ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-364/18 от 16.07.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

16 июля 2018 года г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,

с участием ФИО1 и ее защитника Степановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела №12-364/2018 по жалобе ФИО1 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное мировым судьей <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

обжалуемым постановлением главный бухгалтер <данные изъяты> ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

ФИО1, не согласившись с постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании заявитель и защитник доводы жалобы поддержали.

Проанализировав доводы жалобы, проверив с учетом требований части третьей статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 15.15.6 Кодекса ОФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из протокола об административном правонарушении следует, что КСП Иркутской области с соответствии с планом деятельности на <данные изъяты> год проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности Управления делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, являющегося в соответствии с Ведомственной структурой областного бюджета главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем областного бюджета. В нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 11 Инструкции 191н о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетная отчетность за <данные изъяты> год представлена Управлением для внешней проверки не в полном составе форм, периодичность составления которых является годовой, поскольку в составе бюджетной отчетности не представлены:

- справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125),

- справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110).

Как следует из постановления мирового судьи, действия ФИО1 квалифицированы по статье 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях как непредставление установленной бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности.

С такими выводами мирового судьи согласиться нельзя ввиду следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетная отчетность включает отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку.

Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утвержден Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н в виде Инструкции (далее по тексту - Инструкция).

В соответствии с п. 11.1 Инструкции для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета в состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов:

- Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

- Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);

- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

- Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

- Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);

- Пояснительная записка (ф. 0503160);

- Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230).

При этом из положений пункта 10 названной Инструкции следует, что получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки. Администратор доходов бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета и (или) главному администратору доходов бюджета в установленные им сроки. В случае выполнения субъектом бюджетной отчетности нескольких бюджетных полномочий при исполнении бюджета бюджетной системы Российской Федерации (получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицитов бюджетов), субъектом бюджетной отчетности формируется единый комплект бюджетной отчетности по совокупности выполняемых им полномочий.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, на основании представленной распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетной отчетности составляет сводную и (или) консолидированную бюджетную отчетность и представляет ее финансовому органу соответствующего бюджета и (или) главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета в установленные ими сроки.

Финансовый орган на основании представленной ему консолидированной бюджетной отчетности составляет консолидированную бюджетную отчетность об исполнении бюджета и представляет ее финансовому органу, уполномоченному формировать отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, в установленные им сроки.

По факту проведения камеральной проверки бюджетной отчетности учредитель не позднее одного рабочего дня после получения результатов указанной камеральной проверки уведомляет соответствующее учреждение о принятии представленной бухгалтерской отчетности.

В соответствии с п. 5 части 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 23.07.2008 N 55-оз (ред. от 06.10.2017) "О бюджетном процессе Иркутской области" финансовый орган Иркутской области устанавливает порядок составления бюджетной отчетности.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 5 названного Закона главный распорядитель средств областного бюджета формирует бюджетную отчетность главного распорядителя средств областного бюджета.

Главный администратор доходов областного бюджета формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов областного бюджета (п. 3 части 1 статьи 6 Закона Иркутской области 55-оз).

Из положений статьи 37 Закона Иркутской области 55-оз "О бюджетном процессе Иркутской области" следует, что внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета включает в себя внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении областного бюджета. Главные администраторы средств областного бюджета не позднее 1 марта текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Контрольно-счетную палату Иркутской области для проведения внешней проверки.

В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120-пп Министерство финансов Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности.

К функциям названного Министерства, среди прочих, относится и установление сроков представления сводной бюджетной отчетности главными распорядителями средств областного бюджета, главными администраторами доходов областного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета. Согласно Приказу министерства финансов Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ "<данные изъяты> для Управделами срок предоставления бюджетной отчетности установлен – до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ министра финансов Иркутской области, адресованной управляющему делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, годовая бюджетная отчетность Управделами за <данные изъяты> год министерством принята, представлена такая отчетность в полном объеме предусмотренных форм и в срок, установленный приказом.

Аналогичные сведения содержатся в письме Министерства финансов Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ г., представленном заявителем в суд. Из письма следует, что принятая от Управделами бюджетная отчетность за <данные изъяты> год в своем составе содержала справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), справку по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110).

При таких обстоятельствах, с учетом изложенных выше положений нормативных правовых актов, судья находит выводы мирового судьи о виновности бухгалтера <данные изъяты> ФИО1 в непредставлении установленной бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, не обоснованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела бесспорно следует, что Управлением делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) и справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110), входящие в бюджетную отчетность, были представлены в установленный срок в надлежащий финансовый орган, указанный в пункте 10 Инструкции 191н и в статье 154 Бюджетного кодекса РФ, как орган принимающий отчетность. Таким органом на территории Иркутской области по отношению к Управделами является Министерство финансов Иркутской области.

Само по себе непредставление таких справок в Контрольно-счетную палату Иркутской области для осуществления этим органом внешней проверки состав административного правонарушения не образует. Так, в силу положений Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Закона Иркутской области от 07.07.2011 N 55-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Иркутской области" Контрольно-счетная палата Иркутской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Иркутской области и подотчетным ему, в то время как деятельность по предоставлению и принятию бюджетной отчетности относится к ведению исполнительных органов субъекта РФ, внешний контроль (аудит) за деятельностью которых и относится к компетенции контрольно-счетных органов.

Так, из Стандарта внешнего финансового контроля <данные изъяты> утвержденного приказом председателя КСП области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ), следует, что целью проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета является определение полноты и достоверности годового отчета об исполнении областного бюджета и бюджетной отчетности, при внешней проверке определяется полнота, достоверность и соответствие нормативным правовым актам бюджетной отчетности. При этом полнота бюджетной отчетности достигается при наличии всех предусмотренных форм и обеспечивается порядком ее формирования, надлежащим методическим руководством за ведением учета и составления отчетности со стороны финансовых органов, системой внутреннего финансового контроля и аудита у главных администраторов бюджетных средств (п.п. <данные изъяты>).

То есть по смыслу действующего законодательства Контрольно-счетный орган субъекта РФ, при осуществлении своей деятельности, направленной на контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, проверяет полноту форм отчетности и достоверность такой отчетности, уже представленной субъектами бюджетного процесса - распорядителями средств областного бюджета и администраторами доходов областного бюджета (в том числе главными) в финансовый орган субъекта РФ. Соответственно, контрольно-счетный орган вправе привлекать к ответственности за непредставление бюджетной отчетности, в случае выявления такового, если неполнота отчетности имелась на стадии предоставления отчетности в финансовый орган субъекта РФ, а не в контрольно-счетный орган для осуществления внешней проверки.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что в действиях главного бухгалтера <данные изъяты> ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствует, поэтому постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу – прекращению – за отсутствием состава административного правонарушении на основании п. 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьей <данные изъяты> отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера <данные изъяты> ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в порядке ст. 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья: С.В. Почепова