Р Е Ш Е Н И Е
г.Смоленск 25 июля 2022 года
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Иванов Д.Н. (<...>),
при секретаре Конюховой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника управления – начальника правового отдела № 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России по делу об административном правонарушении № 28/04/7.29.1-233/2022 от 25.02.2022,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление заместителя начальника управления – начальника правового отдела № 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России по делу об административном правонарушении № <данные изъяты> от 25.02.2022, указав, что в постановлении неверно указано время совершения правонарушения – 17.03.2021. Кроме того, он утвердил документацию о проведение аукционов в электронной форме, тогда как сами по себе запросы не входят в состав документации и не являются её приложением. Следовательно, отсутствует причинно-следственная связь между направлением запросов и утверждением документации. В оспариваемом постановлении неверно указано, что в его входит организация и контроль за деятельностью контрактной службы, в частности обеспечение надлежащего определения (обоснования) начальной (максимальной) цены контракта. Также ссылается на малозначительность правонарушения, поскольку своими действиями должностное лицо УФСИН России по Смоленской области не нарушило права третьих лиц, а также в его действиях отсутствуют какие-либо злоупотребления при осуществлении закупок, в частности, при формировании начальной максимальной цены контракта. Одновременно просит суд восстановить срок на подачу жалобы, ссылаясь на первоначальное обращение за судебной защитой 15.03.2022.
В судебном заседании защитник ФИО1 Семенова О.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель прокуратуры Смоленской области Старовойтова Н.Н. возражала против удовлетворения жалобы.
Заслушав доводы защитника, проверив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом государственного заказчика порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов.
Субъектами правонарушения в силу прямого указания законодателя являются должностные лица.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях и пр.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулируются нормами ФЗ РФ № 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В силу ст.3 названного закона определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта
Пунктом 1 ч.1 ст.64 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 24.02.2021 установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Часть 21 ст. 22 Закона о контрактной системе устанавливает, что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Согласно ч.4 ст.6 Закона о государственном оборонном заказе определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 105 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что государственными заказчиками государственного оборонного заказа при осуществлении закупок конкурентной продукции из числа указанной в подпункте «а» пункта 6 Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям, с учетом особенностей и в порядке, которые установлены пунктами 106 - 112 Положения.
Подпунктом «а» пункта 6 Положения предусмотрено, что государственное регулирование цен осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень продукции по государственному оборонному заказу. Указанный перечень продукции утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 976-р «Об утверждении перечня продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса)».
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе закупка проводится в рамках государственного оборонного заказа.
Объектом закупки является поставка генераторов зашумления по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок (далее - Товар).
Разделом 2 «Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта» документации об Аукционе установлено, что при расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В соответствии с пунктом 108 Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта определяется в следующем порядке:
а) государственный заказчик выбирает не менее 2 потенциальных поставщиков из числа организаций, производящих удовлетворяющую его требованиям продукцию, и включает их в перечень потенциальных поставщиков;
б) государственный заказчик направляет одновременно всем потенциальным поставщикам, включенным в перечень потенциальных поставщиков, одинаковые по содержанию запросы о цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика, по формам, устанавливаемым Федеральной антимонопольной службой по согласованию с отраслевыми органами и Министерством обороны Российской Федерации, и информацию о том, что при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта государственным заказчиком будут учитываться их предложения о цене на продукцию, поступившие в течение 20 рабочих дней со дня направления государственным заказчиком соответствующего запроса о цене.
По делу установлено, что приказом ФСИН России от 14.12.2018 № 996-лс ФИО1 назначен на должность первого заместителя начальника УФСИН России по Смоленской области с 17.12.2018.
На основании доверенности начальника УФСИН России по Смоленской области от 31.08.2020 № вн-36-128 ФИО1 уполномочен утверждать документацию о закупках и иные документы, связанные с реализацией положений Закона о контрактной системе при осуществлении закупок для нужд УФСИН России по Смоленской области.
24.03.2021 УФСИН России по Смоленской области (далее — Заказчик) в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку средств защиты информации от несанкционированного доступа для персональной электронно-вычислительной машины (номер извещения 0163100004021000008) (далее — Аукцион).
В целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчик направил в адрес пяти потенциальных поставщиков запросы (письма от 09.03.2021 №№ 69/ТО/20-2561, 69/ТО/20-2562, 69/ТО/20-2563, 69/ТО/20-25624,69/ТО/20-2565) и получил три ответа: коммерческое предложение от 10.03.2021 б/н от ООО «Славсервис-Связь», коммерческое предложение от 10.03.2021 б/н от ООО «ПИК», коммерческое предложение от 10.03.2021 № 375 от ООО «Русь-Телеком».
Согласно техническому заданию документации об Аукционе Товар предназначен для защиты информации от несанкционированного доступа, входит в Перечень (пункт 31. Системы, комплексы и средства информационной безопасности «кибербезопасность»), в связи с чем начальная (максимальная) цена контракта на него определяется в порядке, предусмотренном пунктом 105 Положения Постановления № 1465.
Как следует из имеющейся в материалах дела копии решения комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 06.12.2021 № П-213/21, при формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчик в нарушение подпункта «б» пункта 108 Положения при направлении запроса потенциальным поставщикам не использовал установленную ФАС России служебную форму.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают требования части 21 статьи 22 Закона о контрактной системе и подпункта «б» пункта 108 Положения.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в действиях ФИО1, допустившего нарушение требований части 21 статьи 22 Закона о контрактной системе и подпункта «б» пункта 108 Положения, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.29.1 КоАП РФ.
Согласно приказу УФСИН России от 14.08.2020 № 347 «О создании Контрактной службы УФСИН России по Смоленской области и признании утратившим силу приказа УФСИН России по Смоленской области от 14.04.2020 № 136» контроль за исполнением данного приказа оставлен за ФИО1
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях установление административной ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок направлено на предотвращение наступления существенной угрозы общественным отношениям в сфере охраны государственной собственности, нарушение которых препятствует расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок, развитию добросовестной конкуренции, эффективному и рациональному, производимому на основе принципов гласности, прозрачности, использованию бюджетных средств, приводит к невозможности достижения целей по предотвращению коррупции других злоупотреблений в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Совершенное ФИО1 правонарушение посягает на действующий правопорядок, единообразное применение закона, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, у него отсутствовали объективные препятствия для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что свидетельствует о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29.1 КоАП РФ.
Назначенное административное наказание не превышает предусмотренного санкцией данной статьи.
Оснований для признания совершенного деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, так как совершенное правонарушение посягает на регламентированный порядок осуществления закупок товаров для государственных нужд, обеспечивающий прозрачность осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, а также выявление объективно лучшего условия исполнения контракта
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не усматривается.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление заместителя начальника управления – начальника правового отдела № 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России по делу об административном правонарушении № 28/04/7.29.1-233/2022 от 25.02.2022 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Д.Н.Иванов
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи К.И.Киселев консультант общего отдела Ленинского районного суда г. Смоленска наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции ФИО2 (Инициалы, фамилия) 07.10.2022 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2022-003092-02
Подлинный документ подшит в материалы дела №12-364/2022
СПРАВКА:
Решение вступило в законную силу 30 сентября 2022 года.
Решением Смоленского областного суда от 30 сентября 2022 года постановление заместителя начальника управления – начальника правового отдела № 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России № 28/04/7.29.1-233/2022 от 25 февраля 2022 и решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 июля 2022 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29.1 КоАП РФ, вынесенные в отношении должностного лица ФИО1 - оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Семеновой О.В. – без удовлетворения.
Судья К.И.Киселев
Консультант ФИО2