ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/20 от 31.08.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

№ 12-35/2020

Дело № 72-267/2020

РЕШЕНИЕ

г. Курган 31 августа 2020 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу акционерного общества «Почта России» на постановление начальника 1 отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта «Петухово-железнодорожный» отдела (пограничной комендатуры) в г. Петухово Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 11 мая 2020 г., представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 11 мая 2020 г., решение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 9 июля 2020 г., вынесенные в его отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника 1 отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта «Петухово-железнодорожный» отдела (пограничной комендатуры) в г. Петухово Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 11 мая 2020 г. акционерное общество «Почта России» (далее – АО «Почта России», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

11 мая 2020 г. начальником 1 отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта «Петухово-железнодорожный» отдела (пограничной комендатуры) в г. Петухово Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям в адрес генерального директора АО «Почта России» М.А. в соответствии со статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Петуховского районного суда Курганской области от 9 июля 2020 г. указанные постановление должностного лица и представление оставлены без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд защитник АО «Почта России» В.К. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях АО «Почта России» состава административного правонарушения. Указывает, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению его работником – начальником почтового вагона Л.Г. режима в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, проведен с ней инструктаж, на котором доведено о необходимости наличия паспорта при въезде и нахождении на территории пункта пропуска, полагает, что вмененное Обществу правонарушение относится к сфере ответственности Л.Г. Кроме того, просит признать незаконным и отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения ввиду необоснованного привлечения АО «Почта России» к административной ответственности.

Представитель АО «Почта России» в рассмотрении жалобы не участвовал, извещен надлежаще, о чем в деле имеется отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.

Считаю возможным рассмотреть дело без участия указанного лица.

Изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 данного Федерального закона основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

В силу статьи 43 указанного Закона лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 963 «О порядке установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» предусмотрено, что правила режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.

В соответствии с пунктом 1 Правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом Росграницы от 27 декабря 2010 г. № 451-ОД, данные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, подданными иностранных государств и лицами без гражданства, а также должностными лицами (работниками) организаций и предприятий независимо от их организационно-правовой формы.

В силу пункта 3 данных Правил режим в пунктах пропуска, функционирующих в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта, аэродрома, устанавливается с учетом требований инструкций по пропускному и внутриобъектовому режимам и планов обеспечения транспортной безопасности, утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 4 указанных Правил, актами руководителей территориальных органов Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации, согласованными с начальниками пограничных органов и начальниками таможен, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, на основании настоящих Правил и с учетом местных условий, а также планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и инструкций по пропускному и внутриобъектовому режиму этих объектов для каждого пункта пропуска, утверждаются правила режима.

В силу пункта 23 данных Правил, запрещается находиться на территории пункта пропуска без установленных документов, с просроченными, неисправными документами, а также с документами, сроки действия которых не начались.

В соответствии с пунктом 11 Правил режима в многостороннем железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Петухово», утвержденных приказом Уральского территориального управления Росграницы от 3 декабря 2015 г. № 67, лица, пересекающие Государственную границу Российской Федерации, осуществляют въезд (выезд) в (из) пункт (а) пропуска на пассажирских транспортных средствах заграничного следования (пассажирские поезда, электропоезда, грузовые и хозяйственные поезда российского формирования, следующие из одной части Российской Федерации в другую ее часть через территорию Республики Казахстан с остановкой в г. Петропавловске), по действительным документам на право пересечения государственной границы при наличии действительного проездного документа на данном транспортном средстве заграничного следования.

Должностные лица транспортного средства заграничного следования осуществляют въезд (выезд) в (из) пункт (а) пропуска по документам на право пересечения государственной границы и служебным удостоверениям с обязательным включением указанных данных в маршрутный лист (грузовую накладную).

В соответствии с пунктом 36 указанных Правил, в пункте пропуска запрещается находиться на его территории без установленных документов, с просроченными, неисправными документами (в том числе с чужими, поддельными), а также с документами, сроки действия которых не начались.

Согласно Приказу ФСБ России от 8 ноября 2012 г. № 562 административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации устанавливает сроки и последовательность действий (административных процедур) по обеспечению исполнения государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (пункты 1 и 2).

Согласно пункту 22 указанного Приказа административная процедура по осуществлению пограничного контроля включает в себя, в том числе, контроль лиц для установления оснований на право выезда из Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию.

Согласно статье 1 «Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан» от 30 ноября 2000 г. граждане государств Сторон, независимо от места проживания, имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств Сторон без виз по одному из действительных документов, указанных в приложениях № 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящему Соглашению.

В силу приложения № 4 к указанному Соглашению граждане Российской Федерации имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом через территории государств – членов Евразийского экономического сообщества по паспорту гражданина Российской Федерации, временному удостоверению личности гражданина Российской Федерации, удостоверению личности, военному билету военнослужащего, проходящего военную службу, при наличии командировочного удостоверения, предписания или отпускного билета, дипломатическому паспорту, служебному паспорту, заграничному паспорту (с символикой Российской Федерации), общегражданскому заграничному паспорту с символикой СССР с записью или отметкой о гражданстве Российской Федерации, паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее), летному свидетельству члена экипажа воздушного судна (при наличии записи в полетном задании), удостоверению личности работника железнодорожного транспорта (во время следования в составе поездных бригад), свидетельству на возвращение в Российскую Федерацию (только для возвращения в Российскую Федерацию).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. № 341 «О взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Казахстан» предусмотрено, что для пересечения российско-казахстанской государственной границы гражданами Российской Федерации и гражданами Республики Казахстан помимо документов, предусмотренных Протоколом к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г., подписанным в г. Астане 24 марта 2005 г., также используются внутренние паспорта (паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение личности гражданина Республики Казахстан).

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц (работников), которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Кроме того, правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников – все это также является проявлением разумной осмотрительности лица, направленной на обеспечение его деятельности.

Как следует из материалов дела, 12 марта 2020 г. в 4:10 в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации прибыл пассажирский поезд № 123 сообщением «Новосибирск-Белгород», путь следования которого связан с пересечением Государственной границы Российской Федерации. Начальник почтового вагона Л.Г. въехала и находилась в пункте пропуска «Петухово» без установленных документов. В ходе проверки документов было установлено, что у Л.Г. отсутствует паспорт гражданина Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Почта России» к административной ответственности по части 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения АО «Почта России» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 28 апреля 2020 г., объяснением Л.Г., объяснением свидетеля А.Ю., дополнительным соглашением к трудовому договору от 2 февраля 2004 г., заключенным между АО «Почта России» и Л.Г., должностной инструкцией начальника почтового вагона, ответом начальника литейного цеха В.В. и другими материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о доказанности вины АО «Почта России» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Вместе с тем доказательств того, что АО «Почта России» были приняты все зависящие от него меры, направленные на осуществление надлежащего контроля за соблюдением его работником правил режима в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, что позволило бы соблюсти установленные законодательством конкретные правила, регулирующие режим в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, и предупредить совершение указанного административного правонарушения, в материалах дела не содержится.

Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Почта России» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судьи или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения судьи. Оснований для иной оценки не имеется.

С учетом изложенного, АО «Почта России», являясь работодателем начальника почтового вагона Л.Г., обязано обеспечить соблюдение ей режима в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, чего сделано не было.

Довод жалобы о том, что вмененное Обществу правонарушение относится к сфере ответственности Л.Г., подлежит отклонению, так как основан на неверном толковании норм законодательства.

Материалы дела не содержат доказательств, которые свидетельствовали бы об отсутствии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины АО «Почта России» в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

Довод жалобы о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению его работником – начальником почтового вагона Л.Г. режима в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, проведен с ней инструктаж, на котором доведено о необходимости наличия паспорта при въезде и нахождении на территории пункта пропуска, в связи с чем АО «Почта России» не может быть привлечено к административной ответственности за совершение указанного правонарушения, является несостоятельным и не свидетельствуют об отсутствии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не влияет на законность постановления должностного лица и вынесенного судебного акта.

Начальник почтового вагона Л.Г. исполняла трудовые обязанности по трудовому договору, заключенному с АО «Почта России», следовательно, Общество несет ответственность за несоблюдение в том числе своими работниками норм действующего законодательства, в частности режима в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «Почта России» в соответствии с санкцией частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целом доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судьи районного суда, не влияют на правильность выводов судьи и по существу сводятся к переоценке уже оцененных судьей доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не допущено.

В связи с тем, что изложенные в представлении обстоятельства, свидетельствуют о неисполнении Обществом обязанностей в части организации и осуществления внутреннего контроля за соблюдением его должностными лицами требований законодательства, касающегося режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также связаны с причинами вмененного АО «Почта России» административного правонарушения и условиями, способствовавшими его совершению, оснований для признания указанного представления незаконным и его отмены не имеется.

При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление начальника 1 отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта «Петухово-железнодорожный» отдела (пограничной комендатуры) в г. Петухово Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 11 мая 2020 г., представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 11 мая 2020 г., решение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 9 июля 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Почта России» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков