ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/2018 от 26.03.2018 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-35/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

26 марта 2018 года п. Ванино

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Романько А.М.

с участием защитника должностного лица ФИО1, действующего на основании доверенности от 01.02.2018 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ванинского районного суда Хабаровского края по адресу п. Ванино Хабаровского края, ул. Железнодорожная д. 41,

жалобу генерального директора АО «Ванинский морской торговый порт» ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <данные изъяты>, проживающего: <адрес>

на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО3 № ТБ-ВТ-17/01/2018/434 ХБР от 17.01.2018 г. о привлечении должностного лица – генерального директора АО «Ванинский морской торговый порт» ФИО2 к административной ответственности по ст. 11.15.2 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО3 № ТБ-ВТ-17/01/2018/434 ХБР от 17.01.2018 г. с учетом определения об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок от 17.01.2018г., генеральный директор АО «Ванинский морской торговый порт» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.2 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Как следует из указанного постановления, 08 декабря 2017 года в ходе рассмотрения результатов плановой выездной проверки АО «Порт Ванино», проведенной в соответствии с распоряжением и.о. начальника УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора от 07.11.2017 № 811-р, было выявлено неисполнение положений Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности в отношении ОТИ Объединенный грузовой район, а именно: в нарушение п.п.17,18 «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утв. Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227, в числе сил ОТБ АО «Порт Ванино» отсутствуют работники, аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, а также осуществляющим наблюдение и (или) собеседование. При этом установлено, что при допуске на территорию ОТИ автотранспортных средств неаттестованными сотрудниками Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России», ООО « ОО «ЭВЕРЕСТ-СП-Восток» осуществляется их досмотр способами, предусмотренными, в том числе, пунктом 57 Правил проведения досмотра, что является нарушением вышеуказанных Правил проведения досмотра.

В нарушение п. 166 Правил, системы видео-, аудиозаписи, установленные на ОТИ Объединенный грузовой район с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах/постах, ПУОТБ ОТИ, не обеспечивают хранение данных в течение 30 суток.

В нарушение п. п. 172, 175 Правил, на КПП/постах, осуществляющих допуск в зону ТБ ОТИ Объединенный грузовой район автотранспортных средств: не установлены металлические ворота, интегрированные с системами и средствами сигнализации и контроля доступа; отсутствуют устройства, обеспечивающие обнаружение взрывчатых веществ.

В нарушение п. 173 Правил, на ТС АО «Порт Ванино» не обеспечено проведение досмотра при пересечении объектами досмотра границ перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности ТС, который является обязательным к проведению в связи с не организацией проведения досмотра в соответствии с установленным порядком на ОТИ, с которым ТС АО «Порт Ванино» имеют взаимодействие - ввиду отсутствия аттестованных для этих целей подразделений транспортной безопасности АО «Порт Ванино».

В жалобе на постановление ФИО2 указал, что охрана ОТИ «Объединенный грузовой район» осуществляется стрелковой командой №3 Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России». В связи с тем, что между охранной организацией и портом заключен договор оказания услуг, и охранная организация в полном объеме в соответствии с действующим законодательством наделена полномочиями по выполнению мероприятий досмотра, но на деле некачественно выполняет договорные обязательства, считает, что имелись основания для привлечения к административной ответственности именно ФГУП «УВО Минтранса России». Сотрудники ООО «ОО «ЭВЕРЕСТ-СП-Восток» не уполномочены выполнять мероприятия досмотра.

Также, в четвертом квартале 2017 года АО «Порт Ванино» осуществило закупку сервера хранения видеоданных. В ноябре 2017 г. порт приступил к монтажу и наладке сервера. Во время проверки инспектор Ространснадзора был проинформирован о наладке системы.

Объекту транспортной инфраструктуры «Объединенный грузовой район», реестровый №МНО-0000884 присвоена категория III, которая не предусматривает установку системы контроля доступа. Все КПП на территории порта имеют установленные распашные металлические ворота. Ворота находятся в непосредственной близости от КПП, в связи с этим сотрудники охраны на постоянной основе в круглосуточном режиме осуществляют контроль за воротами. В соответствии с п.п.7 п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», субъекту транспортной инфраструктуры дается 1 год с момента присвоения категории на реализацию плана обеспечения транспортной безопасности. Требование Ространснадзора является преждевременное, поскольку ОТИ присвоена соответствующая категория 22.02.2017г., срок, установленный законодательством, истекает 22.02.2018г., привлечение к административной ответственности в этой части незаконно.

Также, согласно п.168 Приказа Минтранса России от 23.07.2015 № 227 «Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» для ОТИ 3 и 4 категории использование устройств для обнаружения взрывчатых веществ носит рекомендательный характер. В настоящее время, Портом приобретен прибор по обнаружению взрывчатых устройств.

Поскольку транспортные средства представляют собой морские буксиры-кантовщики, используемые для осуществления швартовых операций при постановке судов к причалам порта, то они не имеют перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, оценкой уязвимости установлен только технологический сектор. Территория, которая является местом стоянки буксиров, является технологическим сектором ОТИ «Объединенный грузовой район», тем самым объекты досмотра не покидают технологический сектор. Суда портового флота не осуществляют пассажирские операции и не взаимодействуют с пассажирскими судами для перевозок пассажиров.

Кроме того, за нарушения, указанные в постановлении от 17.01.2018 №ТБ-ВТ-17/01/2018/434ХБР, генеральный директор АО «Порт Ванино» привлечен к ответственности постановлением от 17.01.2018 №ТБ-ВТ-17/01/2018/418ХБР по ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ.

Просил: постановление УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 17.01.2018 №ТБ-ВТ-17/01/2018/434ХБР, отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание генеральный директор АО «Порт Ванино» ФИО2, а также должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, не явились, о месте и времени слушания дела надлежащим образом уведомлены. Ходатайств об отложении слушания дела не заявлено.

Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.

В соответствии с п. 9 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

АО «Порт Ванино» эксплуатирует на законном основании следующие категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства водного транспорта:

Объединенный грузовой район, III категории (реестровый № МНО- 0000885);

Паромный комплекс, II категории (реестровый № МНО-0000884);

буксир Сизиман, IV категории (реестровый № МНС-0003152);

буксир Сюркум, IV категории (реестровый № МНС-0003153);

буксир Золотой, IV категории (реестровый № МНС-0003154);

обслуживающее судно Капитан ФИО4, IV категории (реестровый № МНС-0003155).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ч.ч. 2,3 ст. 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности», организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков.

В ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть.

Во исполнение положений статьи 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности» приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, их сотрудниками из числа сил обеспечения транспортной безопасности, а также сотрудниками подразделений транспортной безопасности.

Согласно п. 17,18 «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утв. Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227, досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.

Наблюдение и собеседование осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим наблюдение и (или) собеседование.

Согласно п. 166 «Правил», данные систем и средств видеонаблюдения на территории КПП, аудио- и видеозаписи на КПП, постах на ОТИ и ТС подлежат хранению в течение не менее 30 дней.

Согласно п. 172 «Правил», на КПП, постах при осуществлении досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов рекомендуется использование досмотровых поворотных зеркал, смотровых эстакад и (или) лестниц. Данные КПП дополнительно оборудуются металлическими воротами, интегрированными с системами и средствами сигнализации и контроля доступа, а также устройствами для принудительной остановки автотранспортных средств.

Согласно п. 173 «Правил», при пересечении объектами досмотра границ перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности ТС, в случаях если их досмотр не проводился при пересечении границ перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности ОТИ в соответствии с настоящими Правилами в объеме, достаточном для выявления и обнаружения предметов и веществ, указанных в Перечнях, а также физических лиц, не имеющих оснований для нахождения в зоне транспортной безопасности ТС или ее частей, проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в соответствии с настоящими Правилами на постах, оснащенных портативными (переносными) средствами досмотра, а также способами, указанными в пункте 57 настоящих Правил.

Согласно п. 175 «Правил», досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов проводится способами, указанными в пункте 57 настоящих Правил, а также с помощью устройств, обеспечивающих обнаружение взрывчатых веществ.

Факт неисполнения субъектом транспортной инфраструктуры АО «Порт Ванино» правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности подтверждается исследованными судом доказательствами, в том числе:

- Распоряжением от 07.11.2017 г. № 811-р;

- Актом проверки УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 08.12.2017 г.;

- предписанием №ТБ-ВТ-08/12/2017/811-2;

- Предписанием № ТБ-ВТ-08/12/2017/811-3;

- Протоколом об административном правонарушении № ТБ-ВТ-21/12/2017/434 ХБР от 21.12.2017 г.;

- Постановлением о назначении административного наказания № ТБ-ВТ-17/01/2018/434 ХБР от 17.01.2018г.;

- Определением об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок от 17.01.2018г.

- Схемой размещения и составом оснащения постов;

- Порядком действий сил обеспечения транспортной безопасности при обнаружении предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

- Порядком организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра;

- Порядком проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;

- Порядком сверки и (или) проверки документов, на основании которых осуществляется допуск объектов досмотра в ЗТБ ОТИ и (или) ее часть;

- Порядком учета и допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее части;

- Инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режимах в АО «Порт Ванино»;

- Приказом от 29.11.2017 г. № 1317а «О введении в действие организационно-распорядительных документов по транспортной безопасности»;

- Схемой размещения и составом оснащения КПП и постов объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта;

- Схемой размещения технических систем и средств досмотра;

- Письмом Росморречфлота от 06.10.2017 г. № УТБ-2961, согласно которого объекту транспортной инфраструктуры «Паромный комплекс» реестровый №МНО-0000884 присвоена 2 категория;

- Справкой от 29.11.2017 г. № 015/1061 о числящихся на балансе ОАО «Порт Ванино» основных средств;

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица. Должностные обязанности генерального директора АО Порт Ванино определены ч.ч.11.1, 11.4 статьи 11 Устава АО «Порт Ванино», согласно которым, он представляет юридическое лицо в отношениях с третьими лицами и выступает от его имени, принимает решения и осуществляет управление обществом, т.е. выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, допустил нарушения правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.

Действия должностного лица – генерального директора АО «Порт Ванино» ФИО2 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ, наказание назначено в соответствии с санкцией данной нормы в минимальном размере для данной категории субъектов правонарушения.

Согласно п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Доводы заявителя о том, что за нарушения, указанные в постановлении от 17.01.2018г. №ТБ-ВТ-17/01/2018/434ХБР, генеральный директор АО «Порт Ванино» привлечен к ответственности постановлением от 17.01.2018г. №ТБ-ВТ-17/01/2018/418ХБР по ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ, суд находит необоснованными, поскольку должностное лицо постановлением от 17.01.2018г. №ТБ-ВТ-17/01/2018/418ХБР за нарушение правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, предусмотренное ч. 1 ст.11.15.2 КоАП РФ, не привлекалось.

Согласно п. 168 «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утв. Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227, в ходе досмотра на КПП, расположенных на границе сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности ОТИ, а также на КПП, расположенных на границе перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности ОТИ, на пути перемещения объектов досмотра, с территории, находящейся вне зоны транспортной безопасности ОТИ или из сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности ОТИ, используются рентгенотелевизионные установки, стационарные и ручные металлодетекторы, устройства, обеспечивающие обнаружение взрывчатых веществ. Для ОТИ третьей и четвертой категории данное требование по оснащению КПП является рекомендательным. Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр на ОТИ третьей и четвертой категории осуществляется на постах, оснащенных портативными (переносными) средствами досмотра, а также способами, указанными в пункте 57 настоящих Правил.

Таким образом, доводы заявителя о том, что объекту транспортной инфраструктуры «Объединенный грузовой район», реестровый №МНО-0000884 присвоена категория III, которая не предусматривает установку системы контроля доступа, а использование устройств для обнаружения взрывчатых веществ носит рекомендательный характер, суд также находит несостоятельными.

Доводы жалобы о том, что требование Ространснадзора является преждевременное, поскольку ОТИ присвоена соответствующая категория 22.02.2017г., срок, установленный законодательством, истекает 22.02.2018г., привлечение к административной ответственности в этой части незаконно, являются надуманными, поскольку соблюдение субъектами транспортной инфраструктуры правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, направлено на обеспечения транспортной безопасности, состав правонарушения образуют нарушения Правил досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, а не Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

Иные доводы жалобы генерального директора АО Порт Ванино ФИО2 не могут служить основаниями к отмене обжалуемого постановления, поскольку опровергаются установленными по делу обстоятельствами, а существенные для дела обстоятельства установлены должностным лицом полно и правильно.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, судом не установлено.

С учетом того, что вина должностного лица в совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.2 КоАП РФ установлена и доказана, а наказание, назначенное должностному лицу, суд находит правильным, доводы, изложенные им в жалобе об отсутствии его вины в совершении им административного правонарушения не способны повлиять на правильно вынесенное постановление должностного лица по существу рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку не способны опровергнуть его выводы, изложенные им в постановлении на основании исследованных допустимых и достаточных доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО3 № ТБ-ВТ-17/01/2018/434 ХБР от 17.01.2018 г. о привлечении генерального директора АО «Ванинский морской торговый порт» ФИО2 к административной ответственности по ст. 11.15.2 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО «Порт Ванино» ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с момента получения копии решения в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья Ванинского районного суда

Хабаровского края Романько А.М.