ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-361/2017 от 24.03.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 12-361/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.,

при секретаре Волобуеве А.А.,

с участием представителей отдела образования Благовещенского района ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО2, ФИО2, ФИО2, представителя министерства финансов Амурской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела образования администрации Благовещенского района ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Амурской области № *** от *** года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении отдела образования администрации Благовещенского района,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя министра финансов Амурской области № *** от 02.02.2017 года юридическое лицо Отдел образования администрации Благовещенского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 15.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** процентов суммы средств, полученных из бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению - ***.

Не согласившись с указанным постановлением, начальник отдела образования администрации Благовещенского района ФИО1 обратилась в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указывает, что в постановлении № *** не указано, какие именно положения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» учитывает министерство финансов Амурской области, делая вывод о том, что выполнение мероприятия «Частичная оплата стоимости путевок для детей, работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время» не может являться оказанием муниципальной услуги. Постановление № *** не содержит анализа положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а значит, оно не отвечает указаниям ст. 29.10 КоАП РФ, регулирующей требования, предъявляемые содержанию выносимых судьями, органами, должностными лицами постановлений. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляем органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляют муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопрос местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. В муниципальном задании от 01.01.2015 года Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей Детского центра Благовещенского района, среди наименования муниципальных услуг указана «Организация отдыха детей в каникулярное время». В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся «Организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, организация предоставления дополнительного образования детей муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительно образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья». С учетом изложенного деятельность по организации отдыха детей в каникулярное время была осуществлена в рамках полномочий района. Бюджетная классификация на частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время определялась совместно Финансовым управлением и МКУ «Централизованно бухгалтерия отдела образования Благовещенского района» на основании Указаний Порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 65н (далее Указания). Согласно Указанию выбран подраздел 0707 «Молодежная политика», по которому отражаются расходы по организации отдыха детей и молодежи. Согласно статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации код целевой статьи «03 2 8750 Частичная оплата стоимости путевок для детей работающих граждан организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в рамках реализации подпрограммы «Развитие системы защиты прав детей» муниципальной программы «Развитие образования Благовещенского района на 2014-2020 годы», применяемый в 2015 году, утвержден приказом Финансового управления администрации Благовещенской района от 05.11.2013 № 37-ОС (в редакции от 18.06.2014 № 37-ОС). Вид расходов, согласно Указаний определен 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг» в результате наличия в утвержденном муниципальном задании муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей Детского центра Благовещенского района оказываемой муниципальной услуги «организация отдыха детей в каникулярное время» от *** г. Целевой эффект при использовании субсидии на частичную оплату стоимости путевок работающих граждан заключался в увеличении численности оздоравливаемых детей в каникулярное время. Согласно выписке из бюджета данные расходы утверждены по универсальному коду бюджетной классификации (т.е. отдельно учитывались расходы на субсидию и отдых детей). Целевые показатели эффективности использования субсидии, указанные в пункте 3 Соглашения № *** между министерством образования и науки Амурской области и администрацией Благовещенского района о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Благовещенского района в целях софинансирования расходов, на частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, на *** год выполнены в полном объеме, что подтверждается предоставленным отчетом использования средств. Факт достижения цели использования субсидии предоставленной по соглашению № *** от ***г. подтверждается и актом проверки от ***г., проведенной Минфином АО, который содержит соответствующие выводы. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения. Выводы, указанные в постановлении *** не свидетельствуют о том, что выделенные средства были направлены на цели, противоречащие целям их выделения.

В судебном заседании представители отдела образования Благовещенского района на доводах жалобы настаивали, просили постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Представитель министерства финансов Амурской области с доводами жалобы не согласилась, считая постановление законным и обоснованным.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив с учетом требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст.26.2 КоАП РФ).

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Из материалов дела следует, что постановлением правительства Амурской области от 25.09.2013 № 448 утверждена государственная программа «Развитие образования Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой осуществлялось, в том числе мероприятие 3.1.1 «Частичная оплата стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время» подпрограммы «Развитие системы защиты прав детей».

Финансовое обеспечение данного мероприятия осуществлялось из областного бюджета путем предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходов на частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время (далее - субсидия) в соответствии с Порядком согласно приложению № 10 к указанной выше государственной программе.

В соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходов на частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время (далее - Порядок) субсидии предоставляются министерством образования и науки области в целях софинансирования расходов на частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время по следующим направлениям:

частичная оплата стоимости путевок в загородные стационарные оздоровительные лагеря процентном отношении от средней стоимости путевки, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи (процентное отношение устанавливается областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи);

частичная оплата стоимости путевок в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием в размере стоимости набора продуктов питания, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.

Постановлением правительства Амурской области от 14.05.2015 № 226 «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходов на частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2015 год» муниципальному образованию Благовещенский район распределено субсидии в сумме ***.

*** г. между министерством образования и науки области и администрацией Благовещенского района заключено Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Благовещенского района в целях софинансирования расходов на частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, на *** год от № *** в сумме ***.

Субсидия поступила на лицевой счет отдела образования Благовещенского района в полном объеме.

Согласно пункту 3 указанного выше Порядка, одним из условий предоставления субсидии является наличие муниципальной программы, предусматривающей выполнение соответствующих мероприятий.

Постановлением главы Благовещенского района от ***г.*** утверждена муниципальная программа «Развитие образования Благовещенского района на 2014 - 2020 годы» (далее - муниципальная программа).

Одним из направлений подпрограммы «Развитие системы защиты прав детей на 2014-2020 годы» муниципальной программы является совершенствование деятельности по защите прав детей на отдых, оздоровление и социальную поддержку в рамках проведения следующих основных мероприятий:

- частичная оплата стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время путем предоставления субсидии муниципальным образованиям, - финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств субсидии из областного бюджета бюджету Благовещенского района в процентном соотношении от средней стоимости путевки, установленной районной оздоровительной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.

- мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, - осуществление полномочия по защите прав детей на отдых и оздоровление, в том числе по оплате полной стоимости путевок в загородные стационарные оздоровительные лагеря для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот.

Как следует из Положения о порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, их формировании и реализации, утв. постановлением администрации Благовещенского района от 31.08.2011 № 1420, разработчики программы - структурные подразделения администрации района, организующие ее выполнение, исполнители программы - структурные подразделения администрации района, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств (муниципальные учреждения, управления, отделы, подведомственные заказчику в соответствии с определяемыми им заданиями, мероприятиями программы).

В соответствии с пунктом 9.2 указанного Положения исполнитель программ осуществляет контроль за ходом реализации перечня мероприятий по выполнению программы, в том числе несет ответственность за нецелевое расходование средств, выделенных на исполнение мероприятий программы.

Главным распорядителем средств местного бюджета, направленных на реализацию муниципальной программы «Развитие образования Благовещенского района на 2014 - 2020 годы» является отдел образования администрации Благовещенского района.

Составленным и принятым решением о районном бюджете на *** год бюджетные ассигнования на частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время доведены до главного распорядителя бюджетных средств 002 «Отдел образования администрации Благовещенского района» по целевой статье расходов *** «Частичная оплата стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время» виду расходов 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг» в сумме ***.

Суд соглашается с выводами должностного лица о том, что принимая во внимание положения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» выполнение мероприятия «Частичная оплата стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время» не может являться оказанием муниципальной услуги, соответственно и финансироваться по виду расходов, предусмотренному для предоставления субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Из материалов дела следует, что на основании Соглашения от ***г.***, средства областного бюджета, предоставленные бюджету Благовещенского района на софинансирование расходов по частичной оплате стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, отдел направил муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования Детский центр Благовещенского района в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в сумме ***, (заявки на оплату расходов от ***г.***, от ***г.***, от ***г.***, от ***г.***, от ***г.***).

В жалобе заявитель ссылается на то, что в муниципальном задании от *** года Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей Детского центра Благовещенского района, среди наименования муниципальных услуг указана «Организация отдыха детей в каникулярное время».

Между тем, в представленном для проверки министерству финансов Амурской области муниципальном задании на *** год, утв. начальником отдела образования от ***г., Детскому центру было доведено только исполнение муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детям».

К настоящей жалобе заявителем приложено муниципальное задание муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования Детский центр Благовещенского района, утв. 01.01.2015 г., в котором в разделе наименование услуги содержится «п.1.2 организация отдых детей в каникулярное время».

Однако как следует из пояснений представителей отдела образования Благовещенского района в судебном заседании, данные изменения в муниципальное задание были внесены при проведении проверки министерством финансов Амурской области в *** году.

При этом изменений в муниципальное задание, дополнительных соглашений о предоставлении субсидий на выполнение муниципального задания, отделом образования Благовещенского района в *** году не вносилось.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с выводами должностного лица о том, что отделом образования Благовещенского района при выполнении функции основного разработчика и исполнителя муниципальной программы, главного распорядителя средств местного бюджета и органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, средства, полученные из областного бюджета в виде субсидии в целях софинансирования расходов на частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, были направлены и израсходованы на субсидию на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по исполнению муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детям».

Таким образом, средства областного бюджета в сумме *** были направлены на цели, не предусмотренные документами, являющимися правовым основанием для предоставления указанных средств, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств.

Доводы жалобы о том, что фактически денежные средства были израсходованы на цели, их предоставленные, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренной ст.15.14 КоАП РФ, поскольку любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумму, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Из представленных документов следует, что средства, полученные из областного бюджета в виде субсидии в целях софинансирования расходов на частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, направлены и израсходованы на субсидию на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по исполнению муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детям», которая не предусматривала организацию отдыха детей в каникулярное время.

При таких обстоятельствах, в действиях отдела образования администрации Благовещенского района содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Действия отдела образования администрации Благовещенского района должностным лицом квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок привлечения к административной ответственности юридического лица не нарушен.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ст.15.14 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств, предусмотренных ст.4.1-4.3. КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дела.

В силу ст.ст. 24.5 и 2.9 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу, не имеется.

Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении отдела образования администрации Благовещенского района допущено не было.

Вынесенное заместителем министра финансов Амурской области постановление по делу об административном правонарушении № *** от 02.02.2017 года содержит необходимые данные и в этой части соответствует требованиям п.1-7 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя министра финансов Амурской области № *** от 02.02.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении отдела образования администрации Благовещенского района оставить без изменения, а жалобу начальника отдела образования администрации Благовещенского района ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Благовещенского

городского суда Е.С. Диких