Р Е Ш Е Н И Е
г. Салехард 09 ноября 2021 года
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Лисиенкова К.В.,
с участием представителя НТСН «Север» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-360/2021 по жалобе представителя ФИО1 ФИО5 в интересах НТСН «Север» на постановление заместителя главного государственного инспектора ЯНАО по использованию и охране земель ФИО2, от 30.07.2021 года № по ч.4 ст.8.8 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора ЯНАО по использованию и охране земель ФИО2 от 30.07.2021 года НТСН «Север» признано виновным совершении административного правонарушения по ч.4 ст.8.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФИО1 в интересах НТСН «Север» обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление вынесено без выезда на место на основании внеплановой документарной проверки муниципального контроля администрации МО г.Салехард № 17 от 26.03.2021 года. Внеплановая проверка была инициирована самим товариществом, где конкретно указаны собственники отходов: «ФК Гранд Капитал Тюмень контрагент «Ригла» <...> ООО «Жизнь» <...> древесные отходы от сноса и разборки зданий «Кристалл-Пятерочка». Ссылки договора аренды от 31.10.2018 года № касаются отходов, которые производит само товарищество как арендатор. Проверка ограничилась лишь установлением и наказанием арендатора земельного участка, каким образом отходы производства и потребления от вышеуказанных аптек оказались не на мусорном полигоне, а на территории товарищества, так никто и не расследовал. Также указывает на повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение, что недопустимо.
В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы и выступила в соответствии с его содержанием. Дополнительно суду пояснила, что НТСН «Север» за это же деяние привлечено к административной ответственности постановлением Северо-Уральского Росприроднадзора от 28.04.2021 года по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Департаментом природноресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО в ходе проведенного административного расследования устанволено лицо незаконно организовавшее вывоз твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 89:08:070101:1528, находящимся у НТСН «Север» на праве аренды, это ФИО4, который привлечен за данное деяние постанволением указанного административного органа от 30.04.2021 года по ч.2 ст.8.2 КоАП РФ.
Должностное лицо в судеьном заседании участия не принимало.
Изучив материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
Часть 4 ст.8.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (ст.13 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель с разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п."в" ст.3 Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 года N 689 "О государственном земельном контроле" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением: в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 года N 1, в соответствии с пунктом 2 которого государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре определена компетенция Росреестра в сфере земельного надзора, в соответствии с которым Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность; в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях; д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В ходе изучения акта проверки муниципального контроля юридического лица от 26.03.2021 года № поступивших из муниципального земельного контроля администрации МО г. Салехард контролирующим органом установлен факт нарушения НТСН «Север» земельного законодательства, выразившееся в использовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, расположенного по адресу: <адрес> земельный участок №, а именно: при обследовании указанного земельного участка установлено, что на нем размещены отходы производства и потребления (отходы теплоизоляционного материалов, отходы упаковочных материалов, древесные отходы).
По данному факту в присутствии представителя НТСН «Север» составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно сведениям из ЕГРН спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> земельный участок № принадлежит на праве аренды НТСН «Север» на основании договора аренды от 31.10.2018 года № сроком до 10.10.2021 года, назначение : земли сельскохозяйственного назначения», имеет вид разрешенного использования «для ведения садоводства».
Следовательно, товарищество обязано было соблюдать условие договора аренды по использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.
Между тем, из материалов дела усматривается следующее.
Должностными лицами Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО составлен акт №/АН от 09.03.2021 года из которого следует, что проведено мероприятие за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях НТСН «Север» обязанностей природоохранного законодательства РФ и автономного округа, в ходе которой выявлено осуществление размещения отходов в не предназначенном для этих целей месте.
При детальном осмотре отходов размещенных на указанном земельном участке установлено следующее: на отходах упаковочных материалов из бумаги и картона имеются надписи «ФК Гранд Капитал Тюмень контрагент «Ригла» ООО <адрес>», «ООО «Жизнь» <адрес>», в общей массе отходов в юго-западной части земельного участка установлено наличие кассовых чеков ООО «Ригла», согласно которым местом расчетов является <адрес>, датированных 10 и 11.01.2021 года, а также упаковки от карт постоянного покупателя аптека «Ригла»; в восточной части земельного участка среди отходов находились копии документов числящихся (подпись, печать, счета-фактуры на товары) за ООО «Жизнь» и т.д., основная масса древесных отходов от сноса и разборки зданий находится под снежным покровом в юго-восточной части осматриваемого земельного участка. Данный факт подтвержден фотографиями с места осмотра.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вопреки доводам жалобы в постановление отсутствует оценка всех собранных по делу доказательств.
Кроме того, при рассмотрении дела не были проанализированы обязанности НТСН «Север» с точки зрения соблюдения норм природоохранного и земельного законодательства.
Частью 1 ст.2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объективную сторону вменяемого НТСН «Север» административного правонарушения составляет невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
При этом необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции, иная деятельность, связанная с этим производством, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока.
Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как видно из постановления по делу об административном правонарушении, должностное лицо административного органа не установил имеется ли вина привлекаемого к ответственности товарищества в совершении правонарушения; какие мероприятия обязано выполнить общество по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и необходимы ли данные мероприятия.
Доводы жалобы о незаконности постановления по делу об административном правонарушении, не основаны на законе и подлежат отклонению.
Между тем заслушивают внимания иные доводы НТСН «Север» о том, какую роль оказали иные стороны ФК Гранд Капитал Тюмень контрагент «Ригла» <адрес> ООО «Жизнь» <адрес>, древесные отходы от сноса и разборки зданий «Кристалл-Пятерочка», каким образом отходы производства и потребления от вышеуказанных аптек оказались не на мусорном полигоне, а на территории товарищества. Последние подлежат разрешению и проверке при новом рассмотрении дела об административном правонарушении, учитывая, что в силу процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, право оценки доказательств и установления вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, принадлежит должностному лицу, в производстве которого находится на рассмотрении дело об административном правонарушении. Тем более, что лицо незаконно вывозившее отходы на указанный земельный участок было установлено Департаментом природноресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО в ходе проведенного административного расследования, это следует из постанволения указанного административного органа от 30.04.2021 года, которым гражданин ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу НТСН «Север» удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора ЯНАО по использованию и охране земель ФИО2, от 30.07.2021 года № по ч.4 ст.8.8 КоАП РФ отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Настоящее решение может быть обжаловано или опротестовано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток с момента получения.
Судья: К.В.Лисиенков