ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/2013 от 28.06.2013 Виноградовского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12-35/2013

Р Е Ш Е Н И Е         город Шенкурск, ул.Кудрявцева, д.24                                       28 июня 2013 года

       Судья Виноградовского районного суда Архангельской области Позднякова М.И.,

с участием Третьякова А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Третьякова А.Л. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 18 марта 2013 года ... ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» Третьякова А.Л.,

установил:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 18 марта 2013 года ... ... должностное лицо - председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» Третьяков А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Третьяков А.Л. обратился в суд с жалобой, просит отменить постановление, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Жалобу мотивирует недоказанностью обстоятельств, положенных в основу постановления. Указывает на то, что договор передачи права аренды от 17 января 2011 года является ничтожным, поскольку заключен с нарушением действующего договора ... от 01 декабря 2007 года. Арендованное здание, расположенное по адресу: ..., передано на праве оперативного управления МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 18».

В судебном заседании Третьяков А.Л. жалобу поддержал по доводам, в ней изложенным.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав пояснения Третьякова А.Л., исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из обжалуемого постановления, Третьяков А.Л., являясь должностным лицом - председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район», в нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», без проведения торгов на право заключения договора передачи прав арендатора, согласовал заключение между индивидуальными предпринимателями С. и С.Е. 17 января 2011 года договор передачи права аренды муниципального имущества - нежилого помещения площадью 20,6 кв. м. в здании, расположенном по адресу: ..., в результате иные хозяйствующие субъекты, заинтересованные в аренде муниципального имущества, были лишены права получить рассматриваемое имущество в пользование на тех же условиях.

В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В судебном заседании установлено, что на момент инкриминируемого правонарушения Третьяков А.Л. являлся должностным лицом - председателем комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район», что подтверждается постановлением главы МО «Шенкурский муниципальный район» от 04 февраля 2005 года ..., распоряжением главы МО «Шенкурский муниципальный район» от 30.12.2005 года ..., Положением о комитете по управлением муниципальным имуществом администрации МО «Шенкурский муниципальный район» от 31.03.2006 года ..., распоряжением о прекращении трудового договора от 26.10.2012 года ... ..., согласно которому Третьяков А.Л. уволен с занимаемой должности 31 октября 2012 года.

Как следует из материалов дела, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Шенкурский муниципальный район» на основании договора аренды муниципального имущества ... от 01 августа 2007 года индивидуальному предпринимателю А.Л. на срок с 01 августа 2007 года по 30 июня 2008 года было передано в аренду муниципальное имущество - нежилое помещение, площадью ... кв. м., расположенное по адресу: .... По соглашению сторон срок действия указанного договора продлен на неопределенный срок.

17 января 2011 года между индивидуальным предпринимателем С. и индивидуальным предпринимателем С.Е. заключен договор передачи права аренды указанного нежилого помещения, условия которого свидетельствуют о заключении сторонами договора субаренды, и согласован председателем КУМИ администрации МО «Шенкурский муниципальный район» Третьяковым А.Л. Арендодатель дал согласие на субаренду, не оговорив ее предельного срока.

Доводы жалобы о том, что нежилое помещение по адресу: ..., передано МОУ ДОД «ДШИ № 18» в оперативное управление суд во внимание не принимает, поскольку государственная регистрация данного права произведена 22 ноября 2011 года за ..., то есть после согласования договора субаренды 17 января 2011 года.

Согласно ч. 2 ст. 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствие с ч.2 ст.610 ГК РФ, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

В силу ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора аренды здания или сооружения влечет его недействительность. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

На основании ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Государственная регистрация аренды недвижимого имущества, согласно ст. 26 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

Материалами дела установлено, что договор субаренды нежилого помещения от 17 января 2011 года, исходя из положений ч. 2 ст. 615, ч.2 ст.610 ГК РФ заключенный на неопределенный срок, равно как и договор аренды от 01 августа 2007 года, в установленном законом порядке не зарегистрированы.

Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО от 24 июня 2013 года об отсутствии государственной регистрации договоров аренды нежилого здания по адресу: ... (здание школы).

Поскольку договор субаренды муниципального неждвижимого имущества, заключенный между ИП С. и ИП С.Е. на неопределенный срок, то есть свыше одного года, и подлежащий государственной регистрации в силу ч.2 ст.615, ч.2 ст.651 ГК РФ, в установленном законом порядке не зарегистрирован, то есть считается незаключенным, в законе не содержится норм, исключающих для договоров субаренды применение требования о государственной регистрации, факт согласования указанного договора представителем арендодателя Третьяковым А.Л. не имеет правового значения и не влечет за собой правовых последствий.

Законность передачи в субаренду муниципального имущества индивидуальным предпринимателем находится за пределами рассматриваемого дела.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 ч. 1 КоАП РФ, является нарушение запретов, предусмотренных в ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов и организаций, перечисленных в ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 ч. 1 КоАП РФ, является нарушение требований ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов и организаций, перечисленных в ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно ч.1 ст.2.1 и ст.2.4 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При данных обстоятельствах сделанный в обжалуемом постановлении вывод о наличии в действиях должностного лица Третьякова А.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, является необоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, вынесенное 18 марта 2013 года ... ... руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы Архангельской области Бугаевым Д.В. в отношении должностного лица - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» Третьякова А.Л. является незаконным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 и ч.2 ст.30.7 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

жалобу Третьякова А.Л. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, вынесенное 18 марта 2013 года ... ... руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы Архангельской области Бугаевым Д.В. в отношении Третьякова А.Л., удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, вынесенное 18 марта 2013 года ... ... руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы Архангельской области Бугаевым Д.В. в отношении Третьякова А.Л., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении Третьякова А.Л. прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Виноградовский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                                                                                 М.И.Позднякова