Дело № 12-35/2020
Р Е Ш Е Н И Е
пгт. Кировский 18 сентября 2020 г.
Судья Кировского районного суда Приморского края Щербелев А.Ю., с участием прокуроров Безноговой Е.О., Крейновича Д.Ю., лица привлечённого к административной ответственности – ФИО1, защитника Дубинина С.А.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица ФИО1 на постановление и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору № 03П-40-0252П от 21.07.2020 которым должностное лицо сетевого района 2 группы Кировского района электрических сетей АО «ДРСК» филиала «Приморские электрические сети» СП Приморские ЗЭС ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору № (далее отдел энергетического надзора по ПК ДВУ Ростехнадзора) № 03П-40-0252П от 21.07.2020 должностное лицо сетевого района 2 группы Кировского района электрических сетей АО «ДРСК» филиала «Приморские электрические сети» СП Приморские ЗЭС ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
С указанным постановлением ФИО1 не согласился, подал жалобу, в которой просит отменить постановление № 03П-40-0252П от 21.07.2020, по следующим основаниям. Прокурором были превышены полномочия при вынесении постановления о возбуждении в отношении него постановления об административном правонарушении, поскольку, положения ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются к отношениям, связанным с осуществлением прокурорского надзора (п.3 ч. 3 ст.1). Данное постановление, вынесено не уполномоченным на то лицом, и является незаконным. Считает, что аварийные отключения потребителей электроэнегрии по ст. 9.11 КоАП РФ не входят в «Перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», а подпадают под постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 15.09.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ. Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности № 03П-40-0252П вынесено 21 июля 2020 года, по истечению пятнадцатидневного срока со дня получения органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, вину в совершении правонарушения не признал, поддержал доводы жалобы, и пояснил, что в материалах дела не имеется доказательств того, что он не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности по организации ремонтной и эксплуатационной деятельности, организации работ по своевременному и качественному выполнению ремонтов и текущей эксплуатации оборудования, организации работ по планированию ремонтных и эксплуатационных работ с учетом целевых программ, дефектов оборудования, результатов периодических осмотров, обходов, диагностики и технического освидетельствования оборудования, контролю состояния энергетического оборудования, что привело к разрушению изоляторов, обрыву проводов, выгоранию автоматического выключателя в ТП, перегоранию предохранителя, поскольку причиной этого явились обильные осадки, падение веток, деревьев и т.п., о чем имеются акты и проверки. Свои должностные обязанности он выполняет в соответствии с планами и действующим законодательством. О дате и времени рассмотрения постановления прокурора административным органом, он был извещен надлежащим образом, в административный орган представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Защитник Дубинин Д.А. в судебном заседании жалобу ФИО1 поддержал.
Прокурор Безногова Е.О. в судебном заседании заявила, что оспариваемое постановление законное и обоснованное.
Прокурор Крейнович Д.Ю. в судебном заседании заявил об оставлении оспариваемого постановления без изменения.
Выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 21.07.2020 и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю ФИО9 в отношении должностного лица – главного инженера сетевого района 2 группы Кировского района электрических сетей АО «ДРСК» филиала «Приморские электрические сети» СП Приморские ЗЭС ФИО1 вынесено постановление № 03П-40-0252п о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, образует нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Диспозиция статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является отсылочной (бланкетной) к требованиям правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо-и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Таким образом, поскольку ФИО1 вменяется ненадлежащее содержание электрических сетей, по делу должно быть установлено нарушение им конкретных требований правил по их содержанию.
Основанием для привлечения должностного лица – главного инженера сетевого района 2 группы Кировского района электрических сетей АО «ДРСК» филиала «Приморские электрические сети» СП Приморские ЗЭС ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, послужили материалы прокурорской проверки по вопросу аварийного отключения 22.01.2020 на КТП 6047 ВЛ 0,4 Ф-1 «Быт», с. Степановка. В результате аварийного отключения жители с. Степановка оставались без электроэнергии 1 час 50 мин. Причина отключения связана с регулировкой стрелы провиса провода от КТП до опоры № 1.
Постановлением о назначении административного наказания от 21.07.2020 № 03П-40-0252п, в действиях (бездействии) ФИО1 было установлено нарушение требований пунктов 5.7.1, 5.7.5 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года № 229 (далее – Правила эксплуатации). При этом нарушение тех же пунктов не было вменено ФИО1 в постановлении и.о. прокурора Кировского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.02.2020.
Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что с выводами административного органа согласиться нельзя, на основании следующего.
В силу пункта 5.7.1 ПТЭЭСиС при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.
Пунктом 5.7.5 ПТЭЭСиС при техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа.
Между тем, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.02.2020 и в постановлении и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю от 21.07.2020 сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения, не конкретизированы, из описания обстоятельств дела нельзя сделать вывод, какие конкретно противоправные действия или бездействие совершил ФИО1, которые бы указывали на нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, им правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Само по себе изложение п.п. 5.7.1, 5.7.5 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» описанием объективной стороны правонарушения не является.
То обстоятельство, что аварийное отключение произошло в связи с регулировкой стрелы провиса провода от КТП до опоры № 1, само по себе недостаточно для признания ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, поскольку не свидетельствует о возникновении этого аварийного отключения вследствие ненадлежащего исполнения данным должностным лицом Правил эксплуатации.
Из постановления от 21.07.2020 № 03П-40-0252п не представляется возможным установить, на основании каких положений Правил и имеющихся в деле доказательств административный орган пришел к выводу о том, что ФИО1 не в полном объеме организованы техническое обслуживание, плановые ремонты и модернизация электросетей, а также какие мероприятия по обслуживанию, ремонтам и модернизации сетей им не выполнены.
Судом принимается во внимание, что имеется письмо АО «ДРСК» о причине аварийного отключения № 02-103-14.3-24/81/81 от 24.01.2020, вызванных провисанием и схлестами проводов.
Из указанного письма следует, что отключение связано с регулировкой провода между КТП-6047 и опорой № 1. При этом длительность данного отключения составила 1 час 50 минут, что не нарушает п. 1.2.18 «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ 7 издание), согласно которым бытовой потребитель приравнен к потребителю третьей категории и в соответствии с Правилами п. 1.2.21 для электроприемников третьей категории электроснабжения, может выполнять питание от одного источника, при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения не превышает 1 суток. В соответствии с п. 9 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 допустимая продолжительность перерыва электроснабжения при одном источнике питания 24 часа. Нарушений по вине должностных лиц АО «ДРСК» в подаче электроэнергии не установлено.
Указанные причины не свидетельствуют о том, что ФИО1 были допущены какие-либо нарушения нормативных требований, предъявляемых к порядку технической эксплуатации электрических сетей, в том числе указанных в обжалуемом постановлении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку объективная сторона административного правонарушения, инкриминируемого ФИО1, в нарушение вышеназванных положений закона должным образом не изложена ни в обжалуемом постановлении, ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, оспаривание постановление, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
Иные доводы жалобы судом не обсуждались, поскольку не влияют на принятие настоящего решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 - удовлетворить.
Постановление и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору № 03П-40-0252П от 21.07.2020 которым должностное лицо сетевого района 2 группы Кировского района электрических сетей АО «ДРСК» филиала «Приморские электрические сети» СП Приморские ЗЭС ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, – отменить, а производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 – прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения.
Судья А.Ю. Щербелев