Дело № 12-35/2018 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Судья Нанайского районного суда Хабаровского края А.Л. Литовченко,
рассмотрев жалобу Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Заур» на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат) Территориально-соседской общине коренных малочисленных народов Севера «Заур» (далее - ТСО КМНС «Заур») назначено административное наказание по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100.000 рублей
Данным постановлением Община признана виновной в повторном непредоставлении первичных статистических сведений, а именно в непредоставлении в Амурское территориальное управление Росрыболовства в срок до ДД.ММ.ГГГГ статистического отчета по форме 1-П (рыба) «Сведения об улове рыбы, добыче других водных биоресурсов и изъятии объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)» за январь-декабрь 2017 г.
Не согласившись, Община обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление о назначении административного наказания отменить, так как оно является несправедливым, ввиду чрезмерной строгости. Община в октябре -декабре 2017г. вылов не осуществляла, по причине принятия комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Хабаровском крае решения о запрете на вылов с 28.09.2017г. Средства для уплаты штрафа в назначенном размере у Общины отсутствуют. Просит освободить ее от административной ответственности, в связи с малозначительностью и объявить устное замечание.
При рассмотрении жалобы законный представитель юридического лица - председатель правления Общины Оненко А.А. и защитник-адвокат Засухин А.С. доводы жалобы поддержали, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.
Выслушав участников процесса и проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи.
Из анализа юридического состава административного правонарушения, сформулированного в диспозиции ст. 13.19 КоАП РФ, следует, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета и составляющие предмет регулирования Федерального закона от 29.11.2007 г. N282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ".
В силу предписаний названного Федерального закона официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (п. 1 ст. 2).
Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами ( части 3 и 4 Федерального закона от 29.11.2007 г. N 282-ФЗ)
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 25.04.2017 №291 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по рыболовству федерального статистического наблюдения за уловом рыбы, добычей других водных биоресурсов и изъятием объектов традиционной аквакультуры (товарного рыбоводства)» утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения №1-П (рыба) «Сведения об улове рыбы, добыче других водных биоресурсов и изъятии объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)» с порядком ее заполнения и предоставления для сбора и обработки данных в системе Росрыболовства.
Согласно указаниям к заполнению, указанный отчет предоставляют юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, всех видов экономической деятельности (кроме субъектов малого предпринимательства) и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) (кроме субъектов малого предпринимательства), занимающиеся:
- добычей (выловом) водных биологических ресурсов на основании выданных разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов;
- изъятием объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) из водных объектов с целью их реализации.
Форма предоставляется хозяйствующими субъектами в территориальные органы Федерального агентства по рыболовству по месту их нахождения в следующие сроки: квартальная - до 30 числа после отчетного периода, годовая (январь- декабрь) - до 15 февраля года, следующего за отчетным.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.2008г. №994 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных» в целях осуществления мониторинга ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» и его филиалы осуществляют, в том числе, сбор, обработку, хранение и предоставление данных о производственной деятельности организаций рыбохозяйственного комплекса, которые поступают в виде оперативных отчетов руководителей этих организаций, а также в виде статистической отчетности организаций.
На территории Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области мониторинг, сбор, обработку, хранение и предоставление данных о производственной деятельности организаций рыбохозяйственного комплекса осуществляет Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Судом установлено, что в силу пунктов 1.4 и 4.2.6 Устава ТСО КМНС «Заур» является некоммерческой организацией, одним из основных видов хозяйствования которой является рыболовство и реализация водных биологических ресурсов.
ДД.ММ.ГГГГг. для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности Общине выдано разрешение № на вылов кеты осенней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в силу положений вышеприведенных норм и избранного вида хозяйственной деятельности, предоставление годового отчета по форме 1-П (рыба) являлось для ТСО КМНС «Заур» обязательным, независимо от результатов хозяйственной деятельности, однако в установленный срок отчет в Амурское территориальное управление Росрыболовства не представлен.
При этом ДД.ММ.ГГГГг. по факту предоставления отчета по форме 1-П (рыба) за третий квартал 2017 г. с нарушением установленного срока ТСО КМНС «Заур» и председателю ее правления Оненко А.А. уже подвергнуты административному наказанию по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде предупреждения.
Данные обстоятельства заявителем не оспариваются и подтверждаются представленными разрешением на вылов (добычу) водных биоресурсов от 31.08.2017г., письмом Амурского ТУ Росрыболовства от 28.02.2018г. о не поступлении отчета по форме №-П(рыба), постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
Вышеперечисленные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, причин не согласиться с которой не имеется.
Таким образом, не предоставление Общиной сведений о добыче (вылове) водных биологических ресурсов в территориальный орган Росрыболовства в срок, установленный нормативными документами образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
В качестве субъекта ответственности санкцией данной статьи предусмотрены юридические лица.
Согласно пунктам 4.4 и 11.1 Устава, все предусмотренные им виды деятельности осуществляются Общиной, в соответствии с действующим законодательством.
Община осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в РФ.
Следовательно, избрав в качестве одного из видов своей деятельности традиционное рыболовство, ТСО КМНС «Заур» приняла на себя и риски наступления неблагоприятных последствий за нарушение законодательства, регулирующего соответствующий вид деятельности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ" установлено, респонденты, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно (часть 8 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 282-ФЗ).
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
Пунктом 2 Положения N 620 предусмотрено, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением ряда условий, в том числе при доведении субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов (подпункт "в").
В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 4 Положения N 620 субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет. Субъекты официального статистического учета доводят до респондентов безвозмездно бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению.
Поскольку бланк формы федерального государственного статистического наблюдения №1-П (рыба) и указания по ее заполнению размещены на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики и Хабаровскстата (www.gks.ru), обязанность по его своевременному доведению до ТСО КМНС «Заур», исполнена административным органом надлежащим образом.
Исходя из этого, у Общины имелась не только обязанность но и реальная возможность по предоставлению статистической информации за январь-декабрь 2017 г.
Как следует из объяснений законного представителя юридического лица при рассмотрении протокола об административном правонарушении, статистическая отчетность не представлена по невнимательности, что прямо указывает на непринятие Общиной всех зависящих от нее мер к исполнению нормативно закрепленной обязанности и подтверждает ее вину.
С учетом изложенного, при рассмотрении дела установлены событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, а также виновность указанного лица, в связи с чем привлечение общины к ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ следует признать обоснованным.
При этом, исходя из характера допущенного нарушения и установленных судом фактических обстоятельств, оснований для признания допущенного ТСО КМНС «Заур» нарушения малозначительным не имеется.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что не предоставление сведений о вылове, хотя и не повлекло явных негативных последствий, однако его повторный характер указывает на пренебрежительное отношение к исполнению Общиной своих публично- правовых обязанностей и свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым государством правоотношениям как в сфере официальной статистики, так и в сфере природопользования, в связи с чем положения статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае не применимы.
Вместе с тем, несмотря на обоснованность привлечения Общины к административной ответственности, суд находит ее доводы о назначении чрезмерно сурового наказания заслуживающими внимания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ « О внесении изменений в статью 4.1 КоАП РФ» реализовано постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей нормы КоАП РФ.
Указанная норма дополнена, в частности частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью раздела II КоАП РФ, в случае, если размер минимального штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Таким образом, с учетом изложенного, а также вытекающего из Конституции РФ принципа дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, с учетом имущественного и финансового положения юридического лица, являющегося некоммерческой организацией малочисленных народов, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, назначенный Общине административный штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Заур» удовлетворить частично.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат), по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, в отношении Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Заур» изменить.
Назначенное Территориально-соседской общине коренных малочисленных народов Севера «Заур» наказание в виде административного штрафа снизить до 50.000 рублей.
В остальной части постановление № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Заур» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и (или) опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: А.Л. Литовченко