ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/2022 от 01.03.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Тумурова А.А.

УИД 04RS0021-01-2021-006463-44

поступило 29.12.2021

дело № 12-35/2022 (12-430/2021)

РЕШЕНИЕ

1 марта 2022 года г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Барановой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Филиппова В.В. на постановление судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 8 декабря 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника отдела по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия Филиппова ФИО24,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 8 декабря 2021 года Филиппов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000руб.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, Филиппов В.В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В заседание вышестоящего суда Филиппов В.В., его представитель по доверенности Вершинин П.А. доводы жалобы поддержали.

Представитель Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу по доверенности Маркер В.О., принимавшая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, просила постановление судьи оставить без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).

В силу п. 2.2.39(3) Указа Президента РФ № 589 одной из основных задач и функций Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия является осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ Комитет по охране объектов культурного наследия является структурным подразделением высшего исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия - Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенным функциями, не предусмотренными Федеральным законом № 73-ФЗ.

Указом Главы Республики Бурятия от 09.10.2015 № 171 утверждено Положение о Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (далее – Положение, Комитет).

Пунктом 1.1 Положения Комитет государственной охраны объектов культурного наследия является структурным подразделением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, задачами которого являются: государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Республики Бурятия; осуществление федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Комитет по охране ОКН обеспечивает реализацию Администрацией Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия полномочий по согласованию решений федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения либо об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения (п. 3.2.1 Положения); установлению требований к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. 3.2.3 Положения); направлению в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заявления о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения (п. 3.2.4 Положения); выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. 3.2.11 Положения); согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. 3.2.12 Положения); выдаче акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. 3.2.13 Положения); утверждению отчетной документации о проведении работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. 3.2.14 Положения);выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. 3.2.16 Положения); согласованию представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о создании на территории Республики Бурятия историко-культурного заповедника федерального значения, его границах и режиме его содержания (п. 3.2.21 Положения);осуществлению информационного взаимодействия при ведении реестра с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) и направлению в орган регистрации прав копии акта об утверждении охранного обязательства в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень) (п. 3.2.23 Положения); согласованию установки на объекты культурного наследия федерального значения информационных надписей и обозначений, а также их установка на объекты культурного наследия федерального значения, не имеющие собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, за исключением отдельных объектов культурного наследия, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (п. 3.2.38 Положения).

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Управления Минкультуры России по ДФО от 25.05.2021 № 38-пр комиссией Управления Минкультуры России по ДФО в период 07.06.2021 года по 05.07.2021 года проведена плановая проверка в отношении Комитета по охране объектов культурного наследия Республики Бурятия с целью контроля за полнотой эффективностью) и качеством осуществления региональным органом охраны объектов культурного наследия переданных полномочий в период 01.01.2020 -1.06.2021.

По результатам проверки установлено, что Комитетом нарушены сроки, установленные п. 29 и 30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569.

В проверяемый период, в соответствии с Положением № 569 в Комитет поступило 22 акта государственной историко-культурной экспертизы (далее - акт ГИКЭ) в отношении объектов культурного наследия федерального значения, указанных в Таблице № 1 Акта проверки от 05.07.2021 № 02-06/41-пп. Из указанных в акте проверки от 05.07.2021 № 02-06/41-пп 22 актов ГИКЭ, по пяти Комитетом нарушены сроки опубликования на сайте (п. 29 Положения № 569), а также сроки размещения актов ГИКЭ в сети «Интернет» для общественных обсуждений (п. 30).

Вместе с тем указанный в протоколе и акте проверки акт государственной историко-культурной экспертизы Научно-технического отчета о выполнении археологической разведки по титулу «Озерный ГОК (Республика Бурятия) и объекты его инфраструктуры» не относится к объектам культурного значения федерального значения.

В рамках проверки установлено, что на территории Республики Бурятия расположено 30 (тридцать) объектов культурного наследия, которые являются памятниками градостроительства и архитектуры, истории, искусства (т.е. не являются объектами археологического наследия, некрополями, захоронениями, расположенными в границах некрополей, произведениями монументального искусства, а также памятниками и ансамблями, расположенными в границах достопримечательного места, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ защитные зоны не устанавливаются, соответственно в отношении указанных объектов культурного наследия должны быть установлены зоны охраны). Согласно пояснениям, представленным проверяемым лицом в рамках проверки от 21.06.2021 № 01.22-07-И 1574/21, за отчётный период согласование и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия не проводилось.

На 05.07.2021 на территории Республики Бурятия приказом Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 18.06.2019 № 206д «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Посольский Спасо-Преображенский монастырь» (<...>), режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон» утверждена зона охраны в отношении 1 объекта культурного наследия «Посольский Спасо-Преображенский монастырь».

Действующим предписанием Управления Минкультуры России по ДФО от 29.04.2021 № 19-пп установлено требование в срок до 10.01.2022 обеспечить зонами охраны и режимами использования земель и требованиями к градостроительным регламентам в границах данных зон объекты культурного наследия федерального значения «Дацан Гусиноозерский, 1851 г.» (ЕГРОКН ...); «Могила Бестужева Николая Александровича (1792-1855)» (ЕГРОКН ...); «Могила Торсона Константина Петрович (1794-1851)» (ЕГРОКН ...); «Этнографический музей народов Забайкалья» (ЕГРОКН ...).

В нарушение требований пп. 6 ч. 2 ст. 33, ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ и Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. № 972 в отношении 25 объектов культурного наследия указанных в Таблице № 1.1 зоны охраны и режимы использования земель и требованиями к градостроительным регламентам в границах данных зон не установлены, Комитетом указанная работа не ведется.

Таким образом, Комитетом и его должностными лицами в рамках осуществления переданных Российской Федерацией полномочий не организована работа по осуществлению государственной охраны в отношении объектов культурного наследия, перечисленных в Таблице 1.1, в части исполнения пп.6 ч.2 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ по разработке, согласованию и утверждению в случаях и порядке, установленных Федеральным законом №73-ФЗ, проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Факт выявленных нарушений привлекаемое лицо не оспаривает, ссылаясь на отсутствие финансирования соответствующих работ.

Между тем, данное обстоятельство не является основанием для освобождения от ответственности.

Из письма от 10.01.2020 года №0108-015-и17 следует, что в бюджете Республики Бурятия на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы предусмотрено финансирование в объеме 7 637,3 тыс. руб. на исполнение задания Автономным учреждением Республики Бурятия «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры», из которых средства в размере 3 825,1 тыс. руб. запланированы на проведение работ по установлению границ территорий, предметов охраны и разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Бурятия.

Как следует из письма первого заместителя министра Министерства культуры РФ от 10.11.2021 года №17753-01.1-55@-СО финансирование мероприятий по разработке зон охраны объектов культурного наследия федерального значения возможно в рамках субвенций, представляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий РФ по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения. В 2021 году объем субвенций, предоставляемый бюджету Республики Бурятия, составил 7 000 700 руб., при этом указанные средства на разработку проектов зон охраны в рамках субвенций не использовались.

Таким образом, субвенции из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия в том числе на осуществление мероприятий по разработке зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, были предоставлены, однако не были использованы уполномоченным органом.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 5, пп. 3 п. 4, п. 6, пп. 3 п. 9, пп. 2 п. 35, п. 143 Регламента по надзору, ст.11 Федерального закона №73-ФЗ меры по федеральному государственному надзору, в том числе носящие предупредительный, пресекательный и профилактический характер, и направленные на недопущение нарушений обязательных требований, а также меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда в отношении 24 объектов культурного наследия, указанных в п.14 акта проверки от 05.07.2021 №02-06/41-пп, не приняты.

В проверяемый период 01.01.2020 - 01.06.2021 при осуществлении полномочий по федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия Комитету надлежало руководствоваться требованиями, установленными ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 740 «О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия» (документ утратил силу с 01.07.2021 года).

Так же, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.08.2018 № 1357 утвержден Типовой Административный регламент осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо структурными подразделениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации)» (далее - Регламент по надзору) и приказом Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 25.09.2019 № 344д утвержден Административный регламент осуществления Администрацией Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).

Приказом Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 13.11.2015 № 285д утвержден порядок выдачи и формы задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), форма акта осмотра объекта культурного наследия, его территории, расположенных в зонах охраны земельных участков, непосредственно связанных с земельными участками в границах территорий объектов культурного наследия (далее - Порядок выдачи задания). Приказом Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 13.11.2015 №284д утверждена форма актов технического состояния объектов культурного наследия и порядка их составления.

Из протокола об административном правонарушении следует, что при осуществлении переданных Российской Федерацией полномочий по федеральному государственному надзору в 2020 году Комитетом выявлено 16 случаев нарушений обязательных требований законодательства в отношении объектов культурного наследия, однако надлежащий комплекс мер в рамках осуществления федерального надзора Комитетом не принят, а именно:

1) «Здание гостиного двора», <...>, 1, ЕГРОКН № ...

Аком осмотра от 30.06.2020 выявлены нарушения, проведение земляных работ, 15.07.2020 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «Гринвиль», 24.07.2020 Советским районным судом г.Улан-Удэ вынесено решение по делу № 5-760/2020 о назначении наказания в виде административного штрафа 100 тыс. руб.

Актом осмотра от 19.11.2020 выявлено аварийное техническое состояние.

Вместе с тем, должностными лицами, проводившими мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия сделан противоречивый вывод об отсутствии нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, в связи с наличием охранного обязательства, по которому сроки работ не истекли. Однако, наличие охранного обязательства, по которому сроки работ не истекли, не является обстоятельством, освобождающим от принятия мер по надзору и исключающим необходимость принятия комплекса таких мер по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения. Указанное обстоятельство повлекло нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, в следствие чего, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

2) «Ряды гостиные», ЕГРОКН № ..., <...>, акт осмотра от 23.01.2020 (выявлены нарушения (срок привлечения к административной ответственности истек), общее неудовлетворительное состояние объекта, требуется проведение ремонтно-реставрационных работ, необходимость выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, предостережения о недопущении нарушений требований законодательства)-24.01.2020 в адрес АО «Почта России» внесено предписание об устранении выявленных нарушений от № 1/2020 со следующим требованием:

1. Очистить помещение № 18 объекта от мусора, восстановить в нем оконно-дверную группу во избежание проникновения посторонних лиц на объект со сроком до 01.03.2020;

2. Перекрасить оконные блоки помещения №20 в соответствии с существующим общим цветовым решением входных групп и оконных блоков объекта, выполненных в коричневом цвете со сроком до 01.04.2020.

24.01.2020 в адрес АО «Почта России» внесено предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований №1/2020;

22.04.2020 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Управления федеральной почтовой связи Республики Бурятия, 28.05.2020 Кяхтинским районным судом Республики Бурятия вынесено решение по делу № 5-358/2020 о назначении наказания в виде административного штрафа 50 тыс. руб., 28.04.2020 сроки предписания от 24.01.2020 № 1/2020 Комитетом изменены:

1. Очистить помещение № 18 объекта от мусора, восстановить в нем оконно- дверную группу во избежание проникновения посторонних лиц на объект со сроком до 01.09.2020; "

2. Перекрасить оконные блоки помещения № 20 в соответствии с существующим общим цветовым решением входных групп и оконных блоков объекта, выполненных в коричневом цвете со сроком до 01.10.2020.

Также изменены сроки ранее выданного предписания от 28.10.2019 АО «Почта России»: Демонтировать кондиционеры, установленные на восточном и западном фасадах и креплений рекламных конструкций со сроком до 01.09.2020; Устройство отмостки, ремонт цоколя и ремонт системы организованного водостока (в т.ч. увеличение длины водосточных труб) со сроком до 01.09.2020; Документов о контроле за исполнением предписания со стороны Комитета не представлено. В нарушение пп. 3 п. 4, пп. 20. п. 6, пп. 2 п. 35 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

27.01.2020 в адрес Администрации МО «Кяхтинский район» внесено предписание об устранении выявленных нарушений от № 2/2020 со следующим требованием:

1.Очистить помещение цокольной части здания в восточной части исторических построек (склады) (помещения №№ 15-22, помещения подвала №№ 9-14) со сроком до 01.04.2020;

2.Установить заграждения в целях исключения проникновения посторонних лиц в указанные помещения со сроком до 01.05.2020.

15.05.2020 составлен протокол об административном правонарушении № 05/20-05 в отношении Администрации МО «Кяхтинский район» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с неисполнением предписания. 08.06.2020 судьей Кяхтинского районного суда Республики Бурятия по делу № 5-2357/2020 администрация МО «Кяхтинский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Документов о последующем контроле по устранению выявленных нарушений со стороны Комитета не представлено. В нарушение пп. 3 п. 4, пп. 20. п. 6, пп. 2 п. 35 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

3) «Ряды торговые», ЕГРОКН № ...<...>, акт осмотра от 05.10.2020 (выявлены нарушения: зафиксировано размещение электронного табло с «бегущей строкой», внешнего блока кондиционера в южной части главного фасада, необходимость выдачи предписания об устранении выявленных нарушений) - 08.10.2020 в адрес А.И. Харчук внесено предписание об устранении выявленных нарушений от № 21/2020 со следующим требованием:

Демонтировать внешний блок кондиционера в южной части главного фасада э сроком до 01.04.2021: Демонтировать электронное табло с «бегущей строкой» на фасаде со сроком о 01.04.2021.

Поступил ответ об исполнении предписания, однако документов о контроле за исполнением предписания со стороны Комитета не представлено. В нарушение пп. 3 и 4, пп. 20. п. 6, пп. 2 п. 35 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 3-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

4) «Ряды гостинодворские», ЕГРОКН № ..., <...>, акт осмотра от 05.10.2020 (выявлены нарушения: размещение рекламы на объекте, необходимость выдачи предписания об устранении выявленных нарушений)

08.10.2020 в адрес ООО «Арка» внесено предписание об устранении выявленных нарушений от № 22/2020 со следующим требованием: Удалить рекламу, расположенную на стеклах оконных проемов объекта со сроком до 30.11.2020; Документов о контроле за исполнением предписания, о последующем контроле по устранению выявленных нарушений со стороны Комитета не представлено.

08.10.2020 в адрес ИП С.А. Роговой внесено предписание об устранении выявленных нарушений от № 23/2020 со следующим требованием: 1. Удалить рекламу, расположенную на стеклах оконных проемов объекта со сроком до 30,11.2020; Поступил ответ об исполнении предписания, однако документов о контроле за исполнением предписания, о последующем контроле по устранению выявленных нарушений со стороны Комитета не представлено.

08.10.2020 в адрес МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия внесено предписание об устранении выявленных нарушений от № 24/2020 со следующим требованием: Удалить рекламу, расположенную фасаде, стеклах оконных проемов объекта со сроком до 30.11.2020; Поступил ответ об исполнении предписания, однако документов о контроле за исполнением предписания, о последующем контроле по устранению выявленных нарушений со стороны Комитета не представлено. В нарушение пп. 3 п. 4, пп. 20. п. 6, пп. 2 п. 35 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

5) «Дом, в котором у A.M. Лушникова останавливались для организации экспедиций в Центральную Азию путешественники Пржевальский Николай Михайлович, Козлов Петр Кузьмич, супруги Потанины, Обручев Владимир Афанасьевич и другие исследователи» ЕГРОКН № <...> акт осмотра от 30.07.2020 (выявлены нарушения, аварийное состояние памятника, требуется проведение ремонтно-реставрационных работ) - направлен иск в суд (Арбитражным судом Забайкальского край 21.08.2020 вынесено решение по делу № А78-2211/2020 об отказе в исковых требованиях в связи с истечением процессуальных сроков обращения в суд. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока Комитетом не заявлено, обжалование судебного решения не предпринято. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, иные меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

6) В отношении объекта культурного наследия федерального наследия Херексуры-раннесредневековые курганы «Субуктуй-I» (VI-IX вв. н.э.) (в протоколе допущена описка, т.к. ошибочно указано наименование другого объекта Писаница «Субуктуй»), в рамках проверки комиссией по проведению проверки рассмотрен акт осмотра от 14.07.2020, в котором зафиксировано, что объект культурного наследия федерального наследия «Херексуры-раннесредневековые курганы «Субуктуй-I» (VI-IX вв. н.э.), ЕГРОКН ... имеет повреждение и уничтожение элементов объектов культурного наследия. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

7) «Херексуры-раннесредневековые курганы «Убур-Киреть-И» (VI-IX вв. н.э.), ЕГРОКН № ..., акт осмотра от 28.08.2020 (выявлены нарушения: нарушение целостности земной поверхности межмогильного пространства распашкой земли, повреждение элементов погребения (оградка керескура), необходимо оформление охранного обязательства) - 31.08.2020 направлено обращение в отдел МВД по Кяхтинскому району. 26.02.2021 МВД по Кяхтинскому району отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием события преступления и в связи с тем, что не установлена точная сумма ущерба, нанесенного объектам культурного наследия.Следовательно, для разрешения дела Комитетом при направлении заявления не приложено достаточных обоснований и не приложен документ, по которому возможно определить точную сумму ущерба, нанесенного объекту культурного наследия. Постановление об отказе Комитетом не обжаловано, попыток установить ущерб не предпринято). В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143, Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, иные меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

8) «Херексуры-раннесредневековые курганы «Эмэл-I» (VI-1X вв. н.э.), ЕГРОКН № ..., акт осмотра от 28.08.2020 (выявлены нарушения: нарушение целостности земной поверхности межмогильного пространства, повреждение сооружений погребального комплекса (оградки, розетки), необходимо оформление охранного обязательства, необходимо прекращение дальнейшей распашки прилегающей к керескурам территории, запретить проезд сельскохозяйственной техники по территории могильника, по курганам) 31.08.2020 направлено обращение в отдел МВД по Кяхтинскому району. 26.02.2021 МВД по Кяхтинскому району отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием события преступления и в связи с тем, что не установлена точная сумма ущерба, нанесенного объектам культурного наследия. Следовательно, для разрешения дела Комитетом при направлении заявления не приложено достаточных обоснований и не приложен документ, по которому возможно определить точную сумму ущерба, нанесенного объекту культурного наследия. Постановление об отказе Комитетом не обжаловано, попыток установить ущерб не предпринято. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, иные меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

9) «Смешанный могильник «Подхаян» (I тыс. до н.э.-VI-lX вв. н.э.)», ЕГРОКН № ..., акт осмотра от 28.08.2020 (выявлены нарушения: нарушение целостности земной поверхности межмогильного пространства прокладкой ВОЛС) 31.08.2020 направлено обращение в отдел МВД по Кяхтинскому району. 26.02.2021 МВД по Кяхтинскому району отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием события преступления и в связи с тем, что не установлена точная сумма ущерба, нанесенного объектам культурного наследия. Следовательно, для разрешения дела Комитетом при направлении заявления не приложено достаточных обоснований и не приложен документ, по которому возможно определить точную сумму ущерба, нанесенного объекту культурного наследия. Постановление об отказе Комитетом не обжаловано, попыток установить ущерб не предпринято. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федеральною закона № 73-ФЗ, иных мер в рамках надзора не принято, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

10) «Поселение эпохи неолита «Кибалино» (IV - III тыс. до н.э.). Пункты I-II», ЕГРОКН № ..., акт осмотра от 12.11.2020 (выявлены нарушения: замусоривание территории памятника, необходимость выдачи администрации Иволгинского района предписания об устранении выявленных нарушений, очистить территорию памятника и прилегающие к нему территории от мусора) - 17.11.2020 в адрес МО «Иволгинский район» внесено предписание об устранении выявленныхнарушений № 28/2020 со следующим требованием: Очистить территорию памятника от мусора со сроком до 31.01.2021. 28.01.2021 Комитетом сроки предписания продлены до 01.05.2021. Поступил ответ по исполнению предписания, однако документов о контроле за исполнение предписания, о последующем контроле за устранением нарушений со стороны Комитета не представлено. В нарушение пп. 3 п. 4, пп. 20. п. 6, пп. 2 п. 35 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

11) «Писаница Абдарин-Шулуун», ЕГРОКН № ... акт осмотра от 07.12.2020 (выявлены нарушения, сохранность памятника неудовлетворительная, необходимо обратиться в правоохранительные органы по факту повреждения объекта, оформить охранное обязательство) 10.12.2020 направлено обращение в отдел МВД по Кяхтинскому району. 26.02.2021 отдел МВД по Кяхтинскому району вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела со следующеймотивировочной частью: «14.12.2020 г. в дежурную часть О МВД России по Кяхтинскому району поступил входящий материал 8316 от 14.12.2020 г. с администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Комитета государственной охраны объектов культурного наследия о том, что 04.12.2020 г. в ходе проведения мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований произведен осмотр объекта культурного наследия федерального значения «Писаница Абдарин-Шулуун», бронзовый век (Республика Бурятия) расположенного по адресу: <...> установлен факт его повреждения неустановленными лицами. Поверхность скалы Абдарин-Шулуун испещрена следами от попадания пуль и мелкокалиберных снарядов. Территория расположения скального останца с писаницей находится на земельном участке ... (Единое землепользование), правообладателем которого является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ. В соответствии приказа министерства культуры РФ от 30.11.2017 г. 126822-р «Писаница Абдарин-Шулуун» бронзовый век (Республика Бурятия) зарегистрирован как объекта культурного наследия федерального значения в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Опрошенный Вершинин П.А., пояснил, что является заместителем председателя комитета государственной охраны объектов культурного наследия администрации Главы Республики Бурятия и правительства Республики Бурятия.

04.12.2020 г. в ходе проведения мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований произведен осмотр объекта культурного наследия федерального значения «Писаница Абдарин-Шулуун», установлен факт его повреждения неустановленными лицами, а именно поверхность скалы испещрена следами от попадания пуль и мелкокалиберных снарядов. Территория расположения скального останца с писаницей находится на земельном участке принадлежащей

ФГКУ «Управления лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, данная территория в 1990-х годах использовалась под военный полигон. В настоящее время справку о причиненном ущербе предоставить не могут, поскольку данная практика у них впервые, расчет спасательных работ по отношению к писаницам не применим. В настоящее время вопрос об определении суммы ущерба прорабатывается. В ходе проведения проверки сообщения о преступлении не установлена точная сумма ущерба, нанесенного объекту культурного наследия «Писаница Абдарин-Шулуун». В связи с изложенным, по данному факту необходимо проведение дополнительной проверки. 23.01.2021г. данное постановление отменено заместителем прокурора Кяхтинского района младшим советником юстиции Баранниковым B.C., в связи с необходимостью установить сумму ущерба, нанесенного объекту культурного наследия.

В результате дополнительной проверки указанный недостаток устранен. Согласно сметному расчету расходов на выполнение работ: «Спасательные археологические работы на местонахождении «Писаница Абдарин-Шулуун» в Кяхтинском районе Республики Бурятия » предоставленной председателем Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы РБ и Правительства РБ Д.Б. Цыреновой составляет 469 018, 44 рубля. По предоставленному сметному расчету расходов на выполнение работ: «Спасательные археологические работы на местонахождении «Писаница АбдаринШулуун» в Кяхтинском районе Республики Бурятия» необходимо опросить представителей Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы РБ и Правительства РБ по статье расходов, установить точную сумму ущерба, нанесенного объекту культурного наследия. На основании изложенного, и руководствуясь п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ, постановлено в возбуждении уголовного дела по факту повреждения объектов культурного наследия отказать в связи с отсутствием события преступления, т.е. по основанию п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ». Информации об обжаловании постановления не представлено. Охранное обязательство не оформлено.

В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п.9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены. Иные меры в рамках государственной охраны и государственного федерального надзора не приняты.

12) «Смешанный могильник «Нижний Бургултай» (I тыс. до н.э.-VI-XV вв. н.э.)», ЕГРОКН № ..., ансамбль, акт осмотра от 10.09.2020 (выявлены нарушения: проведение земляных работ по прокладке линии ВОЛС, повреждение объекта археологии и его предмета охраны, необходимо привлечение ООО «СетьСтройПроект» к административной ответственности, направление материалов в органы полиции) - 12.10.2020 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, 10.12.2020 Джидинским районным судом Республики Бурятия вынесено решение по делу № 5-131/2020 о назначении наказания в виде административного штрафа 30 тыс. руб. 11.09.2020 направлено обращение в МВД по Джидинскому району. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены. Иные меры в рамках государственной охраны и государственного федерального надзора не приняты.

13) «Смешанный могильник «Баян-Улаан» (II-I тыс. до н.э. - VI-IX вв. н.э.)», ЕГРОКН № ..., акт осмотра от 17.12.2020 (выявлены нарушения: зафиксирована хозяйственная деятельность в границах территории объекта археологического наследия, необходимость выдачи предписания об устранении выявленных нарушений) - 21.12.2020 в адрес МО «Иволгинский район» внесено предписание об устранении выявленных нарушений № 30/2020 со следующим требованием: Очистить территорию объекта культурного наследия от размещенных отвалов породы со сроком до 01.02.2021. 12.04.2021 Комитетом срок предписания продлен до 01.06.2021. Поступил ответ по исполнению предписания, однако документов о контроле за исполнение предписания, о последующем контроле за устранением нарушений со стороны Комитета не представлено. В нарушение пп. 3 п. 4, пп. 20. п. 6, пп. 2 п. 35 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

14) «Плиточные могилы «Ара-Алцагат-1» (I тыс. до н.э.)», ЕГРОКН № ... акт осмотра от 25.08.2020 (выявлены признаки проведения работ в границах археологического наследия, пробурена скважина для воды, возведен дом) -31.08.2020 внесено предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № 3/2020. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены. Иные меры в рамках государственной охраны и государственного федерального надзора не приняты.

15) «Гуннское поселение «Дурены» (III в. до н.э. - I в. н.э.)» ЕГРОКН № ... акт осмотра от 17.11.2020 (выявлены признаки нарушения, зафиксировано наличие строения фермы на земельных участках в непосредственной близости ОАН) - 23.11.2020 внесено предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № 5/2020. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены. Иные меры в рамках государственной охраны и государственного федерального надзора не приняты.

16) «Пункт II. Плиточные могилы, херексуры-раннесредневековыекурганы» ЕГРОКН №... акт осмотра от 08.09.2020 (выявлены нарушения: прокладка линии ВОЛС) - 11.09.2020 направлено обращение в МВД по Джидинскому району.

28.09.2020 МВД по Джидинскому району отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием события преступления и в связи с необходимостью исследования документов о включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, кроме того истребовать копию договора с ООО «СетьСтройПроект», МО «Джидинский район». Следовательно, для разрешения дела Комитетом при направлении заявления не приложено достаточных обоснований и не приложен документы о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, договоры с ООО «СетьСтройПроект», МО «Джидинский район». Постановление об отказе Комитетом не обжаловано, попыток направить необходимые документы не предпринято. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены. Иные меры в рамках государственной охраны и государственного федерального надзора не приняты.

Согласно пояснительной записке Комитета: в 2021 году проведено: плановых мероприятий в форме систематического наблюдения на 48 объектах археологического наследия; мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия - 9 мероприятий, количество составленных протоколов по делам об административных правонарушениях - 0; количество материалов, связанных с нарушениями обязательных требований законодательства, направленных в правоохранительные органы для решения вопроса о принятии по ним мер реагирования - 4.

Согласно представленной информации за период с 01.01.2021 до 01.06.2021 по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематического наблюдения комиссией по проведению проверки установлено, что при осуществлении переданных Российской Федерацией полномочий по федеральному государственному надзору Комитетом выявлено 8 случаев нарушений обязательных требований законодательства в отношении объектов культурного наследия, однако надлежащий комплекс мер в рамках осуществления федерального надзора Комитетом не принят, а именно:

1) «Зарубино. Могильник I», ЕГРОКН № ... акт осмотра от 10.03.2021 (выявлены признаки нарушений, необходимость выдачи предостережения о недопущении нарушений требований законодательства). В пояснениях проверяемого лица указано, что выдано предписание, однако документ в рамках проверки не представлен. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

2) «Стоянка с находками эпохи неолита-бронзы» ЕГРОКН №..., акт осмотра от 25.03.2021 (выявлены нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия: сохранность памятника аварийная, продолжение работ на карьере грозит полным уничтожением памятника, необходимость принятия мер по остановке работ по разработке карьера) - 26.03.2021 направлено обращение в отдел МВД по Еравнинскому району. Информации о дальнейшем рассмотрении дела не представлено. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, иных мер в рамках надзора не принято, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

3) «Тулдун. Стоянка III», ЕГРОКН № ... акт осмотра от 13.04.2021 (выявлены нарушения: повреждение объекта археологического наследия, а именно повреждение культурного горизонта ОАН, по стоянке проложена трасса ВОЛС, сохранность памятника неудовлетворительная, необходимость принятия мер по факту повреждения объекта) - 14.04.2021 направлено обращение в отдел МВД по Еравнинскому району. Информации о дальнейшем рассмотрении дела не представлено. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, иных мер в рамках надзора не принято, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

4)«Неолитическая стоянка Тулдун II», ЕГРОКН № ... акт осмотра от 13.04.2021 (выявлены нарушения: повреждение объекта археологического наследия, а именно повреждение культурного горизонта ОАН, по стоянке проложена трасса ВОЛС, сохранность памятника неудовлетворительная, необходимость принятия мер по факту повреждения объекта) - 14.04.2021 направлено обращение в отдел МВД по Еравнинскому району. Информации о дальнейшем рассмотрении дела не представлено. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, иных мер в рамках надзора не принято, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

5) «Ширинга. Поселение-I», ЕГРОКН № ..., акт осмотра от 13.04.2021 (выявлены нарушения: разрушение культурного горизонта несанкционированной карьерной разработкой песка, сохранность объекта неудовлетворительная, памятник частично разрушен карьерными выработками, необходимость остановки карьерной разработке на территории памятника, принять меры по факту разрушения культурного горизонта, оформить охранное обязательство) - 14.04.2021 направлено обращение в отдел МВД по Еравнинскому району. 14.04.2021 в адрес МКУ «Администрация Еравнинского района» предписание об устранении выявленных нарушений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации № 10/2021 со следующим требованием: «Запретить проведение любых земельных, строительных, мелиоративных и иных работ на территории объекта в срок до: с момента получения настоящего предписания. Отметки и сведений о том, когда получено предписание не представлено. В нарушение пп. 3 п. 4, пп. 20. п. 6, пп. 2 п. 35 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, иные меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

6) «Телемба. Карьер 478 км», ЕГРОКН № ... акт осмотра от 13.04.2021 (выявлены нарушения: сохранность объекта неудовлетворительная, часть памятника разрушена разработкой старого карьера, разработка карьера на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия без проекта обеспечения сохранности объекта археологического наследия, необходимость выдачи предписания о приостановлении работ по разработке существующего карьера на земельном участке, соприкасающемся с границами территории ОАН, оформить охранное обязательство). 14.04.2021 в адрес МКУ «Администрация Еравнинского района» предписание об устранении выявленных нарушений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации № 10/2021 со следующим требованием: «Запретить проведение любых земельных, строительных, мелиоративных и иных работ на территории объекта в срок до: с момента получения настоящего предписания. Отметки и сведений о том, когда получено предписание не представлено. В нарушение пп. 3 п. 4, пп. 20. п. 6, пп. 2 п. 35 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, иные меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

7) «Харга. Поселение-П», ЕГРОКН № ... акт осмотра от 13.04.2021 (выявлены нарушения: повреждение объекта археологического наследия вследствие прокладки линии ВОЛС, сохранность памятника неудовлетворительная, западной части памятника угрожает разработка действующего карьера, по восточной части памятника проложена трасса ВОЛС без проведения работ по сохранению ОАН (без спасательных раскопок) необходимость принятия мер по факту повреждения объекта) - 15.04.2021 направлено обращение в отдел МВД по Еравнинскому району. 14.04.2021 в адрес МКУ «Администрация Еравнинского района» предписание об устранении выявленных нарушений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации № 11/2021 со следующим требованием: «Запретить проведение любых земельных, строительных, мелиоративных и иных работ на территории объекта и на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком объекта в срок до: с момента получения настоящего предписания. Отметки и сведений о том, когда получено предписание не представлено. В нарушение пп. 3 п. 4, пп. 20. п. 6, пп. 2 п. 35 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, иные меры в рамках надзора не приняты, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

8) «Телемба. Карьер 485 км», ЕГРОКН № ... акт осмотра от 13.04.2021 (выявлены нарушения: сохранность объекта неудовлетворительная, часть памятника разрушена разработкой действующего карьера, необходимость остановки работ по разработке существующего карьера в границах территории ОАН) -15.04.2021 направлено обращение в отдел МВД по Еравнинскому району. Информации о дальнейшем рассмотрении дела не представлено. В нарушение п. 5, п. 6, пп. 3 п. 9, п. 143 Регламента по надзору, ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, иных мер в рамках надзора не принято, какие-либо документы, свидетельствующие о принятых мерах не представлены.

В силу ст.95 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" по истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона. В случае, если проводится оценка исполнения решения, принятого по итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки.

Таким образом, по истечении срока исполнения контролируемым лицом решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, контрольный орган оценивает исполнение предписания на основании документов и сведений контролируемого лица, представление которых установлено предписанием. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из контрольных мероприятий.

Судья районного суда согласился с возражениями Филиппова В.В. о незаконном бездействий, выразившегося в не проведении контрольных мероприятий об исполнении предписаний, выданных в отношении Харчук А.И., ООО «Арка», ИП Роговой С.А., МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Администрации Иволгинского района. В остальной части суд посчитал, что выявленные нарушения нашли свое подтверждение, поскольку весь комплекс мер в рамках осуществления федерального надзора, в том числе носящие предупредительный, пресекательный и профилактический характер, и направленные на недопущение нарушений обязательных требований, а также меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда в отношении остальных объектов культурного наследия Комитетом не принят.

Вышеуказанные нарушения выразились в отсутствии надлежащего контроля и организации работы при осуществлении начальником отдела по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия Филипповым В.В. переданных Российской Федерацией полномочий по осуществлению государственной охраны объектов культурного наследия и федерального государственного надзора объектов культурного наследия.

Ненадлежащие исполнение переданных Российской Федерацией полномочий по осуществлению государственной охраны объектов культурного наследия и федерального государственного надзора объектов культурного наследия создает прямую угрозу повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера объекта культурного наследия, нарушения установленного порядка использования, незаконного перемещения объекта культурного наследия, неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Таким образом, судья установил, что начальником отдела по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия Филипповым В.В. допущено нарушение требований ст. 11, пп. 6 ч. 2 ст. 33, ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ, пп. 29, 30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569; Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972; п. 5, пп. 3 п. 4, п. 6, пп. 3 п. 9, пп. 2 п. 35, п. 143 Регламента по надзору, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении сроков при рассмотрении 5 актов ГИКЭ, в отсутствии организации работы разработке, согласованию и утверждению зон охраны 25 объектов культурного наследия федерального значения, в ненадлежащей работе по федеральному государственному надзору в отношении 21 объектов культурного наследия федерального значения, тем самым не приняты меры по соблюдению требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Факт совершения Филипповым В.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность в совершении указанного правонарушения подтверждаются совокупностью представленных доказательств.

Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Филиппова В.В. в совершении данного административного правонарушения.

Судьей районного суда вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана объективная правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Учитывая вышеизложенное, действия Филиппова В.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении не установлено, в связи с чем данный протокол обоснованно признан допустимым доказательством по делу.

Так, согласно пункту 8 Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 21.07.2020 № 808 уполномоченные лица Управления Минкультуры России по ДФО обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в сфере переданных полномочий.

В соответствии с пунктом 12 Порядка № 808 осуществление контроля за переданными полномочиями включает в себя следующие административные процедуры (в том числе): принятие по результатам проведенной проверки мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации; устранение нарушений, выявленных при проведении проверки.

Согласно п. 72 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13 - 7,16. частью 1 статьи 19.4, частями 18 и 19 статьи 39.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.

В соответствии с Приказом Минкультуры России от 13.07.2020 № 770 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» должностные лица в территориальных органах Министерства культуры Российской Федерации, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях: руководитель территориального органа; заместители руководителя территориального органа; начальники отделов и их заместители, иные должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора. Вышеуказанные должностные лица уполномочены в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.26, 7.13, 7.14,7.14.1,7.14.2, 7.15, 7.15.1, 7.16, 7.33, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьями 14.4.3, 34.58, 15.42, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19,4, статьей 19.4.1, частями 1, 18 и 19 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.7, 19.20, 19.26, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 13.1 Должностного регламента главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Управления, утвержденного Руководителем Управления 21.07.2020 (далее - Должностной регламент) в должностные обязанности главного государственного инспектора входит в том числе осуществление федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охранной объектов культурного наследия федерального значения в отношении объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно п. 17 Должностного регламента главный государственный инспектор может составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности, в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации.

Приказом Минкультуры России от 07.02.2019 № 121 утверждено Положение о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации (далее - Положение № 121), согласно которому территориальный орган осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в отношении объектов культурного наследия с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний, а также контроль за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации но вопросам государственной охраны объектов культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов но указанным вопросам или о внесении в них изменений (пп. 6.1,2, 6.1.3). На основании п.6.6 Положения № 121 территориальные органы возбуждают дела об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности Минкультуры России, осуществляет по ним производство в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с чем, протокол об административном правонарушении от 37.08.2021 № 02-06/23-пп составлен уполномоченным лицом - главным государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО Бугреевой К.В.

Также, согласно ст. 61 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» за нарушение указанного Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ установлена ответственность должностных лиц за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей.

Таким образом, нарушения, вмененные Филиппову В.В. являются нарушениями требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Следовательно, доводы Филиппова В. В. о том, что ему вменяется вина за не осуществление полномочий, а не за нарушение обязательных требований несостоятельны.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи, с учетом характера совершенного административного правонарушения, степени общественной опасности, конкретных обстоятельств, имущественного положения лица, соответствует принципам справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.

Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел и порядок рассмотрения дела соблюдены, бремя доказывания распределено верно.

Ссылка заявителя на судебные акты, указанные в жалобе, определяющего значения при рассмотрении настоящего дела не имеют.

Доводы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления и выводов судьи районного суда не опровергают.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление Советского районного суда г.Улан-Удэ от 8 декабря 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении должностного лица Филиппова ФИО25 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Мотивированное решение изготовлено 17.03.2022.

Судья Н.А.Матвеева