Дело № 12-35/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Ленинский районный суд г. Севастополя, ул. Ленина, д. 31, г. Севастополь
г. Севастополь 08 февраля 2016 года
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Климаков В.Н., с участием представителя заявителя – ФИО1, представившей доверенность от 05.02.2016 года, помощника прокурора Гагаринского района г. Севастополя – Ковылушко О.М., представившей служебное удостоверение ТО № № от 16.02.2015 года, представителя Управления по тарифам города Севастополя – ФИО2, представившей доверенность № 1396 от 29.12.2015 года, удостоверение № №, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе жалобу ФИО3 на постановление о назначении административного наказания от 24.12.2015 года о привлечении ФИО3 по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ к штрафу в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением о назначении административного наказания от 24.12.2015 года, вынесенным и.о. мирового судьи Ленинского судебного района города Севастополя судебного участка № 12 – мировым судьей Ленинского судебного района города Севастополя судебного участка № 15, ФИО4 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит отменить обжалуемое постановление, а производство по делу об административном правонарушении – прекратить. Жалоба мотивирована следующим.
Методики расчета цен на лекарственные препараты при проведении проверки применены неправильно. При формировании цен ООО «Аптека АВ и К» руководствовалось Постановлением № 15/47-М от 26 октября 2015г. «Об утверждении предельных оптовых надбавок и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛП, реализуемых организациями оптовой торговли и розничной торговли (аптечными учреждениями) на территории города федерального значения Севастополя», Письмом Росздравнадзора от 28.01.2010г. № 01И-52/10, ФСТ РФ от 29.01.2010г. № СН-466/7. Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся выполнения Постановления Правительства РФ № 654 от 08.08.2009г. «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», Пояснительной запиской к Постановлению «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства». Примеры формирования цен организациями, применяющими разные системы налогообложения, в соответствии с которыми организация розничной торговли, которая уплачивает единый налог на вмененный доход, т.е. не является плательщиком НДС, формирует розничную цену на ЖНВЛП, суммируя фактическую цену приобретения товара с НДС и розничную надбавку, которая исчисляется от фактической отпускной цены производителя с НДС. Таким образом, методика ими была применена правильно и завышения цены не было. Разъяснением от 14 декабря 2015 года указано, что Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции не наделена полномочиями по разъяснению порядка формирования отпускных цен на ЖНВЛП. Вместе с тем, как отмечается в вышеуказанных Разъяснениях, в письме ФАС России высказала свою позицию по вопросу корректного формирования отпускных цен на ЖНВЛП, которая может носить лишь рекомендательный характер.
Также считает, что проверка проведена неуполномоченным лицом – прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя, с подменой функций прокуратуры, при отсутствии законных оснований для ее проведения – отсутствии информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в связи с чем ее результаты не могут быть использованы в качестве надлежащих и допустимых доказательств ни для составления протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Срок обжалования заявителем не пропущен.
Заявитель на рассмотрение жалобы не явилась, извещена надлежащим образом, причин неявки суду не представила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала. При изложенных обстоятельствах, а также учитывая мнение участников процесса, считаю возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Представитель заявителя ФИО1 поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила отменить обжалуемое постановление, по доводам, изложенным в жалобе, а производство по делу прекратить. Представила суду выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на 05.02.2016 года в отношении ООО «Аптека АВ и К», копию трудового договора № 1 ООО «Аптека АВ и К» от 01.12.2014 года, заключенного между ООО «Аптека АВ и К» и гражданкой РФ ФИО3, копию протокола № 1 Общего собрания участников ООО «Аптека АВ и К» от 01.12.2014 года, копию приказа № 98-Л от 01.12.2014 года о вступлении ФИО3 в должность директора предприятия ООО «Аптека АВ и К».
Представитель прокуратуры Гагаринского района города Севастополя, а также представитель Управления по тарифам города Севастополя возражали против удовлетворения жалобы.
Помощник прокурора Гагаринского района города Севастополя Ковылушко О.М. пояснила, что подмены функций прокуратуры не было. Проверка проводилась на основании поручения прокуратуры города Севастополя, а в прокуратуру города Севастополя указанное поручение поступило из генеральной прокуратуры. Представила суду поручение о проведении проверки исполнения законодательства, регулирующего оборот продовольственных товаров, лекарственных средств и медицинских изделий, а также ценообразование на них, с резолюцией и.о. заместителя прокурора Гагаринского района города Севастополя на Ковылушко О.М. об исполнении раздела второго п. 2,3 задания – в части исполнения законодательства о лицензировании.
Представитель Управления по тарифам города Севастополя – ФИО2 пояснила, что Управление по тарифам города Севастополя совместно с прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проводило проверку соблюдения законодательства, регулирующего порядок ценообразования на ЖНВЛП.
Выслушав участников, исследовав представленные материалы, прихожу к выводу, что жалоба не обоснована и удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как следует из постановления о назначении административного наказания от 24.12.2015 года, вынесенным и.о. мирового судьи Ленинского судебного района города Севастополя судебного участка № 12 – мировым судьей Ленинского судебного района города Севастополя судебного участка № 15, ФИО4 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Согласно обжалуемому постановлению, ФИО4, являясь руководителем ООО «Аптека АВ и К», будучи должностным лицом, не обеспечила исполнение требований законодательства Российской Федерации в части государственного регулирования надбавок (наценок) к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (далее – ЖНВЛП).
Виновность привлекаемой ФИО3 подтверждается собранными по делу доказательствами в их совокупности: пояснениями ФИО3, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 ноября 2015 года, вынесенным прокурором о совершении директором ООО «Аптека АВ и К» ФИО3 указанного административного правонарушения (л.д. 2-7); справкой о проведении совместной проверки аптечных учреждений, составленной начальником отдела тарифного регулирования и контроля и контроля платных услуг, транспортного обслуживания и непроизводственной сферы, направленной прокурору за исх. № 1150 от 06.11.2015, а также актом проверки Прокуратуры Гагаринского района города Севастополя от 20.11.2015, согласно которым при проверке соблюдения розничных надбавок на лекарственные препараты, установленные Постановлением Управления по тарифам Севастополя от 26.10.2015 № 15/47-м, в аптечном пункте № 18 ООО «Аптека АВ и К», расположенном по адресу: <адрес>, установлено завышение цен на препараты: «Кетанов» на 0,33 рублей, «Отривин» на 1,10 рублей, «Глицин» на 0,53 рублей, «Анаприлин» на 0,23 рублей, «Амиксин» на 6,79 рублей (л.д. 11-15); - товарными чеками от 29.10.2015, выданными ООО «Аптека АВ и К», а также накладными на внутреннее перемещение № 1189751 от 22.10.2015, № 1181964 от 08.10.2015, № 1177343 от 01.10.2015, № 1161896 от 31.08.2015, № 1180563 от 06.10.2015, из которых следует, что цена на препараты, по которой они реализовывались в аптеке 29.10.2015, за одну единицу составляет: «Кетанов» - 57,00 рублей, «Отривин» - 154,00 рублей, «Глицин» - 30,00 рублей, «Анаприлин» - 16,90 рублей, «Амиксин» - 596,00 рублей (л.д. 43, 46, 48, 51, 54, 57); протоколами согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, согласно которым фактическая отпускная цена производителя без НДС на препараты, за одну единицу составляет: «Кетанов» - 40,33 рублей, «Отривин» - 117,88 рублей, «Глицин» - 22,25 рублей, «Анаприлин» - 11,00 рублей, «Амиксин» - 501,91 рублей (л.д. 47, 49-50, 52-53, 55-56, 58-60); приказом № 98-2 от 01.12.2014, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, протоколом № 1 Общего собрания участников ООО «Аптека АВ и К», Уставом ООО «Аптека АВ и К», из которых усматривается, что ФИО4 является директором ООО «Аптека АВ и К» с 01.12.2015 и на нее возложены организационно-распорядительные функции (л.д.20, 21-24, 29-30,31-42).
К доводам, изложенным в жалобе, о том, что проверка проведена с подменой функций и при отсутствии законных оснований (поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором), в связи с чем не может быть признана надлежащим доказательством, суд относится критически, поскольку поручение на проверку было выдано прокуратурой города Севастополя, во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с обращением, отпуском и реализацией лекарственных средств регулируются Федеральным законом № 61-ФЗ от 12.04.2014 «Об обращении лекарственных средств».
Согласно ч. 1 ст. 63 вышеуказанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактически отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в субъектах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с Федеральным законом № 61-ФЗ от 12.04.2014 «Об обращении лекарственных средств», Управлением по тарифам Севастополя 26.10.2015 издано Постановление № 15/47-м «Об утверждении предельных оптовых надбавок и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, реализуемых организациями оптовой торговли и розничной торговли (аптечными учреждениями) на территории города Севастополя».
Согласно п. 3 Правил, под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем лекарственного препарата - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).
В соответствии с п. 7 Правил, формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
В п. 2 Постановления № 15/47-М от 26 октября 2015г. «Об утверждении предельных оптовых надбавок и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛП, реализуемых организациями оптовой торговли и розничной торговли (аптечными учреждениями) на территории города федерального значения Севастополя», которым, согласно доводам изложенным в жалобе руководствовалось при формировании цен ООО «Аптека АВ и К», предельные розничные надбавки утверждены исходя из фактической отпускной цены производителя.
Таким образом, действующими Правилами предусмотрен расчет оптовой и (или) розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЖНВЛП без налога на добавленную стоимость.
При проверке аптечного пункта № 18, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, деятельность в котором осуществляет ООО «Аптека АВ и К» установлено завышение цены на препараты «Отривин», «Глицин», «Кетанов», Анаприлин» и «Амиксин».
Для проведения проверки соответствия применяемых установленных надбавок (наценки) к ценам на ЖНВЛП для расчета розничной цены применялся вид расчета для организаций, которые применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях директора ООО «Аптека АВ и К» ФИО3 есть состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, также суд первой инстанции правильно указал на отсутствие в правонарушении малозначительности, в связи с тем, что указанное правонарушение существенно нарушает особо охраняемые государством отношения в сфере регулирования цен (тарифов), связано с розничной торговлей ЖНВЛП, в связи с чем доводы о незначительности завышения цены судом быть приняты также не могут.
Как следует из ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Сам факт реализации ЖНВЛП по указанным ценам ни заявителем, ни представителем не оспаривался и был установлен в судебном заседании. Кроме того, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе копиями товарных чеков, заверенных должностными лицами аптеки и их пояснениями.
Доводы представителя сводятся к оспариванию процедуры образования цен. При этом, письмо Росздравнадзора от 28.01.2010г. № 01И-52/10, ФСТ РФ от 29.01.2010г. № СН-466/7, на которое ссылается представитель носило рекомендательный характер и 30.09.2015 Росздравнадзором было отозвано в связи с потерей его актуальности.
Событие административного правонарушения, выраженное в завышении розничных цен на ЖНВЛП, а также виновность лица в совершении указанного правонарушения, подтверждены в полной мере собранными по делу доказательствами.
Нарушений требований норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела, влекущих отмену постановления, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление о назначении административного наказания от 24.12.2015 года о привлечении ФИО3 по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ к штрафу в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей – оставить без изменения, а жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи жалобы в Ленинский районный суд г. Севастополя в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья