ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-360/2013 от 06.05.2013 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

6 мая 2013 года г. Астрахань

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Рахматулина Е.А.,

при секретаре Альбековой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе главы администрации МО «Икрянинский сельсовет» Икрянинского района Астраханской области Сергеева А.И. на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы администрации МО «Икрянинский сельсовет» Сергеева А.И.,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ года постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области глава администрации Муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Сергеев А.И., признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3100 рублей.

Сергеев А.И., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, указав, что в его действиях отсутствуют какие-либо виновные противоправные действия, за которые в соответствии с ч.4 ст.8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность. Полагает, что вынесенное в отношении него постановление незаконно и необоснованно по следующим основаниям.

Проверка была проведена в его отсутствие, он не уполномочивал каким-либо специалистам его интересы при проверке. Специалист Воронько А.И. в администрации муниципального образования «Икрянинский сельсовет» не работает и не мог присутствовать при проведении проверки.

Администрация муниципального образования «Икрянинский сельсовет» не может нести ответственность и бремя содержания имущества, поскольку собственником не является, не может нести бремя ответственности за содержание водных объектов.

На территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» создано Общество с ограниченной ответственностью «Икрянинский КЭП», которое в соответствии с Уставом осуществляет, в том числе и водоснабжение населения в соответствии с разрешительными документами на водопользование.

Администрация муниципального образования в соответствии с договором передала данному предприятию оборудование и сети, необходимые для снабжения населения водой. Таким образом, администрация муниципального образования не занимается использованием и эксплуатацией водного объекта.

В соответствии с п.18 ст.14 Федерального Закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Администрация в пределах границ поселения организовала сбор и вывоз мусора. На территории села создано Общество с ограниченной ответственностью «Вектор», которому администрацией по договору передан полигон для захоронения и размещения отходов производства и потребления.

Кроме того, администрацией создано Муниципальное казанное учреждение «Благоустройство», которое занимается санитарной очисткой территории поселения.

Деятельность по сбору и использованию отходов подлежит лицензированию. Администрация не является субъектом, осуществляющим деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

Полагает, что свои полномочия, как глава администрации муниципального образования «Икрянинский сельсовет», исполнил в полном объеме, им были приняты все меры по недопущению нарушения прав и законных интересов в сфере местного самоуправления. В его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ, поскольку административным органом не установлен состав административного правонарушения. Администрация не является субъектом данного правонарушения – в ее полномочия не входит содержание водных объектов. Также считает, что администрация в пределах границ населения организовала сбор и вывоз мусора, поручив заниматься санитарной очисткой МКУ «Благоустройство» и передав полигон для захоронения и размещения отходов производства и потребления ООО «Вектор».

Просит суд признать постановление по делу об административном правонарушении в отношении него незаконным и отменить по п.п. 1,2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебное заседание Сергеев А.И. не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области Сенягина А.С. в судебном заседании доводы жалобы не признала, указав, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении Сергеева А.И. вынесено на основании представленных в суд материалов в строгом соответствии с требованиями закона, при этом Сергееву А.И. назначено минимальное наказание в пределах санкции статьи.

Выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области Сенягину А.С., проверив материалы дела по жалобе и административный материал, суд приходит к следующему выводу.

Согласно требованиями ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в области использования и охраны территорий, предназначенных для защиты водных объектов и обеспечения правомерных видов пользования ими. Объективной стороной состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ, является максимально обобщенным обозначением всех возможных разновидностей хозяйственной и иной деятельности. Субъективная сторона - умышленная вина.

На основании приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росприроднадзора по Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ года проведена рейдовая проверка водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов на территории МО «Икрянинский сельсовет»: <адрес>

В тот же день был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий и находящихся там вещей и документов с приложением в виде фототаблицы и по результатам проверки в отношении Администрации МО «Икрянинский сельсовет» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Административный орган определением от ДД.ММ.ГГГГ года истребовал сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.

Администрация сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ года с приложениями предоставила запрашиваемые сведения.

В период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время Сергеев А.И. не принял мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов <адрес> в границах муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Икрянинского района Астраханской области. Административное правонарушение длящееся, в соответствии с ч.2 ст.4.5 КоАП РФ срок давности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области Акзановым М.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ, из которого следует, что на территории МО «Икрянинский сельсовет», водоохранные и прибрежно-защитные полосы водных объектов <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года установлен факт мозаичного засорения отходами производства и потребления (отходы пластика, отходы полиэтилена и др.) территории, что может повлечь загрязнение и засорение водных объектов. Данное правонарушение произошло в связи с тем, что должностным лицом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образовании «Икрянинский сельсовет» А.И. Сергеевым не были приняты меры по обеспечению выполнения на территории района требований природоохранного законодательства, чем нарушены требования ч.1 ст.56, ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ №74-ФЗ, ч.1 ст.4, ч.1 ст.7, ч.1,2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, ч.1, 2 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ.

По обстоятельствам, указанным в протоколе об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Астраханской области принято постановление № № о привлечении главы администрации МО «Икрянинский сельсовет» Сергеева А.И. к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3100 рублей.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация мероприятий по охране окружающей среды относится к вопросам местного самоуправления.

В силу п. 2 ст.2 и п.1 ст. 4 Устава муниципального образования «Икрянинский сельсовет» оно наделено законом Астраханской области статусом сельского поселения и местное самоуправление в муниципальном образовании осуществляется в его границах.

Официальным документом, фиксирующим границу муниципального образования, является картографическое описание его границ, утвержденное законом Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ (ред. от 31.10.2011г.) и приведенное в приложении «Об утверждении описания границы Астраханской области». Согласно приложения 50 указанного закона территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов рукав Бахтемир, ер.Хурдун, ер.Икрянка входят в территорию муниципального образования «Икрянинский район».

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные и подземные воды.

В статье 1 Водного кодекса Российской Федерации даны следующие определения: загрязнение водных объектов – сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов; засорение водных объектов – сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; истощение вод – устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

По результатам проведенного осмотра территории водоохраной и прибрежно-защитной полосы водных объектов <адрес> с проведением фотосъемки установлено, что береговая полоса захламлена отходами пластика, стекла, полиэтилена. Указанные отходы находятся в непосредственной близи с указанными водными объектами и возможностью их загрязнения при сильных порывах ветра, выпадении осадков и разливе воды.

Глава администрации МО «Икрянинский сельсовет» Сергеев А.И. не представил доказательств, что им предприняты меры в соответствие с его компетенцией по соблюдению требований по охране указанных водных объектов.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении являются любые физические данные, на основании которых судья орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В материалы дела в качестве доказательства противоправных действий заявителя представлены протокол осмотра территорий с приложением фототаблицы от ДД.ММ.ГГГГ года, протокол об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ

В данном случае факты нарушения требований к охране водного объекта, которые объективно могли повлечь его загрязнение и засорение, установлены вышеуказанными доказательствами. В соответствии с п.1 ст.41 Устава МО «Икрянинский сельсовет» - глава МО «Икрянинский сельсовет» является высшим должностным лицом и наделяется настоящим Уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как высшее должностное лицо органа местного самоуправления глава администрации МО «Икрянинский сельсовет» обязан соблюдать законодательство об охране окружающей среды и требований к охране водных объектов, которое может повлечь его засорение отходами производства и потребления, при смыве в них с водосборной площади отходов и мусора в период половодья и выпадения осадков.

Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что им не были нарушены требования к охране водных объектов, поскольку они не нашли своего подтверждения и опровергаются представленными материалами административного производства, согласно которым на Сергеева А.И., как на должностное лицо возложены функции по соблюдению законодательства об охране окружающей среды. Напротив, из представленных материалов видно, что меры Сергеевым А.И., как должностным лицом, в период с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, не приняты.

Также не свидетельствует об отсутствии в действиях Сергеева А.И. события административного правонарушения и тот факт, что каких - либо вредных последствий для окружающей среды в результате совершения правонарушения не наступило, поскольку данные обстоятельства также ничем объективно не подтверждены, а являются лишь предположением лица, привлеченного к административной ответственности.

Другие доводы, приведенные в жалобе, также не являются основанием для отмены законного и обоснованного постановления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях главы администрации МО «Икрянинский сельсовет» Сергеева А.И. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и он обоснованно был привлечен к административной ответственности.

В соответствие со ст. ст.4.1, 4.2 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствие с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая все обстоятельства по делу, личность правонарушителя, суд приходит к выводу, что Сергееву А.И. за совершенное административное правонарушение правомерно назначено административное наказание в виде штрафа в минимальных пределах санкции указанной статьи.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется и в ее удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы администрации МО «Икрянинский сельсовет» Сергеева А.И., оставить без изменения, а жалобу Сергеева А.И. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: