ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/20 от 21.05.2020 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12-35/2020

Р Е Ш Е Н И Е

с. Красноборск 21 мая 2020 года

Судья Красноборского районного суда Архангельской области Гарбуз С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования «Алексеевское» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору ФИО2 от 31.03.2020, которым глава администрации МО «Алексеевское» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением главного государственного инспектора Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору № 18 от 31.03.2020 должностное лицо - глава администрации МО «Алексеевское» ФИО1, за нарушение требований пожарной безопасности, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Глава МО «Алексеевское» ФИО1 обратился в Красноборский районный суд 13 апреля 2020 года с жалобой на указанное постановление должностного лица по тем основаниям, что данным постановлением администрации вменяется правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

В пункте 1 постановления указано: не предусмотрена система мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, не оказывается поддержка при осуществлении ими своей деятельности.

Однако система мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных предусмотрена. Распоряжением администрации МО «Алексеевское» от 20.12.2011 № 141р «Об оказании поддержки деятельности добровольной пожарной охраны на территории МО «Алексеевское» в бюджет муниципального образования «Алексеевское» включаются расходы на оказание поддержки деятельности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных. Решением Совета депутатов МО «Алексеевское» от 23.10.2013 № 42 «Об утверждении Положения о муниципальной поддержке деятельности добровольной пожарной охраны на территории МО «Алексеевское», утверждены меры муниципальной поддержки добровольных пожарных. Действовавшая в период с 2012 года по 2016 год команда добровольных пожарных в п. Дябрино в настоящее время деятельность на территории МО «Алексеевское» не осуществляет. В администрацию МО «Алексеевское» поступило заявление от членов добровольной пожарной команды в п. Дябрино об исключении из числа добровольных пожарных, в связи с чем, оказание поддержки не осуществляется.

Согласно пункта 4 оспариваемого постановления не обеспечена организация пропаганды в области пожарной безопасности. Пропаганда в области пожарной безопасности организована, так постановлением администрации МО «Алексеевское» от 10.09.2019 № 159 «Об организации обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности в муниципальном образовании» утверждено Положение об организации обучения неработающего населения на территории МО «Алексеевское». Постановлением администрации МО «Алексеевское» от 18.04.2018 № 45 «Об организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей на территории муниципального образования «Алексеевское» утверждено положение о проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей на территории МО «Алексеевское». Также в администрации имеются памятки о мерах пожарной безопасности в жилищном фонде на территории Архангельской области, которые распространяются среди жителей поселения. Просит постановление № 18 от 31.03.2020 о назначении административного наказания отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании глава администрации МО «Алексеевское» ФИО1, его защитник Капустина Н.М. поддержали жалобу по тем же основаниям, представили дополнительные доказательства в обоснование жалобы, просили постановление отменить. Пояснил, что члены добровольной пожарной дружины написали в 2016 году заявления о выходе, после того, как, будучи пенсионерами, недополучили прибавку к пенсии как неработающие пенсионера, а полученное материальное стимулирование не было примерно равным недополученной части пенсии. Профилактика в поселении ведется, населению раздаются памятки, сам глава прошел обучение по программе обучения неработающего населения.

Главный государственный инспектор Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору ФИО2 в судебном заседании с жалобой не согласился, указав, что дополнительно представленные документы не были представлены главой ни до составлении протокола, ни после, до вынесения постановления, несмотря на то, что главе предлагалось представить документы в распоряжении № 32 от 10.03.2020 с которым глава был ознакомлен в день вынесения распоряжения. В 2019 году по обращению Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области была внеплановая проверка, по результат которой выявлены нарушения, для контроля устранения которых и было издано распоряжение № 32 от 10.03.2020.

Представленные главой нормативные акты, касающиеся профилактики составлены формально, конкретные действия по профилактике не проводятся, в частности в поселении не проводятся учебы с неработающим населением, журнал обучения не ведется. Относительно деятельности добровольной пожарной охраны в п. Дябрино, помещение поселением выделено, получено оборудование и обмундирование, однако добровольных пожарных нет, ими написано заявление о выходе в связи с недостаточным финансированием их деятельности, однако глава не запрашивает дополнительные денежные средства на стимулирование данных добровольцев с целью привлечения их вновь к данной деятельности. Оборудование храниться в выделенном здании, которое не отапливается надлежащим образом, что создает ненадлежащие условия для хранения этого оборудования. Необходимость в функционировании добровольной пожарной охраны в п. Дябрино имеется, и является острой проблемой, поскольку ближайшие подразделения государственной пожарной охраны находятся на расстоянии больше, чем в 20 минутах прибытия, поскольку поселок Дябрино от села Красноборска отделяет река Северная Двина.

Проверив материалы дела, выслушав главу администрации МО «Алексеевское» ФИО1, его защитника Капустину Н.М. допросив главного государственного инспектора ФИО2, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в период с 10 часов 05 минут __.__.______г. по 11 часов 00 минут __.__.______г., по адресам: <адрес>; населенных пунктов по адресу: <адрес>, была проведена внеплановая проверка, на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области ФИО2 № *** от __.__.______г. за соблюдением требований пожарной безопасности.

24.03.2020 были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ об административных правонарушениях и частями 6,6.1 и 7 статьи 20.4 КоАП РФ, изложенных в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390; Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; Свод Правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 178) (ранее - п. 2.11, 8.16 СниП 2.04.02-84).

Постановлением главного государственного инспектора Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору от 31 марта 2020 года должностное лицо - глава администрации МО «Алексеевское» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения (л.д. 4-5).

ФИО1, являясь главой администрации МО «Алексеевское», в силу занимаемой должности в соответствии со ст. 37 и ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994), допустил кроме указанных, а п. 2 и 3 постановления (которые главой не оспариваются) следующие нарушения:

1. Не предусмотрена система мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, не оказывается поддержка при осуществлении ими своей деятельности. Основание: п. 9 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

4. Не обеспечена организация пропаганды в области пожарной безопасности. Основание: п. 8 ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Главой поселения в судебном заседании в обоснование возражения жалобы представлены копии следующих нормативных документов, принятых по вопросам деятельности добровольной пожарной охраны и организации пропаганды:

распоряжения главы администрации МО «Алексеевское» № 141р от 20.12.2011 «Об оказании поддержки деятельности добровольной пожарной охраны на территории МО «Алексеевское»;

решения Совета депутатов третьего созыва от 23.10.2013 № 42 «Об утверждении Положения о муниципальной поддержке деятельности добровольной пожарной охраны на территории МО «Алексеевское»;

решения Совета депутатов третьего созыва от 24.10.2014 № 25 «О внесении изменений в решение Совета депутатов № 42 от 23.10.2013 «Об утверждении Положения о муниципальной поддержке деятельности добровольной пожарной охраны на территории МО «Алексеевское»;

постановления администрации МО «Алексеевское» № 45 от 18.04.2018 «Об организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей на территории муниципального образования «Алексеевское»;

Положения о проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей на территории МО «Алексеевское»;

постановления администрации МО «Алексеевское» от 10.09.2019 № 159 «Об организации обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности в муниципальной образовании»;

Положения по организации обучения неработающего населения на территории МО «Алексеевское»;

акта проверки материально-технического оснащения и организации деятельности территориального подразделения добровольной пожарной охраны ДПК Архангельской области в п. Дябрино МО «Алексеевское» от 10.01.2017.

Так же представлен скриншот страницы администрации МО «Алексеевское» размещенной на сайте администрации МО «Красноборский муниципальный район» из которого видно, что администрацией на сайте размещены Памятки: «Основные причины возникновения пожаров», «Причины пожаров», «Правила поведения при пожаре в квартире», а так же представлены корешки о проведенных инструктажах и получении памяток населением в период с 2017 по 2020 годы.

Указанные документы не были представлены главой поседения инспектору, однако частично свидетельствуют о проводимой главой работе по организации пропаганды.

В оспариваемом постановлении как не выполненная инспектором указана норма п. 8 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой к первичным мерам пожарной безопасности относится организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.

В развитие указанной нормы на территории Архангельской области принят Закон Архангельской области от 20.09.2005 N 86-5-ОЗ "О пожарной безопасности в Архангельской области" и Постановление Правительства Архангельской области от 10.11.2009 N 148-пп "Об утверждении положения об организации обучения неработающего населения Архангельской области мерам пожарной безопасности".

Согласно п. 10 «Положения об организации обучения неработающего населения Архангельской области мерам пожарной безопасности» обучение неработающего населения мерам пожарной безопасности проводится в следующих формах:

1) противопожарный инструктаж, который в обязательном порядке регистрируется в журнале инструктажей;

2) лекции, беседы, показ учебных фильмов на противопожарную тематику, которые могут проводиться как индивидуально (в ходе обследования жилых домов, рейдов, патрулирований), так и с группой лиц (при проведении массовых мероприятий);

3) самостоятельная подготовка - изучение неработающими гражданами мер пожарной безопасности, публикуемых в средствах массовой информации. Обучение по данной форме производится также посредством издания и распространения среди неработающего населения специальной литературы, пособий, памяток, листовок, буклетов, иной рекламной продукции, оборудования стендов на противопожарную тематику;

4) учения и тренировки по отработке практических действий при пожарах - проводятся по планам органов местного самоуправления;

5) противопожарная пропаганда, которая осуществляется через средства массовой информации, а также посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, оборудования противопожарных уголков и стендов, устройства тематических выставок, смотров, конкурсов и использования других, не запрещенных законодательством форм информирования населения.

Из представленных главой документов видно, что журнал инструктажей не ведется, однако листовки раздаются, о чем свидетельствуют отрезные корешки с подписями населения. В поселении разработана программа обучения, однако ответственным за обучение постановлением от 10.09.2019 был назначен ведущий специалист по вопросам ЖКХ ФИО4, не прошедший обучения и уволенный в настоящее время. Обучение как пояснил сам глава прошел только он сам.

Главой представлено доказательство размещения памяток для населения на сайте администрации района, однако информирования населения путем использования иных средств массовой информации не проводится, доказательств тому не представлено, как и доказательств проведения учений, тренировок.

Поскольку принимаемые главой меры не в полной мере соответствуют нормативным требованиям, то указание в постановлении в п. 4 данного недостатка, образующего самого по себе состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является правомерным.

Рассматривая доводы главы о невозможности привлечения лиц в число добровольных пожарных и а потому и отсутствии заявок на дополнительное финансирование мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, прихожу к следующему.

Указанным в оспариваемом постановлении пунктом 9 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности отнесено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В развитие данной нормы на территории Архангельской области принят Закон Архангельской области от 30.09.2011 N 344-24-ОЗ «О государственной поддержке добровольной пожарной охраны в Архангельской области» согласно ст. 5 которого органы местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны, вправе предусматривать систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и оказывать поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим законом, иными областными законами и муниципальными правовыми актами за счет средств местных бюджетов.

Согласно ст. 6 данного областного закона финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Оказание государственной финансовой поддержки общественным объединениям пожарной охраны государственными органами Архангельской области может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области за счет средств областного бюджета в форме предоставления субсидий.

В статье 8 закона указано, что в целях материального стимулирования органами государственной власти Архангельской области деятельности добровольных пожарных за счет средств областного бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение, которое осуществляется в пределах субсидий, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 настоящего закона.

Как видно из представленных документов на территории поселения, а именно в поселке Дябрино создано территориальное подразделение добровольной пожарной охраны - добровольная пожарная команда в п. Дябрино (ДПК). Для деятельности ДПК выделено здание в поселке, получено от Всероссийского добровольного пожарного общества имущество, оборудование, снаряжение, была набрана команда, однако по причине отсутствия дохода от данной деятельности члены команды одновременно написали заявление о выходе 05.02.2016 и после этой даты команда не формировалась в связи чем, испрашивать дополнительное финансирование на материальное стимулирование нецелесообразно в ввиду отсутствия лиц, которым возможна выплата данного стимулирования. Указанные доводы главы признаю обоснованными.

Как видно из «Положения о муниципальной поддержке деятельности добровольной пожарной охраны на территории МО «Алексеевское» в нем единственной мерой по сравнению с возможными, предусмотренными областным законом мерами муниципальной поддержки указано материальное стимулирование в размере 3000 руб., не предусмотрено ни страхования добровольных пожарных, ни правовой и социальной защиты работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных и членов их семей. Однако обеспечение данных мер поддержки является правом а не обязанностью поселения и напрямую связано с наличием собственных финансовых средств поселения.

В связи с указанным, из объема обвинения, изложенного в постановлении должностного лица, подлежит исключению указание на нарушение главой поселения пункта 9 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

жалобу главы администрации муниципального образования «Алексеевское» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору ФИО2 № 18 от 31.03.2020, удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору № 18 от 31 марта 2020 года в отношении администрации МО «Алексеевское» изменить, исключить из объема обвинения указание на нарушение главой администрации МО «Алексеевское» ФИО1 пункта 9 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В остальной части постановление главного государственного инспектора Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору № 18 от 31 марта 2020 года оставить без изменения, а жалобу главой администрации МО «Алексеевское» ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись С.В. Гарбуз

Верно:

Судья С.В. Гарбуз