Дело №12-365/2020РЕШЕНИЕпо жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Йошкар-Ола 23 июня 2020 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Речич Е.С.,
с участием защитника генерального директора ООО «ДСК № 5» Лебедева С.Л. – Ивановой Е.В.,
представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл ФИО18,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении в области долевого строительства № от 29 апреля 2020 года, вынесенное Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл по делу об административном правонарушении, которым
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, являющийся генеральным директором ООО «ДСК №», ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшийся,
привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл ФИО15№ от 29 апреля 2020 года Лебедев С.Л., как должностное лицо, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО12 обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обосновании жалобы указал, что ООО «Домостроительный комбинат №» (ООО «ДСК №») является застройщиком на территории Республики Марий Эл осуществляет строительство объекта «Многоквартирный жилой дом поз. № со встроенными помещениями многофункционального назначения на 1-ом этаже в м/р «Оршанский» г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл (II очередь строительства) блок секции в осях №», расположенном на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 8259 кв.м. по адресу: <...> (далее – объект), с привлечением денежных средств граждан. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 октября 2018 года № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» (далее – Приказ) утверждены Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее – Порядок) и Форма отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства (далее – Форма). В соответствии с п. 2, 5 Порядка застройщик предоставляет отчетность по Форме в контролирующий орган в сроки, предусмотренные Порядком. Органов исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Марий Эл является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл. ООО «ДСК № 5» представило в контролирующий орган в установленном порядке и по Форме заполненную отчетность за 2-й квартал 2019 года. Строительство объекта осуществляется на основании следующих документов: разрешение на строительство №№ от 13.07.2015 года, внесение изменений в разрешение на строительство №№ от 13.07.2015 года № RU№ от 24.10.2018 года, выданное администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола». В разрешении на строительство в установленном порядке неоднократно вносились изменения, в связи с невозможностью завершить строительство в сроки, ограниченные сроком действия разрешения на строительство. Частью 3 ст. 6 ФЗ № 214-ФЗ предусмотрено, что в случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном ГК РФ. В обязанность застройщика входит направление участнику долевого строительства соответствующей информации и предложение об изменении договора, которое оформляется дополнительным соглашением. Подписать и зарегистрировать соответствующее дополнительное соглашение – это право, не обязанность участника долевого строительства, которым он зачастую злоупотребляет, так как отсутствие соглашения дает право на взыскание неустойки. Наличие или отсутствие заключенного и зарегистрированного дополнительного соглашения не влияет на срок передачи объекту участнику долевого строительства, поскольку последнее зависит в первую очередь от срока окончания завершения строительства, который определен документом разрешением на строительство. Так, ООО «ДСК» при продлении срока действия разрешения на строительство, направляло соответствующие уведомления участникам долевого строительства, которые содержали предложение заключить дополнительное соглашение об изменении договора в части переноса срока ввода объекта в эксплуатацию. В случае, когда участник долевого строительства принимал предложение застройщика, с ним заключалось дополнительное соглашение об изменении срока ввода объекта в эксплуатацию и регистрировалось в установленном законом порядке. Так, в процессе строительства объекта сложилась ситуация, при которой у разных участников долевого строительства были заключены и зарегистрированы в установленном законом порядке дополнительные соглашения к договорам долевого участия в строительстве, которыми определены новые сроки ввода объекта в эксплуатацию, отличные от сроков, указанных в договорах долевого участия в строительстве. Наличие указанных дополнительных соглашений нельзя отрицать и не брать во внимание при заполнении отчетности застройщика, поскольку они зарегистрированы в установленном законом порядке и имеют юридическую силу. Так, дополнительные соглашения о переносе срока ввода объекта в эксплуатацию на IV квартал 2019 года были заключены со следующими участниками долевого строительства: ФИО2 (ДДУ №);ФИО3 (ДДУ №);ФИО4 (ДДУ №);ФИО5, ФИО6 (ДДУ №); ФИО7, ФИО8 (ДДУ №); ФИО9 (ДДУ №); ООО «Евробетон» (ДДУ №);ФИО10, ФИО11 (ДДУ №). Указанные дополнительные соглашения были зарегистрированы в установленном законом порядке в УФСГРКиК по РМЭ. Пункт 12 раздела IV «Примерный график реализации проекта строительства и обязательств по договорам» Формы отчетности содержит строки, подлежащие заполнению застройщиком, а именно: «Срок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства (дата): - предусмотренный договорами; -измененный (предусмотренный дополнительным соглашением)...» Форма, в некоторых позициях содержит сноски с пояснением к заполнению. Указанные выше строки поясняющих сносок не содержат. Указания на то, что измененные дополнительными соглашениями сроки указываются в отчетности только в случае заключения дополнительных соглашений со всеми участниками долевого строительства, не содержится. Исходя из смысла и содержания предложенных к заполнению форм, принимая во внимание реально сложившиеся обстоятельства, застройщик, при заполнении указанного пункта, руководствовался имеющимися подписанными и зарегистрированными в установленном порядке дополнительными соглашениями, поскольку, не указание при заполнении Формы указанных дополнительных соглашений, было бы искажением информации, так как дополнительные соглашения имеют место быть, их существование влечет возникновение прав и обязанностей у сторон. Как указано в обжалуемом Постановлении «на основании ч.1 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона о долевом строительстве срок передачи квартир считается измененным в случае подписания между застройщиком и дольщиком дополнительного соглашения к договору участия в долевом строительстве и государственной регистрации данного дополнительного соглашения». Однако указанные положения нормативных актов не содержат норму, определяющую и ставящую в зависимость наличие дополнительных соглашений со всеми участниками долевого строительства для признания существования дополнительных соглашений с отдельными участниками долевого строительства. Вопреки этому, ответчик содержание информации, подлежащей заполнению в пункте 12 раздела IV Формы поставил в зависимость от факта наличия заключенных дополнительных соглашений с каждым участником долевого строительства. То есть, по мнению ответчика сведения об измененных (предусмотренных дополнительными соглашениями) сроках передачи квартир дольщикам могут включаться в отчетность только в случае заключения дополнительных соглашений со всеми участниками долевого строительства. Следовательно, вышеизложенное свидетельствует, что ответчик необоснованно поставил в прямую зависимость наличие заключенных и зарегистрированных дополнительных соглашений со всеми участниками долевого строительства и возможность размещения в Форме отчетности информации о заключенных и зарегистрированных дополнительных соглашениях с отдельными участниками долевого строительства, посчитав размещение информации об имеющихся дополнительных соглашениях, подписанными не со всеми участниками долевого строительства, внесением недостоверных сведений в отчетность. В соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения означает, что не "удалось установить самого факта наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение. Отсутствует само деяние, которое можно было бы соотнести с какой-либо правовой нормой, отсутствует такой признак административного правонарушения, как противоправность. 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие). Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действие или бездействие вызвало нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности. Таким образом, учитывая выше изложенное, прошу суд: постановление заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл ФИО15 от 29.04.2020 № по делу об административном правонарушении в области долевого строительства отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание ФИО13 не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании защитник ФИО12 – Иванова Е.В. доводы и требования жалобы поддержала, суду пояснила аналогично изложенному в жалобе, указав, что измененный (предусмотренный дополнительным соглашением) срок передачи объектов долевого строительства (раздел 12 отчетности) был указан в связи с заключением дополнительных соглашений. Требование об указании измененного срока при наличии стопроцентного количества заключенных дополнительных соглашений к договорам долевого участия об изменении срока завершения строительства и срока передачи объекта участникам незаконно, поскольку неуказание измененного срока в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями приведет к искажению предоставленной информации и будет являться нарушением.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл ФИО18 с доводами жалобы не согласилась, считает постановление законным и обоснованным. Полагает, что в предоставленной отчетности (раздел 12) измененный срок передачи объектов должен быть указан лишь после заключения и регистрации дополнительных соглашений с дольщиками.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы дела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 октября 2018 года № 656/пр в отношении ООО «Домостроительный комбинат № 5» проведена проверка ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства за 3 квартал 2019 года.
В результате указанной выше проверки установлено, что ООО «Домостроительный комбинат № 5» является застройщиком объекта строительства: Многоквартирный жилой дом, расположенный на пересечении улиц Водопроводная и Первомайская 2-1 этап строительства, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл», указаны в отчетности за 3 квартал 2019 года сроки передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства (предусмотренные договорами), так и измененные сроки передачи данных объектов (установленные дополнительными соглашениями) – 31.12.2019 года. Первоначальный срок сдачи дома в эксплуатацию указанным разрешением был установлен до 31.12.2016 года, в последующем срок действия разрешения на строительство неоднократно продлевался по заявлениям застройщика: до 31.12.2019 года.
На основании ч. 1 ст. 452 ГК РФ, ст. 17 Закона о долевом строительстве срок передачи квартир считается измененным в случае подписания между застройщиком и дольщиком дополнительного соглашения к договору участия в долевом строительстве и государственной регистрации данного дополнительного соглашения.
По мнению административного органа, поскольку ООО «Домостроительный комбинат № 5» дополнительные соглашения (зарегистрированные в органах государственной регистрации) с каждым участником долевого строительства о переносе срока окончания строительства до 31.12.2019 гола, а также об установлении нового срока передачи объектов долевого строительства до 31.12.2019 года не заключались, соответственно застройщиком нарушен более на 6 месяцев первоначальный срок передачи квартир дольщикам, предусмотренный договорами участия в долевом строительстве. Несмотря на отсутствие заключенных с каждым из участников долевого строительства соответствующих дополнительных соглашений (прошедших государственную регистрацию), заведомо недостоверные сведения об изменении срока передачи квартир участникам долевого строительства застройщиком внесены в Отчетность за 3 квартал 2019 года.
Таким образом, поскольку ФИО12 является директором ООО «Домостроительный комбинат № 5», то ответственность за деятельность организации, а именно предоставлении информации, указанной в отчетности, не соответствующей действительности лежит на ФИО12
Однако с данным выводом согласиться нельзя.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что ООО «ДСК №5» при продлении срока действия разрешения на строительство, направляло соответствующие уведомления участникам долевого строительства, которые содержали предложение заключить дополнительное соглашение об изменении договора в части переноса срока ввода объекта в эксплуатацию. Дополнительные соглашения о переносе срока ввода объекта в эксплуатацию на IV квартал 2019 года были заключены с участниками долевого строительства. Только в том случае, когда участник долевого строительства принимал предложение застройщика, с ним заключалось дополнительное соглашение об изменении срока ввода объекта в эксплуатацию и регистрировалось в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл.
Отчетность ООО «ДСК№5» за II квартал 2019г. подана по форме, установленной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 656/пр от 12.10.2018 г. "Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства (далее Приказ N 565/пр).
В отчетности (п. 12 раздела IV «Примерный график реализации проекта строительства и обязательств по договорам») о сроках сдачи объекта долевого строительства в эксплуатацию первоначально указан срок сдачи объекта – IV квартал 2019 года.
Измененный (предусмотренный дополнительным соглашением) срок передачи объектов долевого строительства (раздел 12 отчетности) был указан – IV квартал 2019 года.
Полагаю, что требование об указании измененного срока при наличии стопроцентного количества заключенных дополнительных соглашений к договорам долевого участия об изменении срока завершения строительства и срока передачи объекта участникам незаконно, поскольку неуказание измененного срока в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями приведет к искажению предоставленной информации и будет являться недостоверной информацией.
Таким образом, сведения о внесении изменений в отчетность п. 12 раздела IV Формы ООО «Домостроительный комбинат № 5» внесены в установленном законом порядке и не должны ставить в зависимость от факта наличия заключенных соглашений с каждым участником долевого строительства.
При этом, как отмечено выше, заключение застройщиком дополнительного соглашения с дольщиками об изменении сроках передачи квартир является обязанностью застройщика для соблюдения требований ФЗ № 214-ФЗ, но не обязывают дольщиков к заключению указанного выше соглашения.
Кроме того, отсутствие однозначного нормативного регулирования порядка заполнения отчетности в случаях частичного заключения дополнительных соглашений к договорам долевого участия об изменении срока завершения строительства и срока передачи объекта участникам исключает возможность привлечение к ответственности общества.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, считаю, что постановление должностного лица подлежит отмене, производство по делу в отношении должностного лица – ФИО12 подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении в области долевого строительства № от 29 апреля 2020 года, вынесенное Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл по делу об административном правонарушении, которым генеральный директор ООО «Домостроительный комбинат №» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и наложении на него штрафа в размере 5000 рублей - отменить.
Производство по делу в отношении генерального директора ООО «Домостроительный комбинат №» ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десять суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.С. Речич