ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-362/2021 от 29.11.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0013-01-2021-012241-58

Дело № 12-362/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

29 ноября 2021 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Абдуллоева Ибодулло Долибжоновича на постановление судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 10 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Абдуллоева Ибодулло Долибжоновича,

установил:

Девятого ноября 2021 года старшим инспектором отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Тюменской области капитаном полиции Г. был составлен протокол об административном правонарушении № 72Е00040320 в отношении гражданина Республики Таджикистан Абдуллоева И.Д. о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), поскольку Абдуллоевым И.Д. допущено нарушение требований части 1 и пункта 2 части 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту также – Федеральный закон № 109-ФЗ).

Постановлением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 10 ноября 2021 года Абдуллоев И.Д. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 4 ст. 18.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации с содержанием Абдуллоева И.Д. до выдворения в специальном помещении для содержания лиц, выдворяемых в административном порядке (для временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тюменской области).

С данным постановлением не согласен Абдуллоев И.Д., который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 10 ноября 2021 года отменить, освободить Абдуллоева И.Д. из Центра временного содержания иностранных граждан. Обращает внимание, что судья Калининского районного суда г. Тюмени в оспариваемом постановлении указал, что Абдуллоев И.Д. допустил нарушение части 3 статьи 20 Федерального закона № 109-ФЗ, в то время как уведомление о прибытии в соответствии с указанным положением закона обязана подать принимающая сторона. Таким образом, соответствующая норма, предусматривающая обязанность по уведомлению иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, судьёй районного суда не определена. Полагает, что судьёй районного суда не исследовались обстоятельства, по которым Абдуллоев И.Д. не смог встать на учет по адресу фактического места жительства. Считает, что к спорному правоотношению подлежит применению Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Обращает внимание, что с учетом эпидемиологической ситуации в стране и в мире, в условиях приостановления транспортного сообщения с сопредельными государствами, содержание Абдуллоева И.Д. в Центре временного содержания иностранных граждан может являться мерой избыточного государственного принуждения. Приводя положение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950, указывает, что родной брат Абдуллоева И.Д. является гражданином Российской Федерации, а также, то, что на территории Российской Федерации проживает нуждающийся в постоянном уходе отец Абдуллоева И.Д., с диагностированной болезнью Паркинсона.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 названной статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации (часть 4 статьи 18.8 КоАП РФ).

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее - перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства) регулирует Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В силу требований части 1 статьи 20 Федерального закона№ 109-ФЗ, иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с названным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона № 109-ФЗ, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 названного Федерального закона. При этом, пункта 2 часть 2 ст. 20 Федерального закона № 109-ФЗ не имеет.

Статьёй 22 Федерального закона№ 109-ФЗ определено, что при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином (часть 3). При наличии у иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, он может в случае фактического проживания в данном помещении заявить его в качестве своего места пребывания (часть 3.1.) В случае, если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии в место пребывания (часть 3.2). Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр либо в установленном порядке почтовым отправлением (часть 4).

Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания либо со дня получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации (часть 3 статьи 20 Федерального закона № 109-ФЗ).

Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания определен статьёй 22 Федерального закона № 109-ФЗ, согласно которой постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей (часть 1).

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона № 109-ФЗ для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания: 1) иностранный гражданин: а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации); б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 настоящей статьи; 2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона: а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно - лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 названной статьи; б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания. В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, изготавливает путем распечатки на бумажном носителе копию отрывной части указанного уведомления и передает ее прибывшему иностранному гражданину.

В силу части 2.1 статьи 22 Федерального закона № 109-ФЗ перечень документов, которые иностранный гражданин представляет принимающей стороне для постановки его на учет по месту пребывания наряду с документами, указанными в подпункте «а» пункта 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, Абдуллоев И.Д., <.......> года рождения, является гражданином Республики Таджикистан, имеет разрешение на временное проживание со сроком до 31.12.2021, выданное УВМ УМВД России по Тюменской области 19.05.2017; зарегистрирован по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ТСН Серебряный бор, <.......> срок регистрации до 27.12.2021, что, усматривается из справки УВМ УМВД России по Тюменской области от 10.11.2021.

Согласно сведениям базы данных ППО «Территория» по состоянию на дату 09.11.2021, регистрация иностранного гражданина Абдуллоева И.Д. по месту пребывания по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ТСН Серебряный бор<.......> осуществлена на период с 27.09.2021 по 27.12.2021.

Принимающей стороной для регистрации иностранного гражданина Абдуллоева И.Д. по месту пребывания по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ТСН Серебряный бор<.......> как это усматривается из заполненного бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания от 27.09.2021, указан Б.

Из письменных показаний Б. от 08.11.2021 следует, что с 20.10.2021 Абдуллоев И.Д. не приживает по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ТСН «Серебряный бор», <.......>.

В письменных объяснениях Абдуллоева И.Д. от 09.11.2021 отражено, что он состоит на учете по адресу: Тюменский район, ТСН «Серебряный бор», <.......>. Вместе с тем Абдуллоевым И.Д. указано, что 20.12.2021 он переехал к отцу А. по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте<.......>, поскольку у А. поднялась температура и появился кашель, в связи с чем возникла необходимость ухода за А. Абдуллоев И.Д. также указал, что на миграционный учет не вставал, документы принимающей стороне не передавал.

Согласно рапорту от 10.11.2021 старшего инспектора ОИК УВМ УМВД России по Тюменской области, 09.11.2021, около 15:30 по адресу: г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 72, сотрудниками ОИК КВМ УМВД России по Тюменской области был установлен гражданин Республики Таджикистан Абдуллоев И.Д., который, прибыв на территорию Российской Федерации, встал на миграционный учет по адресу: Тюменский район, ТСН «Серебряный бор», <.......> до 26.12.2021, но по указанному адресу не пребывает, а с 20.10.2021 пребывает по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте<.......>, однако на миграционный учет по месту временного пребывания в органах миграционного учета в течение семи рабочих дней не встал.

Постановлением начальника ОВИ МО МВД России «Тюменский» от 23.09.2021 Абдуллоев И.Д. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку Абдуллоев И.Д., получив разрешение на временное проживание от 19.05.2017 в установленные законом сроки не подал в территориальный отдел федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание ежегодное уведомление за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание о подтверждении своего проживания в Российской Федерации по месту жительства, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. Названное постановление вступило в законную силу 25.10.2021.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Абдуллоева И.Д. протокола об административном правонарушении № 72Е00040320 от 09.11.2021 о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ, поскольку Абдуллоевым И.Д. допущено нарушение требований части 1 и пункта 2 части 2 ст. 20 Федерального закона № 109-ФЗ. Данный протокол об административном правонарушении содержит также указание о том, что допущенное Абдуллоевым И.Д. административное правонарушение состоит в том, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации; постановке на учет по месту пребывания подлежат: временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Судья районного суда, вынося оспариваемое постановление, пришёл к выводу о том, что совокупностью исследованных судом доказательств достоверно установлен факт, что Абдуллоев И.Д. нарушил порядок пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, установленный статьёй 20 Федерального закона № 109, в соответствии с которым иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, обязаны зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания), в соответствии с законодательством Российской Федерации, в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания представить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 4 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

По смыслу вышеприведённых положений частей 1 - 3 статьи 20 и части 2 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в целях осуществления миграционного учета иностранный гражданин по месту своего фактического проживания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность, и миграционную карту, а принимающая сторона в течение 7 рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета и передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

Абдуллоеву И.Д. протоколом об административном правонарушении вменено нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета.

В нарушение части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении не полностью описано событие административного правонарушения, не указаны: наименование принимающей стороны, которой Абдуллоев И.Д. не предоставил документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту, не указаны обстоятельства, связанные с невозможностью принимающей стороны самостоятельно направить в орган миграционного учёта уведомление о прибытии иностранного гражданина – Абдуллоева И.Д. в место проживания, что влечёт в соответствии с частью 3 ст. 22 Федерального закона № 109 обязанность иностранного гражданина по непосредственному направлению данного уведомления в орган миграционного учёта. К протоколу об административном правонарушении не приложены доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.

В то же время в протоколе об административном правонарушении содержится указание на нарушение Абдуллоевым И.Д. требований части 1 ст. 20, и пункта 2 части 2 ст. 20 Федерального закона № 109 ФЗ в редакции данного Федерального закона от 28.11.2015, прекратившей действие с 08.07.2018, при этом, из протокола об административном правонарушении не усматривается, что Абдуллоевым И.Д. фактически допущено нарушение требований статьи 20 Федерального закона № 109 ФЗ в действующей редакции, как это, в том числе отражено и в постановлении судьи районного суда.

При таких обстоятельствах, ни должностными лицами УВМ УМВД России по Тюменской области, ни судьёй районного суда какой-либо оценки данным обстоятельствам, имеющим существенное значение для вывода о наличии в действиях (бездействии) Абдуллоева И.Д. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ, не дано, что влечёт отмену вынесенного в отношении Абдуллоева И.Д. постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 18.8 КоАП РФ, по основанию, определяемому пунктом 3 части 1 ст. 30.7 указанного Кв связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 10 ноября 2021 года отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абдуллоева Ибодулло Долибжоновича прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Абдуллоева Ибодулло Долибжоновича из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тюменской области освободить.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко