Судья Митькова Л.В. дело <---->
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 28 октября 2016 г.
судья Астраханского областного суда Хасанова М.М., при секретаре Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Росприроднадзора по Астраханской области на постановление Кировского районного суда г.Астрахани от 8 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном <----> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования «Козловский сельсовет»
установил:
5 июля 2016 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области в отношении администрации муниципального образования «Козловский сельсовет» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном <----> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Кировского районного суда г.Астрахани от 8 сентября 2016 года производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе Управление Росприроднадзора по Астраханской области ставит вопрос об отмене постановления судьи, поскольку вина администрации муниципального образования «Козловский сельсовет» в совершении административного правонарушения, предусмотренного <----> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашла свое подтверждение.
Выслушав представителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области Бадамшину А.Р., поддержавшую доводы жалобы, главу администрации муниципального образования «Колзловский сельсовет» Дюсембаева Р.У., возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления районного суда.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что основанием составление в отношении администрации муниципального образования «Козловский сельсовет» протокола об административном правонарушении, предусмотренном <----> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужил факт нахождения на территории муниципального образования «Козловский сельсовет» свалки твердых коммунальных отходов (Астраханская область, Володарский район, с.Козлово, ул.Школьная с географическими координатами: <---->, кадастровый участок: <---->).
Пробы почвы по указанному адресу имеют превышение фонового значения: водородный показатель в 0,99 раз; АПАВ в 2,32 раз; цинк в 1,34 раза; сухой остаток в 0,48 раз, азот нитратов в 1,48 раза.
Районный суд, рассматривая дело, пришел к выводу об отсутствии в действиях администрации муниципального образования «Козловский сельсовет» состава административного правонарушения, предусмотренного <----> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы районного суда являются верными.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 42 Земельного Кодекса Российской Федерации Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 8-П, определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года № 837-О, от 15 июля 2010 года № 931-О, от 5 марта 2013 года № 436-О, содержатся правовые позиции, в соответствии с которыми конституционная характеристика земли предопределяет адресованное всем участникам общественных отношений конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Земля, будучи объектом права собственности, одновременно является важнейшей и неотъемлемой частью природы (природным объектом), основой осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. При этом свободное владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами их собственниками не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу частей 1, 2, 2.1 статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.
К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Уставом муниципального образования «Володарский район» определено, что к вопросам местного значения Володарского района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 12 части 1 статьи 12).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного <----> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в совершении действий, связанных с уничтожением плодородного слоя почвы, а равно порчей плодородного слоя почвы в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами.
Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Только факт принадлежности земельного участка, на котором расположена свалка ТКО, муниципальному образованию, не может служить достаточным основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по <----> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях? поскольку в силу действующего законодательства с 1 января 2016 года полномочия сельских поселений и муниципальных районов в части сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов разграничены.
Районный суд обоснованно пришел к выводу, что доказательств, подтверждающих факт допущения администрацией муниципального образования «Козловский сельсовет» загрязнения и порчи земельного участка вследствие несанкционированного размещения отходов производства и потребления, либо ненадлежащего осуществления контроля за землепользованием и охраной окружающей среды, а также совершение действий или бездействий, направленных на порчу земли, не представлено.
При этом, районным судом приняты во внимание представленные администрацией муниципального образования «Козловский сельсовет» доказательства, указывающие о принятии всех необходимых мер по организации сбора и вывоза ТКО, с целью недопущения порчи земли, что опровергает выводы административного органа в части того, что администрацией муниципального образования «Козловский сельсовет» не были предприняты меры по охране земель, обеспечивающие надлежащее состояние земельных участков.
Таким образом, доводы жалобы не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения, поскольку не опровергают правильные выводы судьи об отсутствии в действиях администрации муниципального образования «Козловский сельсовет» состава административного правонарушения, предусмотренного <----> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства дела установлены судьей районного суда в полном объеме, исследованным доказательствам дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовых оснований для переоценки доказательств по делу, а также отмены судебного решения, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Кировского районного суда г.Астрахани от 8 сентября 2016 года оставить без изменения, жалобу Управления Росприроднадзора по Астраханской области – без удовлетворения.