ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/2022 от 21.03.2022 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 12-35/2022

РЕШЕНИЕ

г. Армавир 21 марта 2022 г.

Судья Армавирского городского суда Краснодарского края

ФИО1,

при секретаре Шведовой Е.А.,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2, действующей на основании доверенности от 23.07.20201 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица- заместителя управляющего директора Акционерного общества «81бронетанковый ремонтный завод» ФИО3, на постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Роспироднадзора Ф<...> от 24 июня 2021 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Ф.<...> от 24 июня 2021 г. должностное лицо- заместитель управляющего директора Акционерного общества «81бронетанковый ремонтный завод» Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Т. обратился в Армавирский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, в соответствии со ст. 2.9. КоАП освободить должностное лицо – Заместителя управляющего директора АО «81 бронетанковый ремонтный завод» Т. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, поскольку АО «81 БТРЗ» строго соблюдает требования Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части платы за экологию, что подтверждается своевременной сдачей деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, за 2020 год, платежными поручениями за 2016-2019 годы о внесении платы по НВОС. По итогам 2018 года АО «81 БТРЗ» при проведении сверки расчетов обнаружено наличие переплаты по данному виду платежа, в связи с чем, 27 февраля 2019года в Управление Росприроднадзора было подано заявление о зачете сумм излишне уплаченных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего периода (исх.<...>), с приложением платежных поручений и деклараций за 2016-2017 годы. Данное обращение осталось без ответа. С учетом изменений внесенных в Порядок исчисления платы за НВОС (Письмо Минприроды России от 06.06.2019г. <...> «Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду»), в соответствии с приказом Росприроднадзора от 20.06.2019г. № 334 «Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду», урегулировавшими порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм по НВОС, АО «81 БТРЗ» неоднократно обращалось в Управление Росприроднадзора с просьбами о проведении совместной сверки расчетов и зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода. Так, 27.02.2020г. (исх.<...>), повторно 09.07.2020г. (исх.<...>), 24.02.2021г. (исх.<...>) в адрес Управления Росприроднадзора были направлены заявления о проведении совместной сверки расчетов с приложением актов сверки за 2017-2019 годы. Одновременно АО «81 БТРЗ» обращалось в Управление Росприроднадзора с заявлениями о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей (исх. <...> от 24.02.2021г.; исх. <...> от 11.03.2021г.). В ответ Управлением для проведения сверки сумм платы были затребованы копии договоров по вывозу, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления и актов выполненных работ по ним, которые были представлены 29.03.2021г. (исх. №<...>). После чего, Управлением, со ссылкой на разъяснения Минприроды №19-44/10212 от 12.04.2021, была затребована уточненная единая декларация о плате за 2019 год, а также выборочные копии актов выполненных работ по размещению отходов за 2018- 2019г.г., которые были представлены 02.06.2021г. (исх. <...>).В нарушение требований п.12 Порядка, где прямо указано, что в случае несоответствия информации, указанной лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора, территориальный орган Росприроднадзора в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы направляет лицу, обязанному вносить плату, решение об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов, окончательного решения по данным заявлениям Управлением Росприроднадзора по КК и РА до настоящего времени не принято. На 01.01.2021г. общая сумма переплаты АО «81 БТРЗ» за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет РФ составляла 37 780 рублей 44 копейки.

В судебном заседании представитель должностного лица- заместителя управляющего директора Акционерного общества «81бронетанковый ремонтный завод» Т.- ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы изложенные в жалобе поддержала в полном объеме, пояснила, что заводом выявлена переплата в 2019 г., которая была с 2016 г., акт сверки расчетов длительное время не составлялся. 20.06.2019 г. урегулирован вопрос о зачете переплат. Факт нарушения не оспаривают и просят учесть причину неуплаты платы, ущерб не причинен, плата внесена на годы вперед.

Лицо, вынесшее обжалуемое постановление - старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления ФИО4, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Изучив жалобу, выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, судья, будучи не связанным, с доводами жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ), пришел к следующему:

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Как следует из обжалуемого постановления и материалов дела об административном правонарушении, 08 июля 2021 года в 11 часов 00 мин. установлено, что должностным лицом заместителем управляющего директора АО «81БТРЗ» Т. по месту осуществления должностных обязанностей: <...> (объект <...>, совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП, что заключается в следующем: АО «81 БТРЗ» не исполнена обязанность по внесению квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, а именно: -1 квартальный авансовый платеж должен быть внесен до 20.04.2020 г.; 2 квартальный авансовый платеж должен быть внесен до 20.07.2020; 3 квартальный авансовый платеж должен быть внесен до 20.10.2020. Квартальные авансовые платежи за 1,2,3 кварталы 2020, 1 квартал 20201 года АО «81 БТРЗ» в установленные сроки не внесены. Таким образом, АО «81 БТРЗ» несет ответственность за несвоевременное внесение платы на НВОС. АО «81 БТРЗ» не обеспечено своевременное внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2020 года, так же с учетом корректировки ее размере за 2020 год и 1 квартал 2021 года, что является нарушением требований ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Факт совершения должностным лицом заместителем управляющего директора АО «81БТРЗ» Т. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, подтверждается: листом согласования, представлением <...> от 24.06.2021 г., протоколом об административном правонарушении <...> от 17.06.2021 г., выпиской из Приказа <...> от 09.01.2020 г., актом проверки юридического общества №81 бронетанковый ремонтный завод» от <...> и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Судья полагает, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления ФИО4 по существу в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, судья считает, что вывод о наличии события правонарушения и виновности должностного лица- заместителя управляющего директора Акционерного общества «81бронетанковый ремонтный завод» Т., на которого в соответствии с п. 3 Приказом <...> от 09.01.2002 г. возложена ответственность за соблюдение природоохранного законодательства в целом по предприятию, которым квартальные авансовые платежи за 1,2,3 кварталы 2020, 1 квартал 20201 года АО «81 БТРЗ» в установленные сроки не внесены, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.

Действия должностного лица- заместителя управляющего директора Акционерного общества «81бронетанковый ремонтный завод» Т. правильно квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ, как невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При получении доказательств, положенных в основу постановления государственного инспектора Южного межрегионального управления ФИО4 о назначении административного наказания, каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы свидетельствовать об их недопустимости, допущено не было. Каких-либо противоречий в материалах дела, которые могли бы повлиять на правильность установления фактических обстоятельств правонарушения и доказанность вины должностного лица- заместителя управляющего директора Акционерного общества «81бронетанковый ремонтный завод» Т., также не имеется.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В указанной правовой норме подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения. Устанавливая ответственность за конкретное административное правонарушение, судья обязан руководствоваться установками Кодекса о природе административного наказания и его целях, учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, с тем, чтобы обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.

Как следует из представленных Т. документов, а также пояснений представителя Т. в судебном заседании Л., по итогам 2018 г. АО «81 БТРЗ» обнаружило наличие переплаты по данному виду платежа, в связи с чем, в Управление Роспироднадзора было подано заявление о зачете сумм излишне уплаченных авансовых платежей за НВОС в счет будущего периода, с приложением копий платежных поручений и деклараций, которые своевременно сдавались за данные периоды, акта сверки расчетов, однако данное обращение осталось без ответа; несмотря на наличие переплаты общество продолжало платить НВОС и повторно обратилось в Управление Роспироднадзор по <...> с заявлением о проведении сверки платежей и зачете излишне уплаченных сумм. В феврале-марте 2021г. АО «81 БТРЗ» в очередной раз направляло в Управление заявления о зачете излишне уплаченной суммы НВОС, акты сверок.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что Акционерным обществом «81бронетанковый ремонтный завод» не внесены в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2020 года, так же с учетом корректировки корректировки ее размера за 2020 год и 1 квартал 2020 года, что является нарушением требований ст.16.4 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Однако требования, приведенных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица судьей городского суда не выполнены в полном объеме.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от <...><...> –ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от <...> год № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее- выбросы загрязняющих веществ);

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее-сбросы загрязняющих веществ);

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду ( далее- лица, обязанные вносить плату) за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах 4 категории.

В соответствии со статьей 16.1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

В соответствии с частью 1 статьей 16.4 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с частью 3 статьи 16.4 ФЗ от 10 января 2002 года ФЗ «Об охране окружающей среды» плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном настоящим ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с частью 7 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей влечет за собой, действующей на день уплаты пеней, не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» определены правила устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а так же осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами(далее также- администратор палаты).

Совершенное административное правонарушение правильно квалифицировано по ст. 8.41 КоАП РФ, наказание за совершенное административное правонарушение назначено заместителю управляющего директора Акционерного общества «81бронетанковый ремонтный завод» ФИО3 в соответствии с требованиями закона

На основании изложенного, доводы жалобы полагаю необоснованными, обжалованное постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Роспироднадзора ФИО5 № 03-23-1079-П-3 от 24 июня 2021 г. подлежит оставлению без изменения, а жалоба на указанное постановление оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления ФИО4 <...>-П-3 от <...> о признании виновным должностного лица- заместителя управляющего директора Акционерного общества «81бронетанковый ремонтный завод» ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысяч) рублей оставить без изменения, а жалобу на указанное постановление - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Председательствующиий подпись