Дело № 12-360/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Батова Л.А., рассмотрев в г. Сыктывкаре 17 апреля 2014 года протест Сыктывкарской транспортной прокуратуры на постановление должностного лица Управления Россреестра по Республике Коми, которым производство в отношении Санкт-Петербургской таможни прекращено,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Управления Россреестра по Республике Коми от ** ** ** года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Санкт-Петербургской таможни в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Сыктывкарская транспортная прокуратура обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с протестом, в которой просит указанное постановление отменить.
Представитель Сыктывкарской транспортной прокуратуры на удовлетворении протеста настаивал, просила обжалуемое постановление отменить и прекратить производство в связи с истечением срока привлечения.
Представитель Управления Россреестра по Республике Коми с протестом не согласился по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель Санкт-Петербургской таможни также с протестом не согласился по доводам, изложенным в возражениях.
Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от ** ** **. Сыктывкарской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению председателя ТСЖ ... В.М. на неправомерные действия Сыктывкарского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни по разделению придомовой территории и установке ограждения. Санкт-Петербургской таможней, имеющей в оперативном управлении нежилое помещение общей площадью ... кв.м., блок № ..., помещение № ... по адресу г. Сыктывкар, ул. ..., право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не зарегистрировано в соответствии с требованиями закона. 28.11.2013 Санкт-Петербургской таможней в соответствии с протоколом Единой комиссии по размещению заказов от ** ** ** № ... заключен государственный контракт по текущему ремонту ограждения территории Сыктывкарского таможенного поста в соответствии с Перечнем (Приложение к контракту), сроком действия до 31.12.2013г. В период времени с 01.12.2013 по 10.12.2013 во исполнение Государственного Контракта от ** ** ** № ... проведены работы по ремонту ограждения территории служебно-производственного здания Сыктывкарского таможенного поста, в ходе которого установлено металлическое ограждение, которым произведено разделение земельного участка, примыкающего к помещениям таможенного поста.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Земельный участок по адресу г.Сыктывкар, ул.... площадью ... кв.м, был предоставлен Сыктывкарской таможне (правопредшественнику Санкт-Петербургской таможни) Администрацией муниципального образования «Город Сыктывкар» в 1995 г. в аренду для строительства служебно-производственного здания таможни, с неоднократной пролонгацией в последующем.
При рассмотрении жалобы установлено, что Свидетельством о государственной регистрации права №... нежилое помещение по адресу: г. Сыктывкар, ул. ... общей площадью ... кв.м., блок № ..., помещение № ... передано в оперативное управление Санкт-Петербургской таможне под размещение Сыктывкарского таможенного поста.
Свидетельством о государственной регистрации права №..., выданном ** ** **, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью ... кв.м. по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. ...
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ** ** ** в ЕГРП, Кадастрового паспорта земельного участка № ..., от ** ** ** земельный участок под многоквартирный жилой дом со встроенными офисными помещениями и кафе, с пристроенным административным блоком и подземной автостоянкой, площадью ... кв.м. находится в собственности Российской Федерации. Решений о предоставлении данного земельного участка таможенному органу либо иным пользователям ТУ ... в Республике Коми не принимало.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Из содержания ч. 1 ст. 29 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что государственным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Свидетельством о государственной регистрации права от ** ** ** (№...) зарегистрировано право оперативного управления Санкт-Петербургской таможни на объект недвижимости, расположенный на земельном участке.
28.11.2013 Санкт-Петербургской таможней в соответствии с протоколом Единой комиссии по размещению заказов от ** ** ** № ... заключен государственный контракт по текущему ремонту ограждения территории Сыктывкарского таможенного поста в соответствии с Перечнем (Приложение к контракту), сроком действия до 31.12.2013.
В период времени с 01.12.2013 по 10.12.2013 во исполнение Государственного Контракта от ** ** ** № ... таможней проведены работы, в ходе которых Санкт-Петербургская таможня заняла часть земельного участка для использования в служебно-производственных целях, возведя металлическое ограждение.
Частью 1 статьи 32 Федерального закона от 27.11.2010 № Э11-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что объекты таможенных органов размещаются на земельных участках, находящихся в федеральной собственности. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Санкт-Петербургской таможней, имеющей в оперативном управлении нежилое помещение общей площадью ... кв.м., блок № ..., помещение № ... по адресу: г. Сыктывкар, ул. ... право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на момент возбуждения дела об административном правонарушении не оформлено и не зарегистрировано в соответствии с требованиями закона.
Однако 30.10.2012 г. после устных консультаций Сыктывкарская таможня обратилась в ТУ ... в Республике Коми по вопросу образования двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу г.Сыктывкар, ул.... и были получены необходимые разъяснения. 31.01.2013 г. Сыктывкарской таможней в ТУ ... в Республике Коми направлен необходимый пакет документов по данному вопросу для рассмотрения по существу. 20.11.2013 г. пакет документов по разделу земельного участка Территориальным Управлением ... в РК направлен для рассмотрения . 27.01.2014 г. ТУ ... в РК приняло решение о согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером №... расположенного по адресу г.Сыктывкар, ул..... В настоящее время Санкт-Петербургской таможней осуществляются мероприятия по кадастровому учету вновь образуемого земельного участка, после чего будет подготовлено распоряжение о разделе земельного участка.
Таким образом, учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства дела, суд полагает, что Санкт-Петербургская таможня предприняла все зависящие от нее меры по оформлению законного пользования земельным участком, являющимся федеральной собственностью.
Земельный участок площадью ... кв.м, расположенный по адресу: г. Сыктывкар, ул. ... был предоставлен Сыктывкарской таможне постановлением главы администрации МО «Город Сыктывкар» от 07.06.2004 № 6/1833 «О предоставлении земельного участка в аренду» для продолжения строительства объекта: «Реконструкция гостиницы «Север» под служебно-производственное здание Сыктывкарской таможни».
Постановлением главы администрации МОГО «Сыктывкар» от 19.05.2006 № 5/1675 «О разрешении изменения целевого назначения объекта по адресу: ул. ... изменено целевое назначение незавершенного строительством объекта для реконструкции незавершенного строительства служебно-бытового здания Сыктывкарской таможни на «Многоквартирный жилой дом со встроенными офисными помещениями и кафе, с пристроенным административным блоком и подземной автостоянкой».
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: г.Сыктывкар, ул.... от ** ** ** №..., заключенный между администрацией МОГО "Город Сыктывкар" и Сыктывкарской таможней, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрационная запись №...
На день рассмотрения дела об административном правонарушении согласно сведениям ЕГРП запись об аренде земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул...., не погашена, указанный договор никем не оспорен.
На этом основании уполномоченным должностным лицом Управления сделан обоснованно вывод о том, что действие вышеназванного договора аренды земельного участка не прекращено (выписка из ЕГРП от ** ** ** № №...).
Кроме того, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №... по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.... поставлен на кадастровый учет 31.12.2004 с разрешенным использованием - под многоквартирный жилой дом со встроенными офисными помещениями и кафе, с пристроенным административным блоком и подземной автостоянкой.
Согласно сведениям ЕГРП, имеющимся в распоряжении Управления в здании многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.... имеются помещения, принадлежащие гражданам, коммерческим лицам на правах собственности, государственному учреждению в лице Сыктывкарского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни на праве оперативного управления.
Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Следовательно, если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут передаваться земельные участки в виде обособленных природных объектов - части поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
Возможность приобретения арендаторами нежилых помещений в здании каких-либо прав на часть земельного участка, пропорциональную размеру переданных в аренду нежилых помещений, законом не предусмотрена.
Как следует из пункта 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, то есть пригодное для использования согласно целям, указанным в договоре аренды.
Так как договор аренды нежилого помещения в здании заключается арендатором в целях пользования этим помещением, он в силу договора аренды приобретает право пользования земельным участком, на котором расположено здание, в той мере, в какой это необходимо ему для реализации своих прав по договору аренды нежилого помещения.
Действующее законодательство не содержит определенно выраженного предписания об обязательном заключении при аренде нежилых помещений в здании отдельного договора либо оформлении иного документа на право пользования земельным участком, занятым этим зданием, поэтому отсутствие такого договора (документа) не может рассматриваться как нарушение закона, влекущее ответственность, предусмотренную статьей 7.1 КоАП РФ.
Таким образом, правовых оснований для привлечения Санкт-Петербургской таможни к административной ответственности не имелось.
Кроме того, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, выражается в совершении двух различных противоправных деяний, а именно: 1) самовольного занятия земельного участка; 2) использования земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Между тем, в описательной части постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ** ** ** г. указано, что «Санкт-Петербургской таможней в декабре 2013 г. совершены действия, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.... и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю»; далее также указывается что «в действиях Санкт-Петербургской таможни усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1. КоАП РФ, выразившиеся в самовольном занятии части земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.... и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю»; в п.1 резолютивной части постановления указано о возбуждении в отношении Санкт- Петербургской таможни дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка и использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Из изложенного следует, что в отношении Санкт-Петербургской таможни прокурором возбуждено дело об административном правонарушении за совершение сразу двух противоправных деяний, что не соответствует положениям статьи 7.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд полагает, что в постановлении о возбуждении дела об АП от 28.01.2014 г. не установлено, по какому именно из составов правонарушений, предусмотренных статьей 7.1. КоАП РФ, квалифицированы действия таможенного органа.
Принимая во внимание представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Санкт-Петербургской таможни состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
Руководствуясь статьей 30.7 КРФАП, судья
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении от ** ** ** года, вынесенное должностным лицом Управления Россреестра по Республике Коми в отношении Санкт-Петербургской таможни оставить без изменения, протест Сыктывкарской транспортной прокуратуры – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его вынесения в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд.
Судья Л.А.Батова