ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-363/17 от 05.02.2018 Серпуховского городского суда (Московская область)

дело № 12-6/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

05 февраля 2018 года г. Серпухов Московской области

Судья Серпуховского городского суда Московской области Шичков А.В., при секретаре судебного заседания Максимовой Н.А., с участием помощника Серпуховского городского прокурора Алексеева А.В., защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник» Медведевой Е.Ю., Юдина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник», Григорьева Е.М. на постановление по делу об административном правонарушении от 02.06.2017 г., вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу – главным специалистом-экспертом отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднодзора по Центральному федеральному округу Т. в отношении ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник», привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу – главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднодзора по Центральному федеральному округу Т. от 02.06.2017 г. ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в том, что при проведении межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проверки в период времени с 20.03.2017 г. по 04.04.2017 г. в ходе обследования 40 квартала территории ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник» в Серпуховском районе Московской области обнаружено кострище на открытом грунте в лесу, а также выявлен факт оборудования на деревьях вспомогательного сооружения (предположительно душа), что указывает на нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Этим нарушена ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ч. 1 и 2 ст. 58 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с постановлением ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Директор ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник» обжалует данное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что постановление должностного лица не соответствует требованиям ст.28.2. КРФ об АП, поскольку не отражено событие административного правонарушения, не описана объективная сторона установленного правонарушения, не указана конкретная норма права, которой установлен режим или правило, которое было нарушено. В действиях учреждения отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами. Как следует из Приложения № 4 к Положению о федеральном государственном учреждении "Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник" утвержденный приказом МПР России от 05.01.2001г. - территория Квартала 40 относится к категории хозземель, установленный режим для которых: "Организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания...". Территория 40 квартала отнесена Министерством природных ресурсов к категории хозземель заповедника по причине отсутствия особо ценных экологических систем и объектов, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник. Запрет на разведение костров или возведение сооружений с использованием деревьев в целях хозяйственной деятельности подсобных хозяйств для данного режима в Положении отсутствует. Более того, обнаруженное "костровище", допущенное неустановленным лицом, имело четкий локализованный характер, площадь его не превышала 1 м2, срок возникновения "костровища" не установлен, а сооружение на дереве не причинило какой-либо вред самому дереву (стволу и пр.).

В судебном заседании защитники ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник» доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили ее удовлетворить, постановление – отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить. Так же они пояснили, что данное кострище и сооружение могли произвести лица, не имеющие отношение к заповеднику, в том числе и туристы, поскольку со стороны р. Ока в квартале 40 не имеется ограждение в заповеднике.

Свидетель Т. - должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление пояснила, что оснований для отмены постановления по делу не имеются. Факт нарушения нашел свое подтверждение и закреплен в материалах проверки.

Помощник Серпуховского городского прокурора Алексеев А.В. полагал, что обжалуемое постановление не подлежит отмене по доводам жалобы, поскольку материалами дела подтверждено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 К РФ об АП в действиях ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник» (далее Заповедник). Срок давности привлечения не истек, поскольку данное правонарушение является длящимся и срок привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня обнаружения правонарушения. В соответстии с п. 5.10 приказа Минприроды России пот 14.06.2007 года №165 «О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» по смыслу ст. 8.30 КРФоАПР под нарушением установленного режима понимаются действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» соответствующих индивидуальных положений о заповеднике, а так же в положении любой другой особо охраняемой природной территории, либо ее охранной зоне. Целью данной статьи КРФоП является защита особо охраняемых природных территорий и находящихся на них ресурсов. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории. Нарушение в данном случае выражается в незаконном ведении деятельности на территории Заповедника и не обеспечении уполномоченными лицами режима охраны особо охраняемой природной территории. Субъектом данного правонарушения является привлекаемое к ответственности лицо.

Прокурор Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменные объяснения, аналогичные пояснениям, данным в судебном заседании Алексеевым А.В.

Выслушав защитников ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник», прокурора, допросив свидетеля, изучив доводы жалобы, проверив представленные письменные доказательства, судья приходит к следующему.

Статьей 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); выполнение научно-исследовательских задач; ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма; осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

По смыслу ч. 1,2 ст. 58 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственностью за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Фактические обстоятельства обнаружения костровища и вспомогательного сооружения (предположительно душа) подтверждаются собранными доказательствами, в том числе и актом проверки от 29.03.2017 г., фототаблицами, положением о ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник» (л.д.7-10). Данные обстоятельства не оспариваются и стороной защиты.

Доводы стороны защиты о нарушениях при вынесении постановления по делу не нашли своего подтверждения, поскольку дело рассмотрено в соответствии с требованиями КРФоП.

Согласно приложения №4 в Положению о ФГУ «Приокско-Террасный заповедник» в квартале 40 применяется режим организации подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания, а так же выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам.

Однако в материалах дела не имеется доказательств того, что именно Заповедник нарушил установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории Заповедника.

Само по себе обнаружение костровища и вспомогательного сооружения не дает основания полагать, что данное нарушение совершено Заповедником как юридическим лицом.

Исследованные в судебном заседании устав Заповедника, приказы о приеме работников на работу, объяснения заместителей директора учреждения - Р., П., фототаблица, положение о Заповеднике, решение о его создании, положение об охранной зоне Заповедника, приказ о пожароопасном периоде, сами со себе не свидетельствуют о том, что данное нарушение совершено именно Заповедником.

При рассмотрении дела установлено и следует из пояснений защитников и лица, вынесшего оспариваемое постановление Т.то, что квартал 40 Заповедника, в котором обнаружено нарушение со стороны р. Ока не имеет ограждения, в связи с чем доступен посторонним лицам.

При данных обстоятельствах не имеется достаточной совокупности доказательств того, что именно Заповедником нарушен установленный режима и правила охраны и использования окружающей среды на территории Заповедника.

То обстоятельство, что данное нарушение не было обнаружено сотрудниками Заповедника до проведения проверки, не свидетельствует о том, что Заповедник совершил нарушение режима и правила охраны и использования окружающей среды на территории Заповедника.

Данное обстоятельство не позволяет сделать вывод о доказанности вины ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КРФоАП, поскольку не опровергнуты доводы привлекаемого лица о возможном совершении правонарушения иными лицами.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

РЕШИЛ:

Жалобу ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу – главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднодзора по Центральному федеральному округу Т. от 02.06.2017 г. в отношении ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный заповедник», привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – отменить, производство по делу прекратить при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На решение может быть подана жалоба в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: А.В. Шичков