ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/2022 от 22.03.2022 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 12-35/2022

Р Е Ш Е Н И Е

22 марта 2022 года Томская область, ЗАТО Северск,

г. Северск

Судья Северского городского суда Томской области Максимова Е.С.,

с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – ФИО1,

его защитника – Романишеной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – начальника Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 на постановление № ** от 26.01.2022 по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России» по пожарному надзору Д. о привлечении должностного лица – начальника Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением № ** заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России» по пожарному надзору Д. от 26.01.2022 должностное лицо – начальник Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 привлечён к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с состоявшимся по делу постановлением, должностное лицо – начальник Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.

В обоснование своей позиции ФИО1 указывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу были представлены возражения и пояснения, в которых указано, что в соответствии с пунктом 66 части 1 статьи 42 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области Администрация ЗАТО Северск осуществляет организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Согласно перечню распределения задач по реализации первичных мер пожарной безопасности между структурными подразделениями Администрации ЗАТО Северск, утвержденному распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 26.04.2016 № 638-р, Управление участвует в организации обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, включая заключение договоров аренды муниципального имущества. Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Таким образом, в соответствии со ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Между Управлением и АО «С. » заключен договор аренды муниципального имущества - сетей инженерно-технического обеспечения, зданий и сооружений, используемых в процессе оказания коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, сбору, очистке, распределению воды, удалению сточных вод и отходов для потребителей ЗАТО Северск от 20.03.2008 № 1003. Дополнительным соглашением от 14.06.2018 сети водоснабжения городского кладбища на ул. Предзаводской, 10а, сооружение № 2В1 переданы во владение и пользование Общества. Согласно техническому паспорту от 01.08.2012 в состав сооружения № 2В1 входит пожарный гидрант (ПГ №2). Условиями договора аренды в качестве предмета договора предусмотрена передача объектов инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства, в состав которых входят водопроводные и канализационные сети и иное имущество, перечень и описание которого приведены в Приложении 1 к Договору аренды, являющемуся его неотъемлемой частью. В соответствии с п. 2.2.5 Договора аренды Общество (арендатор муниципального имущества) приняло на себя обязательства содержать арендуемое имущество в полной исправности, технической готовности и сохранности, выполняя постоянное техническое обслуживание имущества за счет собственных средств. В п. 2.2.6 и 2.2.7 договора аренды установлена обязанность Общества своевременно принимать все необходимые меры с целью предупреждения аварийных ситуаций и ликвидации их последствий; своевременно производить за счет средств заложенных в тарифе, текущий и капитальный ремонт имущества, а также всех относящихся к нему элементов оборудования, инвентаря и приспособлений и элементов благоустройства с учетом утвержденной производственной программы на текущий год. В соответствии с пунктами 2.2.8 и 2.2.10 Договора аренды Общество приняло на себя обязанность содержать арендуемое имущество, а также места общего пользования в нормальном санитарном и противопожарном состоянии, соответствующим отраслевым нормам и правилам; соблюдать правила пожарной безопасности. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 41.3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 данного Федерального закона, обязан поддерживать системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание. В соответствии с пп. «в», «г» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией. В силу статьи 37 ФЗ «О пожарной безопасности» юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Таким образом, заявитель полагает, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в соответствии с федеральными законами, правовыми актами и договором аренды возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть на АО «С. ».

Считает необоснованным и не доказанным вывод должностного лица о нарушении начальником Управления требований пожарной безопасности в части необеспечения исправности пожарного гидранта ПГ №2 на ул. Предзаводской, 10а, которое не подтверждено документально (отсутствует документальное подтверждение проверки работоспособности ПГ №2) при проведении должностным лицом 14.04.2021, 26.04.2021, 27.04.2021 и 30.04.2021 проверки. Ссылка в Акте, на основании которого составлен протокол, на сопроводительное письмо АО «С. » от 11.06.2020 № 1739 не является доказательством нарушения начальником Управления требований пожарной безопасности, проверка которой проведена 30.04.2021, так как перечисленные документы не относятся к дате проверки исправности ПГ № 2 и содержат информацию о состоянии противопожарных источников в 2020 году, а не на дату проверки. Ссылка должностного лица на уведомление АО «С. » от 13.05.2021 также, по мнению заявителя, не подтверждает вывод о неисправности ПГ №2 именно на дату проверки. Полагает, что выполнил в полном объеме возложенную на него распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 26.04.2016 № 638-р обязанность по организации обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, заключив Договор аренды муниципального имущества, в соответствии с которым передал ПГ № 2 на ул. Предзаводской, 10а в аренду Обществу в технически исправном состоянии (п.2.1.1 Договора). Указанные обстоятельства подтверждены Договором аренды, дополнительным соглашением от 14.06.2018 и актами приема-передачи муниципального имущества, которыми установлена передача Обществу имущества в технически исправном состоянии.

Таким образом, полагает, что надлежащим субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации является АО «С. », как лицо, ответственное за обеспечение своевременного выполнения требований пожарной безопасности.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1, его защитник Романишена О.В. доводы жалобы поддержали в полном объёме.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а в силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 30.04.2021 в 15 часов 00 минут в ходе плановой выездной проверки Администрации ЗАТО Северск по распоряжению главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России» по пожарному надзору М. о проведении плановой выездной проверки органа местного самоуправления от 30.03.2021 № 33 установлено, что начальник Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 допускает нарушение требований пожарной безопасности к источникам противопожарного водоснабжения, не принял должных мер по его своевременному соблюдению, а именно в нарушение п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, не обеспечил исправность пожарного гидранта - ПГ № 2 (инв. № **) на ул. Предзаводской, 10а в г. Северске.

Из акта плановой выездной проверки органа местного управления № 33 от 30.04.2021, следует, что начальник Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 нарушил п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, а именно не обеспечил исправность пожарного гидранта ПГ № 2 (инв. № **) на ул. Предзаводской, 10а в г. Северске.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем был составлен протокол об административном правонарушении № 40 от 04.05.2021.

Статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрен перечень лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. К указанным лицам, среди прочих, относятся лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии со ст. 37 вышеуказанного Федерального закона руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Приходя к выводу о виновности начальника Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо в постановлении от 26.01.2022 указало, что передача по договору аренды права пользования и владения имуществом не означает передачу административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, допущенного при использовании имущества – пожарного гидранта. При этом, по мнению должностного лица, договор аренды регулирует только гражданско-правовые отношения между собственником и арендатором, а не административно-правовые отношения. Собственник сохраняет за собой право распоряжаться имуществом и право требования надлежащего исполнения условий договора аренды. Таким образом, при надлежащем контроле за исполнением условий договора аренды, собственник имеет возможность и обязан контролировать соблюдение требований пожарной безопасности на переданном в аренду имущества.

Вместе с тем, из диспозиции ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», субъектом данного административного правонарушения, может являться как собственник имущества, так и арендатор, как лицо, владеющее и пользующееся имуществом на законных основаниях и обязанное обеспечивать первичные меры пожарной безопасности.

Таким образом, вывод должностного лица о том, что на арендатора имущества не распространяется административная ответственность, а, следовательно, арендатор не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не основан на законе.

В силу закона ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. Однако стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, кем совершено противоправное, виновное действие.

Общие положения, определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение требований пожарной безопасности. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.

Как следует из договора аренды муниципального имущества № 1003 от 20.03.2008 и дополнительного соглашения к нему от 14.06.2018, заключенным между Управлением имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск – арендодатель и
ОАО «С. » - арендатор, было передано в аренду имущество – сети инженерно-технического обеспечения, здания и сооружения, оборудование – для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям ЗАТО Северск, в том числе сооружение № 2В1, в состав которого входит пожарный гидрант.

В силу п.п. 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8, 2.2.9, 2.2.10 вышеуказанного договора, арендатор с момента фактической передачи ему арендуемого имущества обязан содержать арендуемое имущество в полной исправности, технической готовности и сохранности, выполняя постоянное техническое обслуживание арендуемого имущества за счёт собственных средств; своевременно принимать все необходимые меры с целью предупреждения аварийных ситуаций и ликвидации их последствий; своевременно производить текущий и капитальный ремонты арендуемого имущества, содержать арендуемое имущество в нормальном противопожарном состоянии, соответствующем отраслевым нормам и правилам; соблюдать правила пожарной безопасности при проведении любых работ на территории. При этом в силу п. 2.1.1 вышеуказанного договора арендатору было передано имущество в технически исправном состоянии на момент передачи.

Таким образом, в силу вышеперечисленных пунктов договора ответственность, в том числе и за соблюдением правил пожарной безопасности возложена на арендатора, что не противоречит действующему законодательству.

Что касается вывода должностного лица, изложенного в постановлении, о том, что при надлежащем контроле за исполнением условий договора аренды собственник имеет возможность и обязан контролировать соблюдение требований пожарной безопасности на переданном в аренду имуществе, то вопреки вышеизложенному, в объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, входит лишь нарушение требований пожарной безопасности, за что субъект и подлежит административной ответственности;
указанной нормой закона не установлена административная ответственность за ненадлежащий контроль за переданным в аренду, в силу закона, имуществом.

В силу положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из презумпции невиновности, закрепленной в ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу, что в материалах отсутствуют доказательства, бесспорно свидетельствующие о совершении начальником Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеются неустранимые сомнения в виновности ФИО1 во вмененном ему правонарушении, в связи с чем невозможно сделать однозначный вывод об обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности.

При указанных обстоятельствах, по мнению судьи, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу, поэтому постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

постановление заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России» по пожарному надзору Д.** от 26.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу - прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено данное постановление.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.С. Максимова

УИД 70RS0009-01-2022-000362-83