РЕШЕНИЕ
12 января 2018 года
Судья Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону Гелета А.А. рассмотрев жалобу Управления федерального казначейства по <...> на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Ростова-на-Дону от ... г., которым прекращено производство по делу в отношении ФИО1 по ч.1 ст.15.11 КоАП РФ в связи отсутствием состава правонарушения,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского судебного района г. Ростова-на-Дону от ... г. производство по делу по ч.1ст.15.11 КоАП РФ в отношении начальника МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, представитель УФК по Ростовской области принес жалобу, в которой просит постановление отменить и дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №2.
Представитель Управления федерального казначейства по Ростовской области по доверенности в судебном заседании поддержала жалобу.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу- ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы, бухгалтерскую ошибку не отрицала, но считала, что это вина бухгалтера, она не является субъектом административного правонарушения, объяснила несовершенной автоматической программой отчетности.
Заслушав представителя Управления федерального казначейства по Ростовской области, лицо, в отношении которого ведется производство, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности в п.1 Примечании к вышеизложенной норме, понимается в числе прочих искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно ч. 2,8 ст. 13 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета и считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта
Согласно протокола об административном правонарушении № от ... г., на основании приказа Управления Федерального казначейства по Ростовской области от ... г.№, выданного руководителем Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - УФК по Ростовской области), должностными лицами УФК по Ростовской области с ... г. по ... г. проведена выездная плановая проверка использования средств из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2016 году в соответствии с правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ... г.№» в МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» (<...> за период с ... г. по ... г. по результатам которой подписан акт выездной проверки МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» ... г.
В адрес Управления по акту от ... г. от МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» ... г. поступили возражения (от ... г. вх. №). В ходе вышеуказанной проверки установлено следующее.
Согласно Положению о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также об установлении формы предоставления им мер ~"> социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденному Постановлением Правительства РО от ... г.№ (далее - Положение от ... г.№), меры социальной поддержки (далее - МСП) по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ) и производятся по выбору получателей через организации почтовой связи или перечислением на лицевой счет в кредитной организации (банке).
Для осуществления услуг по доставке социальных выплат через почтовое отделение МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» заключен договор с ФГУП «Почта России» от ... г.№
Согласно положениям пунктов 3.2.5, 3.2.6 договора от ... г.№151ежемесячно производится сверка расчетов по доставке социальных выплат. МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» составляют акты сверки с ФГУП «Почта России» по фактически доставленным социальным выплатам и причитающему вознаграждению и направляют в почтамт для сверки и подписания.
Согласно данным акта сверки расчетов по выплате социальных пособий между МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» и ФГУП «Почта России» (в рамках договора с ФГУП «Почта России» от ... г.№ от ... г. № б/н за декабрь 2016 года, на начало месяца числилась задолженность (дебиторская) МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» в сумме 247527,42 рублей.
МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» перечислено ФГУП «Почта России» в декабре 2016 года на доставку социальных пособий -...., что подтверждено заявками на кассовый расход от ... <...>, от ... г.№; от ... г.№, №, 3204; платежными поручениями от ... <...> руб., от ... <...> руб., от ... <...> руб., от ... <...> руб., от ... <...> руб., от ... <...> руб.; выписками из лицевого счета получателя бюджетных средств № за ... г..
Фактически выплаченная сумма социальных пособий в декабре 2016 года составила - 2 805 330,06 рублей. Задолженность ФГУП «Почта России» перед МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» на конец декабря 2016 года составила -1 741 991,01 рублей. Отчет о выплате федеральных льгот отделениями связи за декабрь 2016 года предоставлен ... г..
Пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Для ведения бюджетного учета применяются унифицированные формы ^ первичных учетных документов, утвержденные Приказом Минфина России от, ... г.№н «Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений» (далее - приказ Минфина России от ... г.№н), а также и другие унифицированные формы первичных учётных документов (в случае их отсутствия в приказе Минфина России от ... г.№н). Акт сверки расчетов не является унифицированной формой, однако он содержит обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 7 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от ... г.№н (далее - Инструкция от ... г.№н) и подписи руководителя субъекта или уполномоченных ими на то лиц. Таким образом, на основании пункта 8 Инструкции от ... г.№н документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии в документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.
Подписание акта сверки расчетов сторонами по договору от ... г.№ означает подтверждение наличия задолженности. Таким образом, МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» подтверждает задолженность ФГУП «Почта России» перед ним, но не отражает эту задолженность по данным бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности по состоянию на ... г..
В нарушение пунктов 1, 3 статьи 9, пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 3, 4, 1,9, 11 Инструкции от 01.12.2010 № 157н дебиторская задолженность в сумме 1 741 991,01 руб., отраженная по данным акта сверки расчетов по выплате социальных пособий между МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» и ФГУП «Почта России» за декабрь 2016 года, списана при отсутствии первичных документов подтверждающих данные выплаты в декабре 2016 года, и не числилась по данным бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности по состоянию на 01.01.2017, что привело к искажению (занижению) по строке 260 Баланса главного распорядителя, распорядителя получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (форма 0503130) МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» по состоянию на 01.01.2017 (не менее чем на 10 процентов по строке).
Искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов влечет административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, а именно: «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».
Состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ является формальным, без определения формы вины, т.е. для привлечения к административной ответственности за совершение данного состава правонарушения, достаточно установить в действиях лица единственный элемент объективной стороны состава административного правонарушения - противоправное деяние, которое заключается в искажении любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, при этом вне зависимости от правовых последствий такое правонарушение считается оконченным в момент совершения конкретных операций по составлению и подписанию форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащих недостоверные сведения как при умышленной так и при неосторожной формах вины. Доводы жалобы в этой части основаны на правильном толковании закона.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судом установлено, что для осуществления услуг по доставке социальных выплат через почтовое отделение МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» заключен договор с ФГУП «Почта России» от ... г.№.
Согласно положениям пунктов 3.2.5, 3.2.6, 3.2.1 договора от ... г.№ ежемесячно должна производится сверка расчетов по доставке социальных выплат до 25 числа текущего месяца, для отражения кредиторской задолженности, в том числе и на конец года.
Вместе с тем, отчет о выплате федеральных льгот отделениями связи за декабрь 2016 года предоставлен ... г..
Задолженность ФГУП «Почта России» перед МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» на конец декабря 2016 года составила - 1 741 991,01 рублей.
Подписание акта сверки расчетов сторонами по договору от ... г.№ означает подтверждение наличия задолженности.
Вместе с тем, МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» подтверждая задолженность ФГУП «Почта России» перед ним, не отражает эту задолженность по данным бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности по состоянию на ... г..
Таким образом, установленный договором на доставку социальных выплат на территории Ростовской области № от ... г. порядок предоставления отчетов и актов сверок о доставленных и недоставленных в текущем месяце суммах выплат федеральных льгот отделениями связи, не соблюдался.
Согласно пункту 3.4 Устава МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону от ... г.№, начальник Управления без доверенности действует от имени Управления, в том числе представляет интересы Управления, совершает сделки, подписывает бухгалтерскую отчетность, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками для исполнения.
В рамках исполнения своих должностных обязанностей вышеуказанный договор от имени МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» заключен в лице начальника ФИО1.
Однако никаких мер со стороны МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» по понуждению ФГУП «Почта России» к исполнению обязанности своевременного предоставления отчетности о выплате федеральных льгот отделениями связи не совершалось.
Таким образом, бездействие начальника, как лица, действующего без доверенности от имени МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону», осуществляющего в соответствии с п. 3.1.5.8 должностной инструкции контроль за сбором, обработкой и анализом данных по годовым отчетам учреждения, привело к отсутствию необходимой, для бухгалтерского учета первичной документации, невозможности достоверного отражения указанного показателя в отчетности на конец года т.е. ее искажению.
Согласно должностной инструкции начальника МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района города Ростова-на-Дону», утвержденной приказом Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону от ... г. (подписанной ФИО1... г.), руководитель учреждения осуществляет руководство текущей деятельностью МКУ «УСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» на основе единоначалия и несет персональную ответственность за результаты деятельности учреждения, осуществляет общий контроль и руководство деятельностью работников учреждения, осуществляет контроль обеспечения целевого использования бюджетных средств, контролирует своевременность предоставления отчетности учреждением, подписывает и обеспечивает представление ГРБС отчета об исполнении сметы доходов и расходов учреждения.
При рассмотрении данного дела судья не дав оценку всем собранным доказательствам по делу, принял объяснения ФИО1 о своей невиновности и пояснения ФИО1 о том, что ответственность за полноту и достоверность бухгалтерской отчетности должностной инструкцией закреплена за главным бухгалтером за основу, неправильно истолковал нормы законодательства РФ и в конечном счете пришел к ошибочному выводу об отсутствии состава административного правонарушения. Такая ошибка при рассмотрении дела признается существенной, не позволившей всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.15.11 КоАП РФ не истек.
Жалоба Управления федерального казначейства по Ростовской области как законная и обоснованная подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Управления федерального казначейства по Ростовской области- удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского судебного района г. Ростова-на-Дону от 27.10.2017 года о прекращении производства по делу в отношении ФИО1 за отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ отменить, возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №3 Октябрьского судебного района г. Ростова-на-Дону.
Судья
?