ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-366/18 от 07.11.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Краснов В.Б. дело № 12-366/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., рассмотрев 07 ноября 2018 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре жалобу Алексенцевой Г.А. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении руководителя временной администрации ПАО «...» Алексенцевой Г.А.,

установил:

постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04.09.2018 руководитель временной администрации ПАО «...» Алексенцева Г.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Оспаривая законность постановления судьи городского суда, Алексенцева Г.А. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Указывает, что представление запрашиваемой информации не в установленный срок в налоговый орган произошло не по ее вине, а по вине других должностных лиц ПАО «...» начальника Операционного управления Филиала ПАО «...» в г. Москве Ф. и начальника канцелярии Управления делами ПАО «...» Е.

Алексенцева Г.А., извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась.

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствии Алексенцевой Г.А.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В силу пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно пункту 3 статьи 86 Налогового кодекса РФ форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@ утвержден Порядок направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов (далее - приказ ФНС России от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@).

Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@, датой получения запроса налогового органа является для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата, указанная в уведомлении о вручении.

Обязанности, установленные частью 2 статьи 86 налогового кодекса РФ, исполняются кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации такой организации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а именно истребования при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года ЗАО «...» в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса РФ документов и информации у контрагента проверяемого лица - ОАО «...» МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в адрес ПАО «...» направлен запрос от <Дата обезличена><Номер обезличен> о представлении выписок по операциям на счетах ОАО «...» за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в отношении всех счетов, открытых Обществом в Банке с учетом информации филиалов Банка.

Запрос направлен на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, согласно приказу ФНС России от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@, в связи с отсутствием на <Дата обезличена> у налогового органа сведений о наличии у ПАО «...» электронного документооборота с Центральным Банком РФ, предусмотренного Положением Банка России от 06.11.2014 № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

В соответствии с положениями статьи 6.1 Налогового кодекса РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункты 6, 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ).

Запрос от <Дата обезличена><Номер обезличен> получен ПАО «...» <Дата обезличена>, что подтверждается уведомлением о вручении заказного почтового отправления <Номер обезличен>

Таким образом, выписки по операциям на счетах ОАО «...» за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в отношении всех счетов, открытых Обществом в Банке, с учетом информации филиалов банка, истребованные у ПАО «...», подлежали предоставлению в налоговый орган не позднее 24 часов <Дата обезличена>.

По состоянию на 00 часов 01 минуту <Дата обезличена> запрашиваемые налоговым органом банковские документы ПАО «...» представлены не были.

При этом по состоянию на <Дата обезличена> запись о ликвидации ПАО «...» в ЕГРЮЛ отсутствовала.

<Дата обезличена> сопроводительным письмом от <Дата обезличена><Номер обезличен> документы (банковские выписки по операциям на счетах налогоплательщика) направлены ПАО «...» в электронной форме (формат Excel) по телекоммуникационным каналам связи в адрес МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми.

Таким образом, ПАО «...» исполнил запрос МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 86 налогового кодекса РФ на 15 дней.

Также из материалов дела следует, что <Дата обезличена> приказом Банка России <Номер обезличен> у ПАО «...» отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения должностным лицом МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в отношении должностного лица ПАО «...» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административном правонарушении и проведения административного расследования.

В ходе проведения административного расследования налоговым органом установлено, что приказом Центрального банка РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> назначена временная администрация по управлению кредитной организацией ПАО «...», руководителем временной администрации назначена Алексенцева Г.А., главный экономист отдела по работе с ликвидируемыми кредитными организациями <Номер обезличен> Управления лицензирования деятельности и ликвидации кредитных организаций ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, не являющаяся сотрудником ПАО «...».

В связи с установленными обстоятельствами, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми определением об истребовании сведений от <Дата обезличена> у ГУ Банк России по Центральному федеральному округу истребованы сведения о должностном лице, исполнявшем обязанности руководителя временной администрации ПАО «...», в том числе за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Из представленных сведений ГУ Банк России по Центральному федеральному округу следует, что приказом Центрального банка РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> руководителем временной администрации ПАО «...» назначена Алексенцева Г.А., которая согласно приказу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о переводе работника на другую работу, выпискам из табеля учета рабочего времени <Дата обезличена>, исполняла обязанности руководителя временной администрации ПАО «...».

Согласно пункту 4 приказа Центрального банка РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> на период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации ПАО «...» приостановлены.

В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 183.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае приостановления полномочий исполнительных органов финансовой организации временная администрация исполняет полномочия исполнительных органов финансовой организации.

Руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией распределяет обязанности между ее членами и несет ответственность за ее деятельность (часть 2 статьи 189.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией несет ответственность не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, но и за деятельность временной администрации в целом в соответствии с федеральными законами.

Банком России 09.11.2005 № 279-П утверждено Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией, нормами которого регламентирован порядок назначения, организации, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией.

В соответствие с пунктом 5.3 Положения в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации руководитель временной администрации осуществляет полномочия, предусмотренные учредительными документами кредитной организации полномочия руководителя кредитной организации.

Согласно пункту 5.14. руководитель временной администрации осуществляет контроль и несет ответственность за соблюдение порядка регистрации и своевременным рассмотрением входящей корреспонденции (в том числе поступающей в форме электронного документа), анализирует содержание поступающих обращений и направляет в установленные сроки письменный ответ по существу поставленных в них вопросов. Обращения, по которым сроки исполнения не установлены, должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня их регистрации временной администрацией.

Оценив установленные по делу обстоятельства на предмет соблюдения порядка предоставления в рамках осуществления налоговым органом возложенных функций запрашиваемой информации, суд пришел к выводу, что не предоставление документов установленным способом образует состав вмененного Алексенцевой Г.А. административного правонарушения.

При этом, исходя из требований статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд пришел к выводу, что именно Алексенцева Г.А. как руководитель временной администрации ПАО «...» является субъектом правонарушения и несет установленную частью 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность. Будучи наделена организационно-распорядительными функциями, Алексенцева Г.А. как руководитель временной администрации ПАО «...» осуществляет непосредственное руководство всей деятельностью банка, обеспечивает контроль за деятельностью отделов управления, обеспечение соблюдения операционных процедур. Не обеспечив должный контроль за предоставлением испрашиваемой налоговым органом информации в установленном порядке, должностное лицо Алексенцева Г.А. допустила ее получение принимаемым лицом в неустановленном порядке, тем самым совершила вмененное и предусмотренное частью 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях правонарушение.

Факт нахождения Алексенцевой Г.А. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> на работе и исполнение обязанностей руководителя временной администрации ПАО «...» подтверждается табелями рабочего времени, приказом Центрального банка РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Учитывая то обстоятельство, что должностное лицо - руководитель временной администрации ПАО «...» Алексенцева Г.А., являясь лицом, ответственным за предоставление истребованных налоговым органом документов, не представила испрашиваемые документы в установленный требованиями части 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ срок, судья городского суда пришел к правильному выводу, что ее действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт совершения должностным лицом Алексенцевой Г.А. вменяемого административного правонарушения.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства судьей городского суда определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административном правонарушении.

Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, в деле не содержится, с жалобой заявителем не представлено.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса РФ об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

При таких обстоятельствах действия Алексенцевой Г.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы Алексенцевой Г.А. в жалобе о том, что предоставление запрашиваемой налоговым органом информации с нарушением сроков предоставления произошло при отсутствии вины с ее стороны, поскольку исполнение данных запросов налоговых органов возложено на начальника Операционного управления Филиала ПАО «...» Ф.., а получение входящей корреспонденции, ее регистрация и распределение по ответственным исполнителям в банке возложено на начальника канцелярии Еременко Е.., которая передала на исполнение указанный запрос с нарушением сроков, не являются основаниями для отмены оспариваемого постановления судьи городского суда.

Как следует из Положения об Управлении делами ПАО ...», Управление делами является самостоятельным структурным подразделением, в состав которой входят секретариат и канцелярия. Согласно пункту 4 Положения, Управление делами осуществляет прием корреспонденции, поступающей адрес банка и распределение документов по структурным подразделениям, регистрацию поступающих, отправляемых и внутренних документов, контроль за правильностью оформления документов. В соответствии с пунктом 7.1. Положения, для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных положением, Управление взаимодействует со всеми подразделениями банка по вопросам ведения делопроизводства, организации контроля и проверки исполнения документов, подготовки и предоставления документов, передачи внутренней корреспонденции. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение Управлением делами функций, предусмотренных положением, несет начальник.

Должностной инструкцией на начальника канцелярии Управления делами ПАО «...» (раздел 4) возложена обязанность по координации работы работников отдела, организации работы по регистрации и передаче в соответствующие структурные подразделения документов текущего делопроизводства.

Представление в налоговые органы в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в установленном порядке выписок по операциям на счетах налогоплательщиков в полномочия начальника канцелярии Управления делами ПАО «...» не входит, в связи с чем она не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно должностной инструкции начальник операционного управления филиала ПАО «...» в г. <Адрес обезличен> осуществляет контроль за оформлением документов в электронном виде при получении мотивированных запросов налоговых органов (пункт 4.7), осуществляет контроль за проведением проверки и обработки электронных документов, полученных в процессе электронного документооборота, не связанного с распоряжением денежными средствами (пункт 4.11), а также управляет персоналом подчиненного подразделения (пункт 4.33).

Таким образом, руководитель данного операционного управления является лицом ответственным за предоставление выписок по операциям на счетах Банка по запросам налогового органа.

Между тем, несвоевременное представление ответа на запрос налогового органа произошло по причине несвоевременного распределения почтовой корреспонденции по подразделениям Управлением делами ПАО «...», которое является самостоятельным структурным подразделением Банка.

Начальник канцелярии Управления делами ПАО «...» руководителю операционного управления филиала не подчиняется, в ее обязанности не входит контроль за ее деятельностью.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, именно Алексенцева Г.А., как руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией, является субъектом вмененного правонарушения, поскольку в ее должностные обязанности в соответствии с вышеприведенными нормами Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ и Положения Банка России от 09.11.2005 № 279-П входит организация в целом работы кредитной организации и ответственность за ее деятельность, а также непосредственный контроль за соблюдением порядка регистрации и своевременного рассмотрения входящей корреспонденции и направление ответов на обращения.

Доводы жалобы о неприменении к рассматриваемым правоотношениям пункта 5.3 Положения Банка России от 09.11.2005 № 279-П, поскольку Приказом Банка России от <Дата обезличена><Номер обезличен> на период деятельности временной администрации приостановлены полномочия исполнительных органов ПАО «...», при этом глава 5 Положения регламентирует организацию и порядок работы временной администрации при приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации, как до отзыва, так и после отзыва у кредитной организации лицензии подлежат отклонению. Наличие в Положении специальной главы 22, регулирующей особенности деятельности временной администрации, назначенной Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии, не исключает применение общих норм Положения в части неурегулированной данной главой.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 15.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу Алексенцевой Г.А. – без удовлетворения.

Судья - А.А. Голиков