ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/2016 от 22.06.2016 Камызякского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

22 июня 2016 года г. Камызяк

Судья Камызякского районного суда Астраханской области Кушалаков М.А., при секретаре Ситалиевой Л.Ж. рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление № 04-185/2016 от 28.03.2016 старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – конкурсного управляющего юридического лица – рыболовецкого колхоза «Путь Ленина» ФИО1,

установил:

28.03.2016 в отношении должностного лица – конкурсного управляющего юридического лица – рыболовецкого колхоза «Путь Ленина» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, согласно которому должностным лицом в срок до 12.10.2015 не представлено в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведения о состоянии водного объекта проток <адрес>, а именно сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества за 3 квартал 2015 года, тем самым должностное лицо сокрыло или исказило экологическую информацию.

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области № 04-185/2016 от 28.03.2016 должностное лицо – конкурсный управляющий юридического лица – рыболовецкого колхоза «Путь Ленина» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

С постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области конкурсный управляющий юридического лица – рыболовецкого колхоза «Путь Ленина» ФИО1 не согласился и подал жалобу, в которой просил постановление отменить в связи с тем, что постановление вынесено с нарушением материальных и процессуальных прав. Административному органу стало известно о совершенном административном правонарушении 11.10.2015, а протокол об административном правонарушении составлен 17.03.2016 спустя более 5 месяцев. Административное расследование по настоящему делу не возбуждалось. Также в 17.03.2015 года ведена процедура банкротства рыболовецкого колхоза «Путь Ленина». В связи с этим использовать договор водопользования не было необходимости, каких-либо вредных последствий непредставлением в срок указанного отчета не причинено. Предоставление отчетов в более поздний срок не считается существенным нарушением, так как не повлекло общественно-опасных последствий и причинения совершенным правонарушением существенного вреда, охраняемым правоотношениям. Просит прекратить дело об административном правонарушении в связи с малозначительностью.

В судебное заседание конкурсный управляющий юридического лица – РК «Путь Ленина» ФИО1 не явился просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области ФИО2 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе и постановлении по делу, - поддержала, не возражала против прекращения дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью.

Выслушав ФИО2, изучив и исследовав материалы административного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

По смыслу закона, вина является обязательным признаком административного правонарушения, обязательным условием привлечения физического, юридического лица к административной ответственности.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию предусмотрена положениями ст. 8.5 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 17 марта 2016 года № 04-185/2016 конкурсный управляющий юридического лица – РК «Путь Ленина» ФИО1 допустил нарушение требований договора водопользования, а именно не предоставил в срок до 12.10.2015 в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведения о состоянии водного объекта проток Увары, а именно сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества за 3 квартал 2015 года, тем самым должностное лицо сокрыло или исказило экологическую информацию и не сообщило полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

Согласно Постановлению №04-185/2015 о назначении административного наказания от 28 марта 2015 года следует, что Должностное лицо — конкурсный управляющий юридического лица — рыболовецкого колхоза «Путь Ленина» (далее по тексту — РК «Путь Ленина», Общество) ФИО1, являясь ответственным за предоставление ежеквартальных сведений, полученных в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов с поверхностного водного объекта пр. Увары, имея умысел не несоблюдение правил и норм, предусмотренных п.5,6 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ, п. 14, п.15 приказа Минприроды России № 205 от 08.07.2009 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных (дренажных) вод, их качества», пп. 18 п. 2.3 «условия использования водного объекта или его части» решения о предоставлении водного объекта в пользование от 12.08.2011 года № 57/Р (зарегистрировано в государственном водном реестре за №30-11.01.00.025-Р-РМШ-С- 2011-00685/00 от 31.08.2011 год), за нарушение которых кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также достоверно зная, о необходимости предоставления ежеквартальных сведений, полученных в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов с поверхностного водного объекта пр. увары в 100м. ниже с.Увары Камызякского района в соответствии с приказом Минприроды России № 205 от 08.07.2009, а также пп. 18 п. 2.3 «условия использования водного объекта или его части» решения о предоставлении водного объекта в пользование от 12.08.2011 года № 57/Р (зарегистрировано в государственном водном реестре за №30-11.01.00.025-Р-РМИО-С-2011-00685/00 от 31.08.2011), не представила в отдел водных ресурсов по Астраханской области Нижне-Волжского БВУ ежеквартальные сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов с поверхностного водного объекта пр. Увары в срок до 12.10.2015 г., что 13.10.2015 г. образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ст.8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации» в части «сокрытия ежеквартальных сведений, полученных в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта пр. Увары, за 3 квартал 2015 года».

В судебном заседании установлено, что юридическое лицо – РК «Путь Ленина» для осуществления своей деятельности имеет Решение о предоставлении водного объекта в пользование от 15.07.2013 года №115/Р (зарегистрировано в государственном водном реестре за №30-11.01.01.00.025-Р-РМИО-С-2013-01237/00 от 01.08.2013) со сроком водопользования по 01.08.2023, с целью забора (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения. Согласно данному договору водопользования юридическому лицу РК «Путь Ленина» предоставлено право пользования водным объектом – протока Увары в 100м. ниже с.Увары Камызякского района.

В соответствии п. 20 раздела 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.07.2013 №115Р РК «Путь Ленина» ежеквартально представляет до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом в отдел водных ресурсов по Астраханской области Нижнее-Волжского БВУ сведения, полученные в результате учета забора водных ресурсов согласно требованиям п. 14 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Миприроды России от 08 июля 2009 года № 205.

Управлением Росприроднадзора по Астраханской области было получено письмо от отдела водных ресурсов по Астраханской области Нижне-Волжского БВУ исх. № 03-2461 от 21.10.2015, № 02-1654 от 20.07.2015 о ряде водопользователей, не предоставивших ежеквартальные сведения в соответствии с Приказом МПР России от 08.07.2009 №205 - сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов объема сброса сточных вод, их качества, представление которых предусмотрено до 10.10.2015г., в том числе и РК «Путь Ленина».

В силу статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

Частью 1 ст. 20.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)», предусмотрено, что в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.

Согласно п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)», с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. В судебном заседании установлено, что Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.03.2015 года РК «Путь Ленина» признано несостоятельным (банкротом) по признакам ликвидируемого должника. Конкурсным управляющим утверждена кандидатура ФИО1.

Согласно п.п. 1, 11, 14 ст.3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на таких принципах, как значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему; платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Водного кодекса РФ участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

Как указано в ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

По смыслу ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Водного кодекса РФ договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Согласно ст. 16 Водного кодекса РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу п. 5, 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

В соответствии с п. 14 Приказа Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества": «Сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 - 3.3 приложения к Порядку), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом».

В соответствии с п. 15 Приказа Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества": «Сведения, полученные в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 - 3.3 приложения к Порядку), представляются на бумажных и электронных носителях в документированном виде с сопроводительным письмом и описью вложения.

Сведения, полученные в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются непосредственно или направляются по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении».

В соответствии с п. 16 Приказа Минприроды России от 8 июля 2009 г. N205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества": «Водопользователи и собственники водных объектов несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, полученных в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Материалами дела подтверждается принятие обществом мер к осуществлению деятельности соблюдением требований, установленных законодательством. В настоящее время обществом приняты меры к недопущению существенных нарушений в области охраны водных объектов.

В соответствии с п. 21. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом установлено, что формально в действиях конкурсного управляющего юридического лица – РК «Путь Ленина» ФИО1 содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что конкурсный управляющий юридического лица – РК «Путь Ленина» ФИО1 принимает меры к устранению недостатков, выявленных при проведении проверки, о чем ею дан ответ на представление, в материалах дела отсутствуют доказательства пренебрежительного отношения к установленным правилам пользования водными объектами, а также причинения совершенным правонарушением существенного вреда водным биологическим ресурсам и окружающей среде.

Исследованные обстоятельства и материалы дела, позволяют суду прийти к выводу о малозначительности совершенного конкурсным управляющим юридического лица – РК «Путь Ленина» ФИО1 деяния, так как сведений о причинении какого-либо ущерба собственности, водным биологическим ресурсам, экологическому благополучию населения и окружающей среде в результате совершенного обществом правонарушения в судебном заседании не установлено.

С учетом этого, а также, принимая во внимание, что отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям в связи с тем, что деятельность РК «Путь Ленина» не ведет, суд приходит к выводу о возможности освобождения конкурсного управляющего юридического лица – РК «Путь Ленина» ФИО1 от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

В соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

П. 1 ч. 3. ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 2.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области № 04-185/2016 от 28.03.2015, в отношении конкурсного управляющего юридического лица – рыболовецкого колхоза «Путь Ленина» ФИО1 по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении конкурсного управляющего юридического лица – рыболовецкого колхоза «Путь Ленина» ФИО1 - прекратить, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Астраханский областной суд через Камызякский районный суд Астраханской области.

Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате

Судья подпись Кушалаков М.А.