ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-360/2021 от 14.12.2021 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №12-360/2021

64RS0043-01-2021-007964-53

РЕШЕНИЕ

14 декабря 2021 года город Саратов

Судья Волжского районного суда города Саратова Михайлова А.А., при ведении протокола помощником судьи Максимовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Город Саратов»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «Город Саратов» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

На данное постановление представителем администрации муниципального образования «Город Саратов» подана жалоба, в которой ее автор просит об отмене вынесенного должностным лицом постановления. В обоснование жалобы указывает на отнесение земельного участка, на котором была выявлена свалка отходов, к землям Саратовской области, в связи с чем администрация муниципального образования «Город Саратов» не может являться надлежащим субъектом вмененного правонарушения.

В судебном заседании защитник администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3 поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО4 возражала против удовлетворения жалобы.

Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Требования и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как следует из материалов дела, в том числе, дела об административном правонарушении , на основании задания Врио руководителя Межрегионального управления Росприродназдора по Саратовской и Пензенской областям государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ДД.ММ.ГГГГ осуществлено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> На момент обследования вышеуказанного земельного участка установлено его захламление отходами производства и потребления площадью более 1 га, его территория не огорожена.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 8-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты среды, природные объекты и природные комплексы, в том числе недра, земли, почва.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом

В соответствии с пунктом 24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п.п. 23 п.1 ст.6 Устава муниципального образования «Город Саратов» к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» на территории муниципального образования относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов дела, правообладателем земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> является Саратовская область.

В соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ и приложению к нему, полигон по утилизации твердых бытовых отходов по адресу: <адрес> передан из муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность.

Полномочия в области обращения с отходами, находящиеся в ведении и сфере ответственности субъекта Российской Федерации предусмотрены статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу положений пункта 6 Положения о комитете по управлению имуществом Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 23 мая 2018 года № 280-П, к функциям комитета по управлению имуществом Саратовской области относится осуществление в пределах своей компетенции контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении областных унитарных предприятий и учреждений, переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и области необходимых мер для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.

Таким образом, учитывая факт передачи земельного участка, на котором было установлено складирование отходов производства и потребления, из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, прихожу к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств совершения администрацией муниципального образования «Город Саратов», к ведению которой относятся вопросы местного значения, вмененного правонарушения.

В силу пункта 3 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Город Саратов» не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Город Саратов», отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Судья А.А. Михайлова