Судья Ускова Е.А. Дело № 77-378/2020
(№12-35/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 25 ноября 2020 г.
Судья Кировского областного суда Мазюта Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО «Уржумский спиртоводочный завод» (далее – ОАО «Уржумский СВЗ) Фадеева А.С. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 № 06-02/6-Ю от 25 февраля 2020 г., решение судьи Уржумского районного суда Кировской области от 22 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ОАО «Уржумский СВЗ»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением от 25 февраля 2020 г. № 06-02/6-Ю, вынесенным старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1, ОАО «Уржумский СВЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, назначено наказание виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Уржумского районного суда Кировской области от 22 сентября 2020 г., принятым по жалобе ОАО «Уржумский СВЗ», постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник Фадеев А.С. выражает несогласие с принятыми по делу решениями, просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что ОАО «Уржумский СВЗ» выполняются мероприятия по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощениях их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов, то есть требования по охране недр и гидроминеральных ресурсов соблюдаются, что не может привести к непригодности их к разработке. Считает, что в деле отсутствуют доказательства того, что ОАО «Уржумский СВЗ» явно пренебрегаются нормы публично права и игнорируются, либо ОАО «Уржумский СВЗ» сознательно уклоняется от их исполнения, а вывод суда о том, что ОАО «Уржумский СВЗ» необходимо разработать проектную документацию на проведение работ по переоценке (разведке) месторождений подземных вод на участке не предоставленном для таких целей, противоречит действующему законодательству. По мнению автора жалобы, срок привлечения ОАО «Уржумский СВЗ» к административной ответственности нарушен, поскольку он подлежит исчислению с 13 марта 2014 г. - с момента наступления обязанности произвести оценку эксплуатационных запасов. Кроме того, обращает внимание, что выявленное нарушение совершено впервые, не причинило и не могло причинить серьезного ущерба, и не создало существенной угрозы общественным отношениям, а также интересам граждан, общества и государства, в связи с чем при рассмотрении вопроса о виновности ОАО «Уржумский СВЗ» следует всесторонне исследовать обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины, ущерба, нанесенному при использованиями недрами.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 в письменном отзыве на жалобу указал на необоснованность приведенных в ней доводов и предложил оставить состоявшиеся по делу акты без изменения.
Изучив материалы дела об административных правонарушениях, доводы жалобы, возражений, заслушав защитников ОАО «Уржумский СВЗ» Фадеева А.С., ФИО2, поддержавших доводы жалобы, должностное лицо ФИО1 о законности принятых по делу актов, прихожу к следующему.
Административная ответственность по статье 8.9 КоАП РФ наступает за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, не пригодное для разработки.
Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) не допускается разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) без утвержденных технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (часть 1 статьи 23.2 Закона).
В силу части 1 статьи 9 названного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции – с даты вступления такого соглашения в силу.
Согласно пункту 3 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2010 г. №118, подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
Как следует из материалов дела, ОАО «Уржумский СВЗ» осуществляет пользование недрами на основании лицензии КИР 01034 ВЭ на право пользования недрами с целью добычи подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого производственного водоснабжения (дата государственной регистрации 13 октября 2006 г., срок окончания действия лицензии 13 октября 2031 г.).
17 декабря 2019 г. в ходе проведения плановой выездной проверки Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора (акт проверки от 17 декабря 2019 г. № 262 ПКК) выявлено, что ОАО «Уржумский СВЗ» в нарушение пунктов 1, 2 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона о недрах, подпункта «д» пункта 2 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 № 94 осуществляет пользование недрами - добычу подземных вод для их использования в системах хозяйственно - питьевого и производственного водоснабжения из скважин №11976А, № 50236 и № 11975 (в консервации) Ройского участка недр, расположенного в пределах участка недр, предоставленного ОАО «Уржумский СВЗ» по лицензии КИР 01034 ВЭ, без согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, тем самым, нарушая требования по охране недр и гидроминеральных ресурсов, что может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для привлечения ОАО «Уржумский СВЗ» к административной ответственности по статье 8.9 КоАП РФ и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку должностного лица и судьей районного суда на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Исходя из положений статьи 6 Закона о недрах разведка и добыча полезных ископаемых могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункт 7).
Согласно положениям статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (пункт 2); проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, (пункт 4); предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами (пункт 8).
Как следует из пункта 4.3 договора об условиях недропользования (приложения № 1) к лицензии на пользование недрами КИР 01034 ВЭ, владелец лицензии наделяется правами и несет ответственность как пользователь недр в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области.
Таким образом, ОАО «Уржумский СВЗ» обязано исполнять требования законодательства в сфере недропользования в полном объеме, в том числе и в части требований работы на участке недр в соответствии с техническим проектом либо иным проектным документом.
Доводы жалобы об отсутствии у ОАО «Уржумский СВЗ» обязанностей по составлению проектной документации на проведение работ по переоценке (разведке) месторождений подземных вод, являлись предметом судебной проверки, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом решении, установленные обстоятельства и выводы о виновности ОАО «Уржумский СВЗ» в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого акта.
Действия ОАО «Уржумский СВЗ» верно квалифицированы по статье 8.9 КоАП РФ.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судья районного суда с приведением мотивов не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Не согласиться с данным выводом суда оснований не усматриваю.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности не основаны на законе.
С учетом характера и обстоятельств инкриминируемого ОАО «Уржуский СВЗ» административного правонарушения оно является длящимся
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как указано в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Как видно из материалов дела, правонарушение выявлено 17 декабря 2019 г., оспариваемое постановление вынесено 25 февраля 2020 г., то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности по статье 8.9 КоАП РФ, который в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Оснований для иного порядка исчисления срока давности привлечения к административной ответственности не имеется.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 № 06-02/6-Ю от 25 февраля 2020 г., решение судьи Уржумского районного суда Кировской области от 22 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Уржумский СВЗ» оставить без изменения, жалобу защитника ОАО «Уржумский спиртоводочный завод» Фадеева А.С. - без удовлетворения.
Жалоба на вступившие в законную силу постановление, решения может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренной статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Кировского областного суда Т.Н. Мазюта