ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3604/19 от 29.10.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

судья – Кравченко Н.А. дело № 12-3604/19

РЕШЕНИЕ

Судья Краснодарского краевого суда Онохов Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 на постановление судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 15 августа 2019 г.

установил:

постановлением судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 15 августа 2019 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО МП «ЖКХ» ФИО2 прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было возбуждено дело об административном правонарушении.

В жалобе, поданной в краевой суд, государственный инспектор ФИО1 просит восстановить срок для обжалования постановления районного суда, постановление судьи отменить, дело направить в районный суд на новое рассмотрение.

В обоснование доводов жалобы указал на его незаконность и не обоснованность, вынесение с нарушением норм процессуального права, поскольку судом не исследованы все значимые обстоятельства по делу, не дана надлежащая оценка существенным доказательствам. Пояснил, что юридическим лицом в установленный срок до 6 мая 2019 г. не исполнено предписание от 7 февраля 2019 г. № 07-28-13-Н-2 по недопущению осуществления деятельности по обращению с отходами. Обнаруженные в ходе внеплановой проверки виды отходов IV класса опасности не включены в лицензию от 25 июня 2018 г., выданную ООО МП «ЖКХ» на осуществление деятельности по сбору, обработке, размещению отходов IV класса опасности. Управлением представлены доказательства факта сбора ООО МП «ЖКХ» отходов, не соответствующих деятельности, которые не были оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО3 в судебном заседании доводы ходатайства и жалобы поддержала, просила отменить постановление районного суда, дело направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании генеральный директор ООО МП «ЖКХ» ФИО2 возражал против удовлетворения доводов ходатайства и жалобы, просил оставить постановление суда без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела следует, копия постановления районного суда Краснодарского края от 15 августа 2019 г. поступила в управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 27 августа 2019 г. (л.д.86).

Согласно штемпелю на конверте и данным почтового идентификатора №<...>, жалоба на постановление судьи направлена представителем Управления 3 сентября 2019 г., то есть без пропуска срока для подачи жалобы.

Данных об иной дате получения управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея копии данного решения суда в материалах дела не содержится и не опровергнута ФИО2

Таким образом, суд не усматривает признаков пропуска срока для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, и как следствие, оснований для рассмотрения изложенного в жалобе ходатайства о восстановлении срока.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Как следует из материалов дела, государственным инспектором Росприроднадзора ФИО4 в отношении ООО МП «ЖКХ» вынесено предписание о 7 февраля 2019 г. № 07-28-13Н-2 о недопущении деятельности по обращению с отходами (тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, содержание 5 % и более, отнесенная к III классу опасности; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, менее 5 %, отнесенная к IV классу опасности) в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, обработке, размещению (хранению) отходов I - IV класса опасности отходов в срок до 6 мая 2019 г. Указанным предписанием на ООО МП «ЖКХ» была возложена обязанность не допускать размещение отходов с целью их дальнейшего захоронения, включенных в перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

На основании распоряжения руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО5 от 22 апреля 2019 г. № <...> проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО МП «ЖКХ», в ходе, которой выявлены факты невыполнения в установленный срок предписания органа государственного контроля от 7 февраля 2019 г.

Согласно акта проверки от 3 июня 2019 г. № 07-29-104-Н, в результате проведенного обследования сортировочного комплекса установлено, что в процессе сортировки ТКО у ООО МП «ЖКХ» образуются следующие виды отходов: тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, содержание 5 % и более (ФККО 4 68112 01 51 3 (III класс опасности); тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, менее 5 % (ФККО 4 68112 02 51 4 (IV класс опасности).

Также на территории полигона ТКО ООО МП «ЖКХ» в непосредственной близости к сортировочному комплексу отходов, зафиксированы мешки с отходами: тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, содержание 5 % и более (ФККО 4 68112 01 51 3 (III класс опасности); тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, менее 5 % (ФККО 4 68112 02 51 4 (IV класс опасности), что подтверждает факт сбора вышеуказанных отходов в отсутствие лицензии.

Кроме того, в акте проверки от 3 июня 2019 г. указано, что на объекте размещения отходов после линии сортировки был установлен факт размещения с целью дальнейшего захоронения отходов в виде: покрышек пневматических шин с тканевым кордом отработанных, упаковочного картона не загрязнённого, упаковочного гофрокартона незагрязненного, упаковки из бумаги и (или) картона в смеси, полиэтиленовой тары незагрязненной - включенных в перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компонент, захоронение которых запрещается.

Указанные обстоятельства в совокупности послужили основанием для составления государственным инспектором ФИО6 протокола об административном правонарушении от 7 июня 2019 г. № 07-29-362-Н и вынесения определения о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в Красноармейский районный суд Краснодарского края.

Однако, постановлением районного суда от 15 августа 2019 г. производство по делу об административном правонарушении прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что в деянии предприятия отсутствует событие вменяемого ему правонарушения, поскольку контрольным органом не представлено каких-либо доказательства того, что на момент проверки предприятие осуществляло деятельность по размещению отходов I – IV классов опасности.

Исследуя обстоятельства дела, суд вышестоящей инстанции указывает на то, что выдача юридическим лицам предписаний о прекращении нарушений и принятие иных властных мер, возможна только в порядке осуществления государственного надзора (контроля) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Статьи 5 и 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предполагают возможность осуществления только федерального и регионального государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с предписаниями указанного Федерального закона обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Согласно статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Следуя предписаниям части 1 статьи 19 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349 устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

Для всех отходов, включенных и не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с Порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Согласно подпункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 статьи 2 Закона о лицензировании ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в котором указаны требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами.

Как следует из представленного в материалах дела пояснения генерального директора ООО МП «ЖКХ» ФИО2 к протоколу об административном правонарушении, общество осуществляет деятельность по обработке и захоронению отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам.

В ходе обработки ТКО у предприятия образуются отходы, которым Федеральный классификационным каталогом отходов присвоен код <...>., которые не включены в перечень отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

Вместе с тем, на территории населенного пункта администрацией установлены бункеры для крупногабаритных отходов, в которые местное население бросает отработанные покрышки, крупногабаритные отходы поступают на полигон минуя сортировку, так как линия не предназначена для сортировки таких отходов. На территории ООО МП «ЖКХ» организовано временное хранение отработанных покрышек, которые передаются ООО «Лотос 2010» для дальнейшей утилизации. Кроме того, отходы тары из черных металлов образованы в результате деятельности предприятия, в связи с чем не подлежат лицензированию.

Таким образом, представленные в материалах дела доказательства, в том числе приобщенные к акту проверки фото - таблицы не определяют вывод о том, что на момент проверки ООО МП «ЖКХ» осуществляло деятельность по размещению отходов I - IV классов опасности, поскольку из представленных документов не представляется возможным установить, какого класса отходы размещает предприятие.

Изучая доводы жалобы, в частности, о том, что обнаруженные в ходе проверки отходы в виде тары из черных металлов не включены в лицензию № <...> от 25 июня 2018 г., выданную ООО МП «ЖКХ» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов IV класса опасности, суд вышестоящей инстанции не может дать им надлежащую правовую оценку ввиду отсутствия в материалах дела, как самой лицензии, так и результатов испытаний или экспертных исследований по определению класса опасности обнаруженных отходов.

Исследуя материалы дела, суд убеждается в том, что обследование территории полигона произведено визуально, что также не позволяет определить класс опасности отхода, равно как и то, что данные отходы подлежат захоронению или хранению.

Ввиду не достаточности доказательств, представленных в материалах дела, суд лишен возможности сделать какие-либо выводы о том, что в процессе деятельности Общества образуются отходы I - IV класса опасности.

С учетом Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, которые установлены Приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», суд полагает, что определение класса опасности требует как сложных математических расчетов, так и специальных знания исходных параметров для такого расчета, которые обусловлены химическими свойствами тех или иных компонентов, содержащихся в них веществ.

Поэтому для правильного рассмотрения дела необходимо исследование данных обстоятельств, чего судом надлежащим образом не сделано.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах судья вышестоящей инстанции приходит к выводу, что судьей районного суда не выполнена обязанность по всестороннему, полному и объективному выяснению всех обстоятельств дела, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения.

Согласно части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, постановление судьи от 15 августа 2019 г. не соответствует требованиям законности и обоснованности.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, дать оценку всем приведенным выше и иным заявленным сторонами доводам, и правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.

Изложенные в поданной в краевой суд жалобе доводы, касающиеся существа обжалуемых актов, могут быть заявлены при новом рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 15 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении отменить.

Дело возвратить в Красноармейский районный суд Краснодарского края на новое рассмотрение в ином составе суда.

Судья:


<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>