ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-361/2021 от 31.08.2021 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 12-361/2021

56RS0018-01-2021-006640-21

РЕШЕНИЕ

31 августа 2021 года город Оренбург

Центральный районный суд города Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,

при секретаре Портновой А.В.,

с участием представителя администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области ФИО2 на постановление исполняющего обязанности заместителя начальника инспекции государственного строительного надзора Оренбургсой области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области

У С Т А Н О В И Л:

постановлением исполняющего обязанности заместителя начальника инспекции государственного строительного надзора Оренбургсой области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области ФИО2 обратилась в Центральный районный суд г. Оренбурга с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование своих доводов указывает, что в действиях администрации отсутствует состав административного правонарушения, поскольку юридическим лицом были приняты все зависящие от него необходимые и достаточные меры для надлежащего исполнения обязательных требований при строительстве объекта капитального строительства. Администрацией по исполнение обязанностей, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ в связи с отсутствием в штате необходимых специалистов были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по строительному контролю от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанных договоров на оказание услуг по проведению контроля за выполнением строительно-монтажных работ на указанном объекте капитального строительства контрагент обязался от имени юридического лица и по его заданию осуществлять контроль за ходом выполнения и качеством выполняемых работ, определенных проектной документацией, именно для недопущения нарушений при строительстве объекта и в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, Порядка проведения строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 468 от 21.06.2010 года. Однако государственным строительным надзором это обстоятельство учтено не было. Также администрацией заключен контракт на оказание услуг по экспертному сопровождению проектной документации по указанному строительному объекту. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, могут быть как застройщик, так и подрядная организация, непосредственно осуществляющая строительные работы.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила оспариваемое постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо – консультант отдела правовой и кадровой работы инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области ФИО1, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении жалобы администрации МО Оренбургский район отказать.

Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, состоит в нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ проверкой в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, проведенной специалистами инспекции при строительстве объекта капитального строительства «Школа на 500 мест, расположенная по адресу: <адрес>» установлены следующие нарушения:

1) в нарушение требований технологической карты лист 4 «производство работ при устройстве окрасочной и оклеечной гидроизоляции фундаментов и стен» - до начала изоляционных работ должны быть полностью закончены или приняты Заказчиком (строительным контролем) следующие работы: заделаны швы между сборными ж/б изделиями; устроены температурно-усадочные швы; смонтированы закладные элементы. Отсутствием исполнительной документации не позволяет определить наличие или отсутствие температурно-усадочного шва ниже отметки 0.00;

2) в нарушение требований проекта альбом лист 21 выполнены оклеечная и обмазочная гидроизоляции, а именно: не выдержаны отметки, крепления, заведения на утеплитель профилированной мембраны; имеются механические повреждения, мембрана закрепляется «внатяг»;

3) в нарушение требований проекта лист 11 альбом выполнены косоуры: пространство между полками стальных швеллеров заполнено половняком (керамическим кирпичом) вместо предусмотренной проектом минеральной ватой и зашивкой ГКЛ;

4) в нарушение требований проекта лист 23 альбом выполняется анкеровка плит перекрытия: не внатяг, без антикоррозийной защиты, не выдержан катет и длина шва;

5) в нарушение требований проекта лист 19 альбом выполняются деформационные швы – не выдерживаются размеры, по оси 16 7 рядов кладки около отметки 0.00 не имеют деформационного шва;

6) в нарушение требований проекта альбом не производится на каждом этапе строительства инструментальный контроль качества и не составляются акты приемки выполненных работ и акты скрытых работ – не представлены акты на скрытые работы, исполнительные схемы – согласно п. 5.3.4 СП 70.13330.2012 – не освидетельствованы земляные работы при прокладке инженерных сетей, акт разбивки, профиль, хотя на момент проверки выполнялась постель и песка;

7) в нарушение требований проекта произведена замена плит перекрытия в лестничных клетках ПК на ПБ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации муниципального образования Оренбургский район протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, и привлечения администрации муниципального образования Оренбургский район к административной ответственности.

Вина администрации муниципального образования Оренбургский район подтверждается приведенными в постановлении доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В жалобе представитель администрации муниципального образования Оренбургский район указывает об отсутствии в действиях юридического лица признаков вмененного правонарушения.

Суд не соглашается с данными доводами по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Объективную сторону правонарушения составляют любые действия, указанные в диспозиции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Субъектами административного правонарушения по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ являются лица, на которых возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства: граждане, должностные лица, юридические лица.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Заявитель указывает, что не является надлежащим субъектом правонарушения, поскольку администрацией МО Оренбургский район были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по строительному контролю от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Диспозиция части 1 статьи 9.4 КоАП РФ не содержит прямого указания на то, кто является субъектом ответственности по данной норме закона. При этом нормы ГрК РФ, нарушение которых инкриминируется, могут быть нарушены и подрядчиком, и заказчиком и застройщиком.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

Обязанность застройщика осуществлять строительный контроль за выполнением работ и соблюдением строительных норм и правил прямо предусмотрена частью 4 статьи 53 ГрК РФ.

Согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводится контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разработки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиям технических регламентов, должны проводится испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Администрация МО Оренбургской район является застройщиком при строительстве объекта капитального строительства «Школа на 500 мест, расположенная по адресу: <адрес>» на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что администрация МО Оренбургской район является лицом, на которое возложены обязанности по осуществлению строительного контроля за выполнением работ при строительстве объекта и соблюдением строительных норм и правил, оно является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что субъектом административного правонарушения должен быть субподрядчик основаны на неверном толковании статьи 53 ГрК РФ.

Организация строительства регламентирована СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004, утвержденным и введенным в действие приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр (далее - СНиП 12-01-2004).

Согласно пункту 8.2 СНиП 12-01-2004 лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию, отражающую фактическое исполнение решений проектной и рабочей документации, фактическое состояние объекта капитального строительства и его элементов.

Пунктом 8.2.3 СНиП 12-01-2004 предусмотрено, что исполнительная документация подлежит хранению у застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство. На время проведения итоговой проверки реестры исполнительной документации в бумажном виде передаются в орган государственного строительного надзора.

Строительный контроль распространяется на все этапы строительства от начала работ до приемки объекта в эксплуатацию. Контроль проводится в отношении всех видов деятельности. Результаты и порядок выполнения работ проверяют на соответствие требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации, инженерным изысканиям.

В ходе проверки административным органом выявлено, что на вышеуказанном объекте строительства обществом не осуществляется строительный контроль за выполнением работ, проверка которых не может быть проведена после выполнения других работ. Кроме того, не ведется исполнительная документация.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Допущенное Администрацией МО Оренбургской район правонарушение заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, не проявлении должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований в области строительства.

Заявителем на момент проверки и составления протокола об административном правонарушении не принято всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства, поэтому с учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ административный орган обоснованно привлек администрацию МО Оренбургской район к ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства были должностным лицом исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, и оснований не согласиться с такой оценкой у суда не имеется.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, должностным лицом не допущено.

Административное наказание администрации МО Оренбургской район назначено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении администрации МО Оренбургской район к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация МО Оренбургской район имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения постановления исполняющего обязанности заместителя начальника инспекции государственного строительного надзора Оренбургсой области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, не имеется.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление исполняющего обязанности заместителя начальника инспекции государственного строительного надзора Оренбургсой области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - оставить без изменения, а жалобу представителя Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Судья Р.Т.Чувашаева &#0;