ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-364/19 от 14.08.2019 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Судья Науменко Т.В. Дело № 12-364/2019

64MS0026-01-2019-003095-83

Решение

по делу об административном правонарушении

14 августа 2019 года город Саратов

Судья Волжского районного суда города Саратова Чеча И.В.,

при секретаре Мукабенове Б.Б.,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, индивидуального предпринимателя ФИО1ФИО4, действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

представителя прокуратуры Волжского района города Саратова – старшего помощника прокурора Волжского района города Саратова ФИО5, действует на основании служебного удостоверения ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - индивидуальный предприниматель ФИО1 или ИП ФИО1) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление мирового судьи и прекратить производство по делу.

Требования мотивированы тем, что в судебном заседании представитель ИП ФИО1 просил производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, однако суд не дал оценку этим доводам представителя. Отказывая в признании правонарушения малозначительным, суд не учел тот факт, что само по себе создание и выделение рабочих мест для инвалидов не влечет автоматического трудоустройства инвалида и при наличии свободной вакансии и соответствующих деловых качествах инвалид принимается ИП ФИО1 на работу без ограничений. О наличии свободных вакансий ИП ФИО1 ежемесячно сообщает в Центр занятости населения Саратовской области. ИП ФИО1 обеспечивает соискателям равные возможности для реализации своих трудовых прав, не ограничивает в трудовых правах и не предоставляет каких-либо преимуществ. В деятельности ИП ФИО1 отсутствуют случаи отказа в приеме на работу инвалидов при наличии у соискателей соответствующих деловых качеств. Полагает, что неисполнение обязанности по созданию и выделению рабочего места для трудоустройства инвалидов не повлекло нарушение прав инвалидов на труд и равные возможности, так как указанные лица имеют возможность их реализовать у ИП ФИО1 с учетом своих деловых качеств. Указывает, что ИП ФИО1 ежемесячно подает сведения о вакансиях в центр занятости, на которые в том числе вправе устроиться инвалиды, если они соответствуют требованиям вакансии по своим деловым качествам. В настоящее время ИП ФИО1 проводит мероприятия в целях исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно разрабатывается положение о квотировании рабочих мест для инвалидов, которое содержит условия и порядок установления квоты у ИП ФИО1, порядок выделения рабочих мест с указанием перечня необходимых мероприятий. В связи с отсутствием существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, отсутствием отказов в приеме на работу инвалидов, отсутствием вредных последствий, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении.

Представитель ИП ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Старший помощник прокурора Волжского района города Саратова в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.

ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не поступило, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в полном объеме, нахожу правильным оставить постановление мирового судьи без изменения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В статье 7 Конституции Российской Федерации указано, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу статьи 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Порядок проведения специальных мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Согласно положениям Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

- реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

- соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

- трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан;

- осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе формирования с учетом его потребностей пути передвижения по территории работодателя, оборудования (оснащения) для него рабочего места, обеспечения для него доступа в необходимые помещения, оказания помощи в организации труда при дистанционной работе или работе на дому, определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха инвалида, предоставления при необходимости помощи наставника (пункт 1).

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

- информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (пункт 2).

Закон Саратовской области от 28.02.2005 № 20-ЗСО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает квоту для приема на работу проживающих в Саратовской области инвалидов, имеющих рекомендацию к труду, с целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы.

Квота для приема на работу инвалидов – минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов работодателем, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды (статья 1).

В силу статьи 2 Закона Саратовской области от 28.02.2005 № 20-ЗСО в Саратовской области работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек (без учета численности лиц, работающих по совместительству), устанавливается квота для приема на работу инвалидов - два процента среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно ежемесячно, исходя из среднесписочной численности работников (без учета численности лиц, работающих по совместительству), исчисляемой в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики. В соответствии с Федеральным законом при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района города Саратова от 26.06.2019 индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Мировым судьей установлено и в постановлении указано, что ИП ФИО1 как работодателем обязанность по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов не выполнена.

Факт совершения ИП ФИО1 указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами:

- постановление заместителя прокурора Волжского района города Саратова о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

- объяснение ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой не создавались, локальных нормативных актов, в которых установлена квота трудоустройства инвалидов, индивидуальным предпринимателем не разработано,

- выписка ЕГРИП в отношении ФИО1 о наличии статуса индивидуального предпринимателя,

- письмо ГКУ СО «иные данные» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ИП ФИО1 не предоставляет информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов,

- письмо ГУ УПФР в Волжском районе города Саратова (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по итогам представленной отчетности за ДД.ММ.ГГГГ г. численность работников в ИП ФИО1 составила 1 057 человек,

- ответ ИП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что численность трудоустроенных работников без учета численности лиц, работающих по совместительству), рабочее место которых расположено в пределах города Саратова, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 224 человека. В соответствии со специальной оценкой условий труда, проведенной ФБУН «иные данные», условия труда работников ИП ФИО1 допустимые, т.е. вредные и опасные факторы отсутствуют,

- другие доказательства.

В материалах дела представленные документы противоречий не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

Анализируя указанные нормы права и фактические обстоятельства дела, мировой судья правомерно пришел к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ.

Указанные выводы правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении.

Наказание ИП ФИО1 назначено в минимальных пределах санкции части 1 статьи 5.42 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ.

Учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения, его характер, оснований для освобождения лица от административной ответственности, в том числе в связи с малозначительностью правонарушения, не имеется.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из представленных материалов следует, что ИП ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ. объектом данного правонарушения являются правоотношения в области охраны прав граждан (глава 5 КоАП РФ). Посягательство на данные правоотношения имеют высокую степень общественной опасности.

При изложенных обстоятельствах с учетом характера допущенных нарушений, длительности правонарушения, поведения лица, отраженного в письме ГКУ СО «Центр иные данные» от ДД.ММ.ГГГГ, совершенное ИП ФИО1 правонарушение нельзя признать малозначительным, не причинившим значительного ущерба охраняемым общественным правоотношениям.

Доводы заявителя об отсутствии негативных последствий в результате допущенного ИП ФИО1 бездействия на квалификацию его действий на влияют, поскольку наступление последствий диспозиции вменяемой в нарушение статьи не предусмотрено, данный состав правонарушения является формальным.

Доводы жалобы в целом направлены на переоценку имеющихся доказательств по делу и ошибочное толкование норм права.

Порядок и срок привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого постановления мирового судьи не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района города Саратова по делу об административном правонарушении от 26.06.2019 о назначении индивидуальному предпринимателю ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись И.В. Чеча