с которым указанные доказательства были получены. Не указано судом и в соответствии с какими положениями закона должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, были добыты иные указанные в постановлении доказательства по делу.

Таким образом, вопрос о допустимости использованных по делу доказательств не исследован.

При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения дела не выполнены предусмотренные ст.26.11 КоАП РФ требования, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ и на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления судьи и направление дела на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат исследованию остальные доводы жалобы.

С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 05 ноября 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Управляющая Строительная Компания «Петербургской Камнеобрабатывающей Компании» отменить, дело возвратить в Петроградский районный суд на новое рассмотрение.

Судья Широкова Е.А.