ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-364/2021 от 06.07.2021 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Материал №12-364/2021

РЕШЕНИЕ

г. Тверь 06 июля 2021 года

Судья Московского районного суда г.Твери Бурше Р.С.,

с участием представителя Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1,

защитников ФИО2 – Горьковой Е.Н. и Сверкуновой К.М.,

рассмотрев жалобу представителя Горьковой Е.Н., действующей в интересах директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2, на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тверской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 23.03.2021 и представление от 23.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 ФИО9,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тверской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 23.03.2021 директор филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Одновременно в адрес директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 внесено представление от 23.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении.

В жалобе и дополнениях к ней представитель Горькова Е.Н. в защиту интересов ФИО2 выражает несогласие с вынесенным постановлением, считает его незаконным. В обоснование доводов жалобы, приводя положения п.2 ст. 30.1 Федерального закона от 29.07.2017 «О водоснабжении и водоотведении», указывает, что на текущий момент нормативы состава сточных вод абонентов централизованной системы водоотведения г. Конаково, эксплуатируемые МУП «Водное хозяйств» МО «Городское поселение город Конаково», в соответствие с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, Администрацией города Конаково не установлены. ПАО «Энел Россия» заключен договор от 06.09.2018 № 68/4620007802 с МУП «Водное хозяйство» МО «Городское поселение город Конаково» на осуществление приема сточных вод Абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечение их транспортировки и сброса в водный объект. Нормативы допустимых сбросов и требований к составу и свойствам сточных вод, установленные для абонента утверждены распоряжением Главы Администрации города Конаково от 14.07.2009 № 218 и не приведены в соответствием с вышеуказанными Правилами. Отмечает, что филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ежегодно предоставляет в МУП «Водное хозяйство» декларацию о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых в систему централизованного водоотведения МУП «Водное хозяйство» с указанием показателей качества сточных вод абонента. В соответствии с п. 6.6 договора водоотведения от 06.09.2018 филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ежеквартально согласовывает с МУП «Водное хозяйство» расчет платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации с указанием сверхлимитной массы сброса загрязняющих веществ с применением 25-кратного коэффициента. За период действия договора водоотведения уведомлений от МУП «Водное хозяйство», являющихся в соответствии с ФЗ № 116-ФЗ и Правилами № 644 основанием для разработки плана снижения сбросов Абонента в централизованную систему водоотведения г. Конаково, в ПАО «Энел Россия» не поступало. Кроме того, отмечает, что в соответствии с пунктом 193 Правил основанием для проведения уполномоченным органом проверки абонента, привлечения его к ответственности является информирование уполномоченного органа организацией, осуществляющей водоотведение, о случаях, указанных в пункте 192 Правил. Вместе с тем, подобных информирований МУП «Водное хозяйство» не осуществляло, в том числе в адрес Росприроднадзора и его территориальных органов. С учетом изложенного, просит постановление от 23.03.2021 о назначении административного наказания, представление от 23.03.2021 и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ, по основаниям, установленным ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представители директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 – Горькова Е.Н. и ФИО4 доводы жалобы поддержали в полном объеме. Пояснили, что ими направлялся запрос в адрес администрации города Конаково и МУ «Водное хозяйство», в котором ПАО «Энел Россия» просила проинформировать о работе по приведению нормативов сточных вод в соответствие с действующим законодательством, в том числе предоставлялись ли МУП «Водное хозяйство» для установления в администрацию города Конаково расчеты нормативов состава сточных вод абонентов централизованной системы водоотведения города Конаково на основании установленных НДС и разрешений на сброс, и принять меры, направленные на обеспечение регулирования отношений в сфере водоотведения в г. Конаково в соответствии с ФЗ № 416. Из администрации ответ так и не поступил. А МУП ответил им, что в настоящее время ведется работа по сбору исходных данных для установления новых нормативов по сбросу сточных вод в систему канализации в соответствии с пунктом 2 ст. 30.1 ФЗ № 416-ФЗ и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения ППРФ от 22.05.2020 № 728.

Представитель Верхне-Волжского управления Росприроднадзора ФИО1 в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил оставить постановление без изменения. Пояснил, что в адрес Росприроднадзора по Тверской области каких-либо уведомлений о превышении нормативов состава сточных вод со стороны ПАО «Энел Россия» не поступало, нарушения были выявлены в ходе проведения плановой проверки.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения является несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что Верхне-Волжским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.12.2020 № 88-р в период с 15.12.2020 по 19.01.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Энел Россия».

Из постановления должностного лица от от 23.03.2021 следует, что в ходе проверки выявлено, что хозяйственные сточные воды ПАО «Энел Россия» на объекте «Конаковская ГРЭС» от зданий филиала самотеком через фекальный коллектор отводятся в сети коммунальной канализации г. Конаково на городские очистные сооружения в соответствии с договором водоотведения от 01.03.2016. При этом при анализе представленных протоколов исследований химико-бактериологической лаборатории очистных сооружений МУП «Водное хозяйство» МО «Городское поселение город Конаково» выявлено превышение установленных нормативов допустимых сбросов и требований к составу и свойствам сточных вод по концентрации железа, цинка и нитрита в составе вод, отводимых на очистные сооружения МУП «Водное хозяйство» с территории филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия». С учетом отсутствия у «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» плана снижения сбросов, как абонента централизованной системы водоснабжения и водоотведения в связи с первышением установленных нормативов загрязняющих веществ в сточных водах, передаваемых на очистные сооружения МУП «Водное хозяйство» г. Конаково и согласованного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический надзор, со ссылкой на ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», должностным лицом административного органа сделан вывод о наличии состава и события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Между тем, с таким выводом инспектора суд не может согласиться по следующим основаниям.

Административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ наступает при несоблюдении субъектом правонарушения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов. Таким образом, данная норма является бланкетной.

В соответствии с положениями ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что между МУП «Водное хозяйство» МО «Городское поселение город Конаково» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ПАО «Энел Россия» (абонент) 06.09.2018 заключен договор , в соответствии с которым МУП «Водное хозяйство» обязуется осуществлять прием сточных вод ПАО «Энел Россия» в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку и сброс в водный объект, а ПАО «Энел Россия», в свою очередь, обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации и производить оплату такого водоотведения. Сведения об установленных абоненту нормативах допустимых сбросов и установленных требованиях к составу и свойствам сточных вод приведены в Приложении к настоящему договору.

Как видно из представленного защитниками заявителя ФИО2 письма МУП «Водное хозяйство» от 18.05.2021, в настоящее время плата абонентов за сброс загрязняющих веществ в систему канализации осуществляется на основании Распоряжения Главы администрации города Конаково ФИО5 «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Конаково» № 218 от 14.07.2009. Условия приема сточных вод содержат нормативы допустимых загрязняющих веществ, разработанных на основании протоколов анализов сбрасываемых сточных вод абонентами и эффективности работы очистных сооружений. В настоящее время предприятием ведется работа по сбору исходных данных для установления новых нормативов по сбросу сточных вод в систему канализации в соответствии с пунктом 2 ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 728 от 22.05.2020.

В соответствии с ч. 4 ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом. Иные абоненты вправе разработать и утвердить план снижения сбросов.

Таким образом, разработка плана снижения сбросов, его утверждение после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализация такого плана поставлена законодателем в зависимость не только от фактического превышения нормативов состава сточных вод в два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, но и наличия соответствующего уведомления со стороны организации, осуществляющей водоотведение, в адрес абонента. При этом для разработки плана вышеуказанными положениями Закона № 416-ФЗ установлен срок – 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении.

В материалах дела, сведений об истребовании должностным лицом административного органа такого уведомления у МУП «Водное хозяйство» г. Конаково, направленного в адрес ПАО «Энел Россия», не содержится.

Судом по собственной инициативе осуществлен соответствующий запрос в МУП «Водное хозяйство». Из ответа, подписанного директором предприятия ФИО6, следует, что уведомления о превышении нормативов состава сточных вод за период с 26.03.2020 по 21.09.2020 в рамках договора от 06.09.2018 в адрес филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» не направлялось.

Таким образом, доводы жалобы представителя Горьковой Е.Н. в этой части суд находит обоснованными.

С учетом отсутствия уведомления о превышении нормативов состава сточных вод за период с 26.03.2020 по 21.09.2020 со стороны МУП «Водное хозяйство», направленного в адрес филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», невозможно определить, как необходимость в разработке плана снижения сбросов, так и исчисление сроков, в которые надлежит разработать такой план.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица административного органа о доказанности вины директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются ошибочными.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения законодательства получили развитие в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, прихожу к выводу, что в действиях директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не были выполнены, что повлекло за собой принятие незаконного и необоснованного постановления.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, принятое по делу постановление подлежит отмене, а производство по настоящему делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

жалобу представителя Горьковой Е.Н., действующего в интересах директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2, удовлетворить, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тверской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 23.03.2021 и представление от 23.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2, - отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья Р.С. Бурше

Материал №12-364/2021