Материал №12-35/2020
Р Е Ш Е Н И Е
06 октября 2020 года п.Нижнегорский Судья Нижнегорского районного суда Республики Крым Белякова В.Н., при секретаре Ибрагимовой А.С., с участием лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №№ Нижнегорского судебного района (Нижнегорский муниципальный район) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, гражданка РФ, имеющая высшее образование, не состоящая в зарегистрированном браке, работающая начальником отдела муниципального контроля администрации Нижнегорского района РК, зарегистрированная по адресу: <адрес>, фактически проживающая по адресу: <адрес>
привлечена к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №№ Нижнегорского судебного района (Нижнегорский муниципальный район) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратилась в Нижнегорский районный суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №№ Нижнегорского судебного района (Нижнегорский муниципальный район) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что из сути заявления гражданки ФИО4 следует, что цели направленного обращения, принятие мер в отношении незаконных действий семьи ФИО6 и ФИО5, выразившихся, по мнению заявителя в использовании «незарегистрированных наёмных рабочих», цель подачи обращения была достигнута, права ФИО4 не нарушены.
На указанную жалобу прокурором <адрес> Республики Крым поданы возражения в которых прокурор просит постановление мирового судьи судебного участка №№ Нижнегорского судебного района (Нижнегорский муниципальный район) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения. Возражения мотивированы тем, что в нарушение требований ст.8 Федерального Закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ФИО1, являющаяся должностным лицом, ответственным за рассмотрение вышеуказанного обращения, заявление ФИО4 в части доводов о нарушении ФИО5 и ФИО6 трудового законодательства, в частности доводов о получении рабочими денежных средств «в конверте», неформальной занятости, решение которых не входит в компетенцию органа местного самоуправления в течении семи дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, не направлено. Фактические и юридические обстоятельства по делу мировым судьей установлены и приведены в постановлении верно, выводы мотивированы, процессуальных нарушений допущено не было. Доводам ФИО1 об отсутствии ее вины в совершении административного правонарушения мировым судьей дана надлежащая правовая оценка. Наказание назначено в пределах санкции статьи 5.59 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ. Основания для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения отсутствуют.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО1 поддержала требования, изложенные в жалобе, просила их удовлетворить, отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. При этом пояснила, что вину в совершении административного правонарушения признает в полном объёме.
ФИО4 в судебное заседание не явилась. О дне и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщила.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав пояснения заявителя ФИО1, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Исходя из части 1 статьи 2 Закона N59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Частями 1 и 2 статьи 12 Закона N59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 данного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Частью 1 ст.9 Закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ст.10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в свою очередь, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
На основании частей 3,4 статьи 8 Закона N59-ФЗ в том случае, если письменное обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, или решение вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, письменное обращение (его копия) направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Согласно правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 года N1163-О, от 23 июня 2016 года N1230-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Закона N59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Указанные законоположения предполагают, что во всяком случае гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, судебного участка №№, согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации Нижнегорского района требований Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту Закон). Согласно ч.1 ст.2 Федерального Закона №59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Установлено, что, в порядке ст.2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на имя главы администрации Нижнегорского района ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Нижнегорского района по электронной почте поступило обращение ФИО4 о нарушениях противоэпидемиологического, трудового, налогового законодательства, требований охраны труда, а также иного законодательства ФИО6 и ФИО5 Указанное обращение зарегистрировано в администрации Нижнегорского района ДД.ММ.ГГГГ под вх.№№. Должностным лицом, ответственным за рассмотрение указанного обращения, заместителем главы администрации определена ФИО1 В нарушении требований ст.8 Закона, ФИО1, являющейся должностным лицом, ответственным за рассмотрение вышеуказанного обращения, заявление ФИО4 в части доводов о нарушении ФИО5 и ФИО6 трудового законодательства, в частности доводов о получении рабочими денежных средств «в конверте», неформальной занятости, решение которых не входит в компетенцию органа местного самоуправления в течении семи дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, не направлено. Государственную функцию по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Инспекция по труду Республики Крым. Указанные полномочия закреплены в Административном регламенте исполнения Инспекцией по труду Республики Крым государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном приказом Инспекции по труду Республики Крым от 29.05.2019 года №95. Согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№№-л, ФИО1, переведена на должность муниципальной службы начальника отдела муниципального контроля администрации Нижнегорского района Республики Крым. Пунктом 3.1 должностной инструкции начальника отдела муниципального контроля администрации Нижнегорского района Республики Крым ФИО1, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, установлена обязанность рассматривать письменные обращения граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2009 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в пределах компетенции отдела, подготавливать ответы на них. Ответственность начальника отдела ФИО1 за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, предусмотрена ст.3.3 указанной должностной инструкции.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу и проверенными в судебном заседании доказательствами: решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№№; обращением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации Нижнегорского района, резолюциями главы администрации и заместителя главы Администрации; ответом главы администрации Нижнегорского района от ДД.ММ.ГГГГ№№ на обращение ФИО4, в том числе в электронном формате путем отправления ответа на электронный адрес ФИО4; выпиской из журнала учёта входящей корреспонденции Администрации Нижнегорского района; распоряжением Администрации Нижнегорского района от ДД.ММ.ГГГГ№№ о переводе ФИО1 на должность начальника отдела муниципального контроля администрации Нижнегорского района с ДД.ММ.ГГГГ; должностной инструкцией начальника отдела муниципального контроля ФИО1; объяснениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением прокурора Нижнегорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст.5.59 КоАП РФ и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 5.59 КоАП административным правонарушением признается нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу статьи 33 Конституции РФ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с Уставом муниципального образования Нижнегорского района Республики Крым администрация Нижнегорского района является органом местного самоуправления.
Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№№ФИО1 переведена ДД.ММ.ГГГГ на должность муниципальной службы – начальника отдела муниципального контроля администрации Нижнегорского района Республики Крым.
Пунктом 3.1. должностной инструкции начальника отдела муниципального контроля администрации <адрес> Республики Крым ФИО1, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, установлена обязанность рассматривать письменные обращения граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2009 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в пределах компетенции отдела, подготавливать ответы на них.
Ответственность начальника отдела ФИО1 за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, предусмотрена ст.3.3 указанной должностной инструкции.
Мировым судьей установлено, что в порядке ст.2 Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на имя Главы администрации Нижнегорского района ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Нижнегорского района по электронной почте поступило обращение ФИО4 о нарушениях противоэпидемиологического, трудового, налогового законодательства, требований охраны труда, а также иного законодательства ФИО6 и ФИО5.
В нарушение требований ст.8 Закона, ФИО1, являющаяся должностным лицом, ответственным за рассмотрение вышеуказанного обращения, заявление ФИО4 в части доводов о нарушении ФИО5 т ФИО6 трудового законодательства, в частности доводов о получении рабочими денежных средств «в конверте», неформальной занятости, решение которых не входит в компетенцию органа местного самоуправления в течении семи дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, не направлено.
Государственную функцию по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Инспекция по труду Республики Крым. Указанные полномочия закреплены в Административном регламенте исполнения Инспекцией по труду Республики Крым государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном приказом Инспекции по труду Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№.
Совокупность исследованных доказательств обоснованно признана мировым судьей судебного участка №№ достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1
Таким образом, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении были исследованы все обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, и ФИО1 обосновано признана мировым судьёй судебного участка №№ виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы заявителя о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, не может служить основанием для отмены принятого мировым судьей по делу судебного постановления, ввиду следующего.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Таким образом, из анализа вышеизложенного следует, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, однако данное решение является правом, а не обязанностью суда.
Учитывая, что в результате несвоевременного направления обращения нарушено конституционное право ФИО4 на обращение в орган государственной власти, оснований для признания совершенного начальником отдела муниципального контроля администрации Нижнегорского района Республики Крым ФИО1 правонарушения малозначительным, не имеется.
Совокупность исследованных доказательств обоснованно признана мировым судьёй судебного участка №№ достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьёй 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено мировым судьёй судебного участка №№ с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ФИО1 с учётом положений статей 3.1,3.8,4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи 5.59 названного Кодекса, с учётом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного.
Существенных нарушений процессуальных и материальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении мировым судьёй не допущено.
Таким образом, обжалуемое постановление мирового судьи является законным и обоснованным, в связи с чем, жалоба по изложенным в ней основаниям подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3,30.6,30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №№ Нижнегорского судебного района (Нижнегорский муниципальный район) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ - оставить без изменения.
Жалобу ФИО1 - оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в порядке, установленном ст.30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: