ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/2021 от 25.05.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

№ 7 - 985/21

№ 12 - 35/21 Судья Кузнецова Ю.Е.

РЕШЕНИЕ

Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 25 мая 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Макеевой Т.М., административное дело по жалобе на решение судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 2 марта 2021 года в отношении

ФИО1, родившегося <дата> в <адрес>, гражданина РФ, проживающего по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №..., вынесенным первым заместителем председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга <...> Е.С. от 24 сентября 2020 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 стать 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», назначено административное наказание в виде предупреждения.

ФИО1 обжаловал указанное постановление в районный суд Санкт-Петербурга.

Решением судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 2 марта 2021 года постановление №... отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Председатель Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга <...> С.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене решения районного суда от 2 марта 2021 года.

В обосновании доводов жалобы указал, что судом сделаны неверные выводы о незаконности вынесенного по делу постановления, поскольку распоряжение Комитета имущественных отношений о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, является по своей природе промежуточной административной процедурой (действием) государственной услуги по заключению соглашения и предоставляет ФИО1 полномочия для обращения с заявлением об осуществлении кадастрового учета вновь образованного земельного участка, но не дает ему права владения, пользования и распоряжения им.

При таких обстоятельствах, на момент проведения обследования земельного участка 31 июля 2020 года, и на момент вынесения постановления по делу, у ФИО1 отсутствовали документы, подтверждающие правомерность размещения ограждения на вновь образованном земельном участке, в связи с чем в его действиях имеется состав и событие административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

ФИО1 в Санкт-Петербургском городском суде возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что начал устанавливать забор после получения Распоряжения Комитета имущественных отношений, в связи с чем в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения.

Защитник Щеглов Д.Н. в Санкт-Петербургском городском суде возражал против удовлетворения жалобы, указал, что выводы судьи районного суда являются законными и обоснованными.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист отдела административного производства юридического управления Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга <...> Д.Р. пояснила, что у ФИО1 после получения распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт- Петербурга о перераспределении земель отсутствовало право для установки забора на земельном участке, так как государственная регистрация права в ЕГРН не была зарегистрирована.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Как следует из постановления по делу, 31 июля 2020 года в период с 12 часов 14 минут по 12 часов 35 минут в ходе обследования земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, вблизи дома 104 по Цветочной улице, проведенного на основании приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 31.07.2020 года № 4744-по, выявлен факт самовольного размещения ФИО1 элемента благоустройства, а именно, ограждения из металлического штакетника на бетонном основании и бетонными столбами протяженностью 30 м на земельном участке площадью 23 кв.м из состава земель, государственная собственность не разграничена, не прошедшем государственный кадастровый учет, прилегающем с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером 78:40:0019334:3 по адресу: Санкт-Петербург, <...> без оформленных в установленном порядке документов, предусмотренных п. 27.4 положения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 года № 961 «О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга».

Таким образом, постановлением ФИО1 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Отменяя постановления и прекращая производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, судья районного суда установил, что Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга было издано распоряжение № 1302-РЗК от 17.07.2020 года «О перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности», согласно которому образован земельный участок площадью 786 кв.м, по адресу: Санкт-Петербург, <...>, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного строительства: для индивидуального жилищного строительства. Мотивов, по которым должностное лицо пришло к выводу о самовольности возведения объекта, в постановлении не указано.

Согласно объяснениям ФИО1, на момент рассмотрения дела состоялось перераспределение земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, был сформирован земельный участок с кадастровым номером 78:40:0019334 площадью 786 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Объект благоустройства – забор, был установлен ФИО1 в пределах вновь сформированного земельного участка.

Вместе с тем, судьей районного суда при вынесении решения не учтены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Распоряжение Комитета имущественных отношений № 1302-РЗК от 17.07.2020 года является по своей природе промежуточной административной процедурой (действием) предоставления государственной услуги по заключению соглашения и предоставляет ФИО1 полномочия по обращению с заявлением об осуществлении кадастрового учета вновь образованного земельного участка, но не дает ему права владения, распоряжения, пользования им.

Отношения, возникающие при заключении Соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - Соглашение) регламентируются Административным регламентом Комитета имущественных отношений по предоставлению государственной услуги по заключению Соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земель и (или) земельных участков, государственная собственность в отношении которых не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - Административный регламент), утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений от 03.06.2016 года № 50-р.

В соответствии с разделом III Административного регламента, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления; проверка содержания заявления, комплекта приложенных к заявлению документов; подготовка и направление межведомственных запросов о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных государственных органов и организаций; рассмотрение заявления и подготовка по результатам рассмотрения документов о принятом решении Комитета; направление заявителю подготовленных Комитетом документов для выполнения кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращения с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков; рассмотрение уведомления о проведении государственного кадастрового учета земельного участка или земельных участков, образованных в результате перераспределения; подготовка проекта соглашения о перераспределении земельных участков либо отказа ввиду превышения площади; направление заявителю проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания; выдача заявителю конечного результата предоставления государственной услуги.

Распоряжением Комитета имущественных отношений № 1302-РЗК от 17.07.2020 года в соответствии со схемой границ земельного участка осуществлено перераспределение земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 78:40:0019334:3 по адресу: <адрес>, площадью 786 кв.м, принадлежащего ФИО1 на праве собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Положениями статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

По состоянию на 9 сентября 2020 года, согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, государственный кадастровый учет в отношении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование <адрес>, площадью 786 кв.м, не осуществлялся.

Вышеизложенные положения закона судьей районного суда при вынесении решения не были учтены, им не дана надлежащая правовая оценка.

Кроме того, необходимо отметить, что в своем решение судья районного суда фактически приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 объективной стороны инкриминируемого правонарушения, то есть элемента состава административного правонарушения.

Вместе с тем, в описательной части решения судья указывает на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, и прекращает производство по делу об административном правонарушении на основании отсутствующей нормы – части 6 статьи 24.5 КоАП РФ.

Кроме того отсутствие оценки доводам заявителя в обжалуемом постановлении само по себе не может свидетельствовать о незаконности и необоснованности постановления, поскольку судья при рассмотрении жалобы на постановление не лишен возможности самостоятельно и в соответствии с положениями статьи 30.6 КоАП РФ дать надлежащую правовую оценку доводам заявителя, что будет отвечать задачам административного законодательства, обозначенным в статье 24.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, решение районного суда нельзя признать законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на основании полного, объективного и всестороннего исследованиях всех обстоятельств дела, в связи с чем решение на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а жалоба ФИО1 направлению на новое рассмотрение в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 2 марта 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», в отношении ФИО1, отменить.

Жалобу ФИО1 направить в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.

Судья Ю.Н. Русанова