ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/2022 от 28.06.2022 Увинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело №12-35/2022

Р Е Ш Е Н И Е

п. Ува Удмуртской Республики 28 июня 2022 года

Судья Увинского районного суда Удмуртской Республики Лобанов Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу М на постановление главного государственного инспектора Увинского, Вавожского, Сюмсинского и Селтинского районов по использованию и охране земель – начальника Межмуниципального отдела по Увинскому, Вавожскому, Сюмсинскому и Селтинскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 30.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

30.12.2021 года постановлением главного государственного инспектора Увинского, Вавожского, Сюмсинского и Селтинского районов по использованию и охране земель – начальника Межмуниципального отдела по Увинскому, Вавожскому, Сюмсинскому и Селтинскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике М привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, М обратился в суд с жалобой об отмене вышеуказанного постановления, мотивируя свою жалобу тем, что истек предусмотренный законом срок давности привлечения к административной ответственности, кроме того, обжалуемое постановление не содержит даты и времени совершения правонарушения, даты обнаружения правонарушения.

В судебном заседании М не участвовал, о месте и времени его проведения извещался надлежащим образом по месту его жительства по адресу: ***.

В судебном заседании должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, А возражала против удовлетворения жалобы,, пояснив, что правонарушение является длящимся, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности не истек, а отсутствие в обжалуемом постановлении даты и времени правонарушения и даты его обнаружения не является основанием для отмены постановления.

Изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Обжалуемое постановление вынесено 30.12.2021 года, его копия получена М 11.02.2022 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления. Жалоба на постановление подана в суд (сдана в отделение почтовой связи) ***, то есть в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок.

Из обжалуемого постановления следует, что с 27.10.2014 года М является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства. В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных объектах недвижимости на указанном земельном участке. При осмотре земельного участка установлено, что на нем отсутствуют межевые и какие-либо опознавательные знаки, какие-либо постройки и объекты капитального строительства, строительные и земляные работы не проводятся, строительная техника и строительные материалы отсутствуют, хозяйственная обработка земли не осуществляется, земельный участок зарос многолетними травами, в том числе сорной растительностью. Препятствий к началу строительства на земельном участке не имеется. Разрешение на строительство в границах земельного участка не выдавалось. М допущено нарушение требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в неиспользовании земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования в течение более трех лет с момента возникновения права аренды на земельный участок. Действия М должностным лицом квалифицированы по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, указанные в пункте 1 данной статьи, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: ***, сдан в аренду М сроком с 27.10.2014 года по 26.10.2024 года на основании договора аренды земельного участка от 27.10.2014 года №142-ф. Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства.

Из материалов дела следует, что в ходе выездного обследования, проведенного 11.11.2021 года, произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***. При осмотре установлено, что ограждение территории данного земельного участка отсутствует, межевые и какие-либо опознавательные знаки, устанавливаемые в поворотных точках прохождения границ, отсутствуют, на земельном участке отсутствуют какие-либо постройки и объекты капитального строительства, строительные и земляные работы не проводятся, строительная техника и строительные материалы отсутствуют, хозяйственная обработка земли не осуществляется (отсутствуют грядки, посадки плодов-ягодных деревьев и кустарников), земельный участок зарос многолетними травами (высотой более 15 см), в том числе сорной растительностью, при наличии возможности подключения к сетям электроснабжения земельный участок не присоединен к линии электропередач.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Управления Росреестра по Удмуртской Республике в отношении М протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ, и последующего привлечения его постановлением должностного лица указанного органа к административной ответственности, установленной данной нормой.

Факт совершения М указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24.12.2021 года, актом документарной проверки от 25.11.2021 года №190, информацией Администрации муниципального образования «Увинский район» от 25.11.2021 года об отсутствии разрешения на строительство на арендуемом М участке, актом выездного обследования №22/01/42-2021 от 11.11.2021 года, протоколом осмотра от 11.11.2021 года с фототаблицей и выкопировкой с публичной кадастровой карты.

Таким образом, выводы должностного лица о наличии в действиях М состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ, являются правильными.

Приведенные в жалобе доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области, урегулированной законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования, составляет один год.

Родовым объектом правонарушений, объединенных в главе 8 КоАП РФ, в которую входит статья 8.8, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ, составляет 1 год.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

В рассматриваемом случае вменяемое М административное правонарушение является длящимся, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей по использованию земельного участка по целевому назначению.

Отсутствие в обжалуемом постановлении даты совершения административного правонарушения не является существенным нарушением требований статьи 29.10 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении содержит дату правонарушения – 25.11.2021 года, то есть дату выявления правонарушения по результатам документарной проверки. В связи с этим обжалуемое постановление подлежит изменению путем включения в него даты совершения правонарушения 25.11.2021 года.

Кроме того, прихожу к выводу о возможности снижения М назначенного наказания.

Санкция части 3 статьи 8.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.

Обжалуемым постановлением М назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В постановлении от 25.02.2014 года №4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения.

С учетом изложенного считаю возможным снизить М назначенное наказание, снизив размер административного штрафа до 10000 рублей, поскольку такая мера ответственности за совершение административного правонарушения соразмерна целям административного наказания - целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Жалобу М удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора Увинского, Вавожского, Сюмсинского и Селтинского районов по использованию и охране земель – начальника Межмуниципального отдела по Увинскому, Вавожскому, Сюмсинскому и Селтинскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 30.12.2021 года по делу об административном правонарушении о привлечении М к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ изменить, включить в него дату совершения правонарушения 25.11.2021 года, снизить М размер административного наказания в виде административного штрафа до 10000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.В. Лобанов