ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-365/2021 от 19.11.2021 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 12 – 365/ 2021

УИД: 42RS0013-01-2021-001075-65

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово 19 ноября 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Кемерово Чулкова Н.А.,

рассмотрев ходатайство о восстановлении срока на обжалование и жалобу директора ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» ФИО1 на постановление заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России ### по Кемеровской области-Кузбассу ### от 21.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, решение исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления ФНС России по Кемеровской области-Кузбассу ### от 01.02.2021 об оставлении постановления без изменения, жалобы ФИО1 – без удовлетворения, суд

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Кемеровской области-Кузбассу ### от 21.12.2020 ЛИЦО_3 должностное лицо - директор ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Постановление ### от 21.12.2020 обжаловано в порядке ст. 30.1 КоАП РФ ФИО1 вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с решением исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления ФНС России по Кемеровской области-Кузбассу ЛИЦО_4### от 01.02.2021 обжалуемое постановление ### от 21.12.2020 г.оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

ФИО1 просит восстановить срок для обжалования постановления от 21.12.2020, так как оно обжаловалось вышестоящему должностному лицу и в Арбитражный суд; просит отменить постановление ### от 21.12.2020, так как основания для привлечения его к административной ответственности отсутствовали, указывает, что организация вправе предусмотреть в трудовом договоре с иностранцем выплату заработной платы наличными в соответствии с ч. 3 ст. 136 ТК РФ; законодательство не содержит норм, обязывающих иностранных сотрудников открывать счета в банке для получения зарплаты; иностранный работник обратился с заявлением о выплате ему заработной платы через кассу предприятия; выдача заработной платы иностранцу наличными не является нарушением законодательства; также просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФП, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» является субъектом малого предпринимательства, административное правонарушение совершено впервые, просит назначить административное наказание в виде предупреждения.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, о причинах неявки не сообщил,об отложении не ходатайствовал.

Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Кемеровской области-Кузбассу ЛИЦО_5 просила постановление заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Кемеровской области-Кузбассу ### от 21.12.2020 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, поддержав доводы возражений, представленных в письменном виде в суд, также представитель УФНС по Кемеровской области-Кузбассу ЛИЦО_6 просила решение исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления ФНС России по Кемеровской области-Кузбассу от 01.02.2021 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения, поддержав доводы возражений. При этом о восстановлении срока на обжалование не имели возражений.

Из представленных возражений следует, что поскольку выплата заработной платы иностранному гражданину – нерезиденту юридическими лицами – резидентами в наличной форме, минуя банковский счет, не допускается, так как в данном случае действует специальный закон - Ф З от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» такие операции являются незаконными валютными операциями; реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, так как работник является иностранным гражданином – нерезидентом; у работника имелся банковский счет, на который до ноября 2018 года заработная плата выплачивалась путем перечисления на личный счет; основания для освобождения ФИО1 от административной ответственности по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ, - в связи с малозначительностью правонарушения, отсутствуют, поскольку ФИО1 пренебрежительно отнесся к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования, которая находится под особой охраной государства; также отсутствуют основания для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку совершенное ФИО1 административное правонарушение посягает на экономическую безопасность государства, нарушает устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка как факторов развития национальной экономики. Назначенное наказание в виде административного штрафа является обоснованным и справедливым. Главный государственный налоговый инспектор контрольного отдела Управления ФНС России по Кемеровской области – Кузбассу ЛИЦО_5 поддержала отзыв, просила постановление заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Кемеровской области-Кузбассу ### от 21.12.2020, решение исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления ФНС России по Кемеровской области-Кузбассу № 45 от 01.02.2021 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Суд, выслушав участников процесса, изучив жалобу ФИО1, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 8 по Кемеровской области-Кузбассу ### от 21.12.2020 о назначении административного наказания получено ФИО1 лично.

Постановление ### от 21.12.2020 обжаловано ФИО1 в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Кузбассу, по результатам которого принято решение ### от 01.02.2021 об оставлении постановления без изменения, также ФИО1 обратился с заявлением об отмене постановления в Арбитражный суд Кемеровской области в соответствии с разъясненным в постановлении порядком его обжалования.

Согласно определения Арбитражного суда Кемеровской области от 24.02.2021 заявление ФИО1 возвращено как не подсудное Арбитражному суду.

15.03.2021 года ФИО1 обратился в Междуреченский суд, решением судьи Кемеровского областного суда от 21.06.2021 года решение Междуреченского суда по жалобе ФИО1 отменено в связи с нарушением правил подсудности.

Исходя из вышеизложенного, а также обязанности органов публичной власти обеспечивать гражданам, юридическим лицам условия для реализации их прав и свобод, в том числе и права на судебную защиту, заинтересованное лицо должно иметь возможность рассмотрения своего дела в суде.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что КоАП РФ не предусматривает обстоятельства, по которым причины пропуска срока на обжалование могут быть признаны уважительными, и в каждом случае данный вопрос разрешается с учетом конкретных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных ч2 ст.30.3 КоАП РФ оснований для восстановления ФИО1 пропущенного процессуального срока на обжалование постановления от 21.12.2020 года,в связи с чем, суд полагает, что процессуальный срок обжалования пропущен директором ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» ФИО1 по уважительной причине и подлежит восстановлению.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от **.**.**** № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно п.п. «а, б, в» п. 6, п.п. «а, б» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нерезиденты – это физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с п.п. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Случаи производства расчетов юридическими лицами – резидентами с физическими лицами – нерезидентами без использования банковских счетов в наличной валюте Российской Федерации предусмотрены ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В частности, согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Согласно обжалуемому постановлению заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 8 по Кемеровской области-Кузбассу ### от 21.12.2020 между ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» и ЛИЦО_2, являющимся иностранным гражданином (гражданин Республики Армения) и имеющим разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, заключен трудовой договор от 27.11.2017 ### с определением размера и сроков выплаты заработной платы.

ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» выплатило ЛИЦО_2 из кассы организации заработную плату в наличной форме в общей сумме 13 798, 00 рублей, что подтверждается расходно-кассовым ордером от 17.06.2019 ###, ведомостью ### от 10.06.2019 г.

На дату выплаты заработной платы иностранный гражданин ЛИЦО_2 не имел вида на жительство; у ЛИЦО_2 20.11.2017 открыт счет в банке ...###.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

В связи с чем, директор ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа на срок 20000 рублей.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что выдача заработной платы иностранцу наличными не является нарушением законодательства, так как порядок выплаты заработной платы наличными предусмотрен ч. 3 ст. 136 ТК РФ, являются несостоятельными, поскольку выплата заработной платы юридическим лицом-резидентом иностранному гражданину-нерезиденту является валютной операцией, значит действует специальный закон.

Порядок проведения валютных операций юридическими лицами – резидентами с иностранными гражданами-нерезидентами установлен Федеральным законом от **.**.**** № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которым выплата юридическим лицом заработной платы иностранному гражданину-нерезиденту наличными денежными средствами, минуя банковский счет в уполномоченных банках, не предусмотрена.

Указанное является нарушением валютного законодательства, за совершение которого предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, заместителем начальника Межрайонной ИФНС России ### по Кемеровской области-Кузбассу обоснованно сделан вывод о наличии в действиях директора ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Судом не установлены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» ФИО1, проверка соблюдения ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» валютного законодательства проведена в соответствии с главой 4 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 23.60 КоАП РФ, п. «б» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».

Решение исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления ФНС России по Кемеровской области-Кузбассу № 45 от 01.02.2021 вынесено уполномоченным должностным лицом с участием ФИО1, жалоба рассмотрена полно и всесторонне, решение мотивировано.

Обжалуемые решения содержат мотивированное обоснование невозможности применения при назначении наказания ст.2.9 КоАП РФ, ст. 4.1.1 ч.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении директора ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» ФИО1 к административной ответственности решение по жалобе на указанное постановление вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.( 2года)

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в минимальном размере в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, является справедливым и отвечает целям административного наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство директора ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» ФИО1 о восстановлении срока для обжалования постановления заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Кемеровской области-Кузбассу ### от 21.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, удовлетворить.

Восстановить срок для обжалования постановления заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Кемеровской области-Кузбассу ### от 21.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановление заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Кемеровской области-Кузбассу ### от 21.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении директора ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» ФИО1, решение исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления ФНС России по Кемеровской области-Кузбассу № 45 от 01.02.2021 оставить без изменения, жалобу директора ООО «ТРАНЗИТ ПЛЮС-М» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление(решение, определение) по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись