ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-361 от 14.10.2011 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

                                                                                    Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 12-361/2011

Р Е Ш Е Н И Е

г.Владивосток 14 октября 2011г.

Судья Первореченского районного суда г.Владивостока Симонова Наталья Павловна, рассмотрев жалобу руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю ФИО1  на постановление мирового судьи судебного участка № 19 Первореченского района г. Владивостока от 12.08.2011 года

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №19 от 12.08.2011г. руководитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. ст.17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом) и ему назначено наказание в виде штрафа  рублей.

ФИО1 не согласился с постановлением мирового судьи и им подана жалоба, в которой заявитель ссылается на нарушение порядка привлечения к административной ответственности :заявитель не был уведомлен о времени и месте составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, не был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, кроме того, руководителю Управления направлялось извещение о времени и месте составления постановления за неисполнение представления от 27.04.2009 года №7/3-3-11, а постановление о возбуждении дела вынесено за неисполнение представления от 27.04.2011 года. Руководителем Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю представление прокурора было рассмотрено, несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представления, не может служить основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ. Функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, в части реализации топлива, за исключением авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а не Управление Роспотребнадзора. Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в случае проведения проверки, даже совместной, при реализации некачественного топлива на АЗС будут допущены нарушения требований ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 118 "Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» установлен конкретный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за качеством и безопасностью топлива, за исключением авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей. Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не предусмотрена возможность проведения совместной внеплановой проверки. Просит отменить Постановление по делу об административном правонарушении от 12.08.2011 года производство по делу в отношении руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю ФИО1 прекратить.

В судебном заседании защитник ФИО1 поддержал доводы, изложенные в жалобе, дополнительно пояснил, что с 1.08.2011 изменена ст.40 ФЗ «О защите прав потребителей», конкретизировано, что государственный надзор за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ Федерации о техническом регулировании.

В судебном заседании представитель прокуратуры Приморского края возражал против доводов заявителя, ссылаясь на то, что руководитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю обязан был выполнить требования прокурора об организации проведения совместной проверки, чего он не сделал, направленный в прокуратуру ответ о невозможности (незаконности по мнению руководителя Управления Роспотребнадзора) проведения совместной внеплановой проверки не является выполнением требований, изложенных в представлении от 27.04.2011г. Нарушений норм процессуального законодательства в части извещения заявителя при рассмотрении дела не допущено, заявитель является руководителем Управления, его отсутствие на рабочем месте или исполнение и функций в ином месте не является основанием считать уведомление, поступившее в Управление ненадлежащим. Несоответствие даты представления в уведомлении является технической опечаткой, заявителю было известно о каком представлении идет речь, именно по поводу представления от27.04.2011г. он давал письменные объяснения в прокуратуре.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Заявитель привлечен к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований прокурора, содержащихся в представлении первого заместителя прокурора Приморского края от 27.04.2011 года об устранении нарушений закона с требованием принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, а именно: организовать проведение совместно с отделом государственного Приморского края Дальневосточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии проверки по обращениям ФИО2 и ФИО3

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина установлены в главе 2 раздела 3 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ч.1. ст.26).

При осуществлении возложенных на него функций прокурор в соответствии со ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, использует полномочия, предусмотренные ста.22 вышеназванного Закона. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ст.6).

Положения ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления, однако характер принимаемых мер должны определять сами должностные лица.

Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в установленные ст.12 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» было рассмотрено представление прокурора с участием представителя Прокуратуры Приморского края, был направлен письменный ответ с изложенными доводами о невозможности проведения совместной внеплановой проверки, а также с информацией об отсутствии оснований привлечении должностных лиц Управления к дисциплинарной ответственности. Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представления, не может служить основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ

Кроме того, для привлечения лица к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ требования прокурора, которые не выполнены, должны соответствовать закону.

В соответствии со ст.40 ФЗ «О защите прав потребителей» в редакции от 18.07.2011 федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской ФФ (ч.1). Государственный надзор за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, осуществляется также уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании (ч.7).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (п.1 Положения).

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 118 утвержден Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», которым устанавливаются основные требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту. В соответствии с требованиями ч.3 указанного регламента «оборот продукции» - нахождение продукции на стадиях транспортирования, хранения, оптовой и розничной торговли, то есть указанное Постановление Правительства №118 от 27.02.2008 г. регулирует, в том числе, и отношения в сфере защиты прав потребителей, в части приобретения топлива при розничной купле продаже.

Пунктом 50 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением установленных настоящим регламентом требований к продукции, за исключением авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. При этом, п. 52 данного регламента установлено, что порядок проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением установленных настоящим регламентом требований к продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Из содержания указанной правовой нормы во взаимосвязи с требованиямист.40 ФЗ «О защите прав потребителей» следует, что функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, в части реализации топлива, за исключением авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Ответственность за нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции установлена ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, что во взаимосвязи с требованиями п.1 ст.46 ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает в случае реализации топлива не соответствующего требованиям технического регламента, через АЗС, возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола) по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, предусматривающей специальную ответственность за данный вид правонарушений. Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19.19 КоАП РФ входит в компетенцию должностных лиц органов стандартизации, метрологии и сертификации (п.66 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ).

Более того, в соответствии с п.1 ст.15 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен запрет проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют должностные лица, следовательно, проведение Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю проверки, в том числе совместной, по вопросам качества реализуемого топлива на АЗС будут противоречит Федеральному закону №294-ФЗ, поскольку Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» определен конкретный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за качеством и безопасностью топлива, за исключением авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.

Также согласно ст.9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с ч.4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. При этом указанным нормативно-правовым актом не предусмотрена возможность проведения совместной внеплановой проверки.

При таких обстоятельствах в действиях руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.24.5 ч.2, 30.7 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 19 Первореченского района г.Владивостока от 12.08.2011 года в отношении руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю ФИО1  по ст.17.7 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения.

Судья