ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-360/2022590001-01-2022-003125-59 от 29.08.2022 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-360/2022 59RS0001-01-2022-003125-59

РЕШЕНИЕ

29 августа 2022 года г. Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,

при ведении протокола секретарем ФИО1.,

с участием защитника ФИО2 по доверенности,

должностного лица, составившего протокол - дознавателя отдела административной практики отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми ГУ МЧС России по Пермскому краю г. Перми ФИО3. по служебному удостоверению,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации г. Перми на постановление по делу об административном правонарушении № 44 от 09.06.2022, вынесенное заместителем начальника отдела – начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО4 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации г. Перми,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела – начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО5 от 09.06.2022 № 44 администрация г. Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 154000 рублей.

Защитник, не согласившись с указанным постановлением, обратилась с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что администрация Дзержинского района города Перми действует на основании Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7. В соответствии с п. 3.2.7.3. Типового положения, администрация района организует мероприятия по уборке бесхозяйных территорий (пустоши, естественные лесополосы, лога), внутриквартальных территорий, содержанию и ремонту объектов озеленения общего пользования, за исключением фонтанов в пределах административных границ. В рамках реализации вышеуказанных полномочий, закрепленных за территориальным огранном, МКУ «Благоустройство Дзержинского района» заключила с ...ФИО6 прямой договор № 9 на выполнение работ по содержанию пустошей, логов и водоохранных зон на территории Дзержинского района города Перми ИКЗ 223590308962659030100100040010000244 от 18.04.2022. Срок выполнения работ по Договору по 14.06.2022. В соответствии с приложением № 1 к Договору в перечень и состав работ по техническому заданию входит: ликвидация крупных очагов скопления мусора. Уборка (содержание) бесхозяйных территорий от твердых коммунальных, строительных и прочих отходов, мусора, в том числе: лога, пустоши – объем 621985,00 м2, водоохранные зоны - объем 441115,00 м2; вырубка поросли – объем 3562 м2; погрузка и вывозка мусора на полигон ТБО для размещения (в части захоронения), обезвреживания, утилизации - не менее 77867 тонн. В перечень к договору бесхозяйных территорий и пустошей Дзержинского района не входит содержание территории - ул. 3-я Набережная, напротив «Черное» озера. Акт осмотра пожара, план-схема в адрес администрации не направлялись. Указанный в протоколе и в постановлении об административном правонарушении кадастровый номер участка совпадает с кадастровым номером участка по другому административному делу № 43 от 05.05.2022, где возгорание травы произошло по ул. 3-я Набережная, г. Пермь, напротив ...» возле земельного участка с кадастровым номером . Таким образом, два разных события административного правонарушения указаны с одним и тем же кадастровым номером, что является дополнительным препятствием к пониманию о том, где именно случилось административное событие.

В судебном заседании защитник ФИО7 поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Должностное лицо, вынесшее постановление – заместитель начальника отдела – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 ОНДиПР по г. Перми УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО8 извещен.

В судебном заседании представитель административного органа – дознаватель отдела административной практики отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми г. Перми ФИО9 указал о необоснованности жалобы, обоснованности вынесенного постановления, определяющего место совершения правонарушения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, дело об административной правонарушении № 44, прихожу к следующему.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ).

Ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу ст. 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Исходя из положений статьи 37 Закона № 69-ФЗ организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила), определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Пунктом 67 Правил предусмотрено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Согласно ст.38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Установлено, что 04.05.2022 в 11 часов 00 минут от диспетчера 4 ПСЧ 10 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Пермскому краю поступило сообщение о горении травы на открытой территории по адресу: <...> напротив «Черное» озеро. На месте установлено, что происходит горение сухой травы на открытой территории на площади 1000 кв.м. Инспектор ОНПР ФИО13 установила возгорание травянистой растительности. Подготовлены фотоматериалы, акт осмотра от 04.05.2022, составлено донесение о пожаре, число участников тушения - 5.

Из ответа администрации Дзержинского района г. Перми от 11.05.2022 по факту горения сухой травянистой растительности по адресу: <...> напротив «Черное» озеро следует, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, данный земельный участок является муниципальным, не входит в содержание в рамках муниципального контракта. В настоящее время рассматривается вопрос о его содержании.

Администрация г. Перми, являясь лицом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными в границах населенного пункта г. Пермь, государственная собственность на которые не разграничена, не произвела своевременную уборку мусора, сухой травянистой растительности на земельном участке, что при неосторожном обращении с огнем привело к пожару в нарушение п. 67 Правила противопожарного режима.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом ОНПР г. Перми по Дзержинскому району 1 ОНПР по г. Перми УНДиПР ГУ МЧС РФ по Пермскому краю ФИО10 30.05.2022 в отношении администрации г. Перми протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ № 44 и вынесения заместителем начальника отдела – начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО11 оспариваемого постановления о назначении административного наказания.

Фактические обстоятельства совершения юридическим лицом нарушений требований пожарной безопасности подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30.05.2022 № 44, составленным в отсутствие представителя привлекаемого лица, извещенного о дате судебного заседания; рапортом инспектора ОНПР г. Перми по Дзержинскому району от 04.05.2022, указавшего событие правонарушения; картой; актом осмотра места происшествия от 04.04.2022; фототаблицей; донесением о пожаре; схемой места пожара на момент локализации от 04.05.2022; выпиской ЕГРП; письмом администрации Дзержинского района г. Перми от 11.05.2022.

Вывод должностного лица о наличии в деянии администрации г. Перми состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы заявителя о том, что администрация г. Перми не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, место правонарушения точно не определено, отклоняются.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, в границах внутригородского района отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Согласно пункту 14 статьи 11 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25 мая 2015 года № 150, к вопросам местного значения Пермского городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Пермского городского округа.

Решением Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 года № 225 утверждено Положение о департаменте общественной безопасности администрации города Перми, который, согласно пункту 1.2, является функциональным органом администрации города Перми.

Как следует из пункта 3.4 названного Положения, департамент в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности организует и осуществляет деятельность по исполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Пермского городского округа, в том числе осуществляет разработку и реализацию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности городского округа.

Таким образом, администрация г. Перми является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на объектах, расположенных в границах Пермского городского округа, поскольку данные полномочия предусмотрены федеральным законодательством и Уставом города Перми.

Кроме того, Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7 «О территориальных органах администрации города Перми» утверждено положение о территориальном органе администрации города Перми (далее – Положение), которым установлена компетенция (цели, задачи, функции, права и обязанности) территориального органа администрации города Перми и определен порядок его деятельности.

Пунктом 1.2 положения определено, что территориальный орган администрации города Перми - администрация района (поселка Новые Ляды), в том числе администрация Дзержинского района города Перми, создается для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществления исполнительно-распорядительных функций на соответствующей территории. Понятия администрация соответствующего района (поселка Новые Ляды) города Перми и территориальный орган администрации города Перми - администрация района (поселка Новые Ляды) являются равнозначными.

В связи с чем, доводы о заключении договора на выполнение работ по содержанию пустошей, логов и водоохранных зон на территории Дзержинского района г. Перми, не освобождает от ответственности администрацию города Перми и не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого правонарушения.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что администрация г. Перми приняла все меры по соблюдению положений действующего законодательства о пожарной безопасности, администрация г. Перми имела возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

Доказательств обратного в материалах дела не имеется и в суд при рассмотрении жалобы не представлено.

Ссылка в жалобе на то, что в администрацию г. Перми не были направлены акт осмотра места пожара, схема и фотоматериалы, о нарушении процессуальных требований, влекущих отмену обжалуемого постановления, не свидетельствует.

Довод об отсутствии места совершения правонарушения не соответствует материалам дела, протокол соответствует требованиям, предъявляемым ст. 28.2 КоАП РФ, в нем имеется обозначение на адрес ул. 3-я Набережная г. Перми напротив «Черное» озеро, расстояние до него, сведения о кадастровом номере рядом расположенного земельного участка, указание на горение травы на открытой территории.

Полученные с использованием технических средств материалы фото при составлении протокола об административном правонарушении приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, и подлежат оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований не доверять представленным доказательствам суд не находит.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

Наказание назначено администрации г. Перми с соблюдением требований ст.ст.4.1, 4.4 КоАП РФ, в размере, предусмотренном санкцией статьи на день совершения административного правонарушения (от 150000 рублей до 200000 рублей).

Оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности, суд не усматривает.

Обстоятельств, исключающих вину при совершении данного административного правонарушения, не выявлено.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

При рассмотрении дела суд приходит к выводу, что администрация имела возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении № 44 от 09.06.2022, вынесенное заместителем начальника отдела – начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО12 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации г. Перми оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение в течение 10 дней с момента получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Копия верна

Судья Е.В. Мухина