ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-366/18 от 12.07.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

12 июля 2018 года г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,

с участием ФИО1, ее защитника Толиповой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела №12-366/2018 по жалобе ФИО1 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное мировым судьей <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

обжалуемым постановлением главный бухгалтер <данные изъяты> ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.

ФИО1 не согласившись с постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании заявитель и защитник доводы жалобы поддержали.

Проанализировав доводы жалобы, проверив с учетом требований части третьей статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные требования закона при производстве по делу мировым судьей в полной мере соблюдены.

Как следует из протокола об административном правонарушении главному бухгалтеру <данные изъяты> вменено совершение правонарушения, выразившегося в том, что годовая бюджетная отчетность <данные изъяты> за <данные изъяты> год содержала нарушения требований ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 146, 149, 150, 150.2 Инструкции №191н о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку в Отчете о движении денежных средств (ф. 05.03123) в строке <данные изъяты> гр. <данные изъяты> раздела <данные изъяты> «Изменение остатков средств» и строке <данные изъяты> раздела <данные изъяты> «Аналитическая информация по выбытиям» не была отражена сумма возврата задолженности прошлых лет в размере <данные изъяты> рубля, что является искажением отчетности на 100 процентов, то есть грубым нарушением.

Указанные нарушения квалифицированы как правонарушение, предусмотренное частью 1 статьей 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основания отнесения нарушений к грубым приведены в пункте 1 Примечания к названной статье. Грубым нарушением, в частности, является искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.

Мировой судья, исследовав материалы дела, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного правонарушения.

Вина ФИО1 подтверждается, в частности, протоколом об административном правонарушении, Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копиями годовой бюджетной отчетности и пояснительной запиской за <данные изъяты> г., направленными Министерством экономического развития Иркутской области в КСП Иркутской области для проведения внешней проверки, распоряжением о назначении ФИО1 на должность главного бухгалтера <данные изъяты>, должностным регламентом главного бухгалтера министерства.

Доводы заявителя о том, что сведения, приводимые в строке <данные изъяты> гр. <данные изъяты> раздела <данные изъяты> «Изменение остатков средств» и строке <данные изъяты> раздела <данные изъяты> «Аналитическая информация по выбытиям» Отчета о движении денежных средств, показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности не являются, основаны на неверном толковании действующего законодательства.

В соответствии с п. 146 Инструкции N 191н Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123) составляется и представляется получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета и содержит данные о движении денежных средств на счетах в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях Банка России, в кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, а также в кассе учреждения, в том числе средства во временном распоряжении, по состоянию на 1 июля, 1 января года, следующего за отчетным.

Анализ норм Инструкции N 191н о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и Инструкции N 33н о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, свидетельствует о том, что значения, приводимые в разных графах и строках форм отчетности, именуются законодателем показателями, поэтому относятся к показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности. На это, в частности, указывает содержание пунктов 148 и 149 Инструкции 191н в их взаимосвязи, из которых следует, что значения, распределяемые по графам и разделам отчета, именуются показателями, а эти показатели сформированы по видам. При этом утвержденная форма содержит расшифровку содержания графы 1 «Наименование показателя», соответственно, каждая строка отчета имеет соответствующее наименование, отличное от наименования иных срок, а значения этих строк в сумме или в разности образуют показатели иных срок.

Следовательно, отсутствие в строке <данные изъяты> и строке <данные изъяты> всей суммы, подлежащей отражению, является искажением показателя на 100 процентов, что относит это нарушение к грубым.

Пунктом 2 Примечания статье установлено, что должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в случае:

- исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Частью 9 названной статьи установлено, что утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК РФ).

В соответствии со статьей 264.5 БК РФ порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.

Порядок утверждения отчета об исполнении бюджета в Иркутской области регламентирован Законом Иркутской области от 23.07.2008 N 55-оз "О бюджетном процессе Иркутской области", в соответствии с которым Закон области об областном бюджете и годового отчет об исполнении областного бюджета рассматриваются и утверждаются Законодательным Собранием Иркутской области.

Из приведенных положений и иных положений Бюджетного кодекса РФ следует, что понятия бюджета, отчета об его исполнении и бюджетной отчетности законодателем не отождествляются, то есть бюджетная отчетность и годовой отчет об исполнении бюджета являются разными документами, составляемыми разными субъектами бюджетного процесса, при этом закон содержит положения только об утверждении годового отчета об исполнении бюджета (статья 39 Законом Иркутской области от 23.07.2008 N 55-оз), утверждение бюджетной отчетности Министерства экономического развития Иркутской области нормативно-правовыми актами Иркутской области не предусмотрено.

Соответственно, доводы заявителя о том, что ошибка была устранена до утверждения отчета, так же не основана на действующем законодательстве. Указанная ошибка имела место при направлении отчетности в Министерство финансов Иркутской области, которым отчетность принята, а ошибка была выявлена только при осуществлении внешней проверки.

При таких обстоятельствах положения п. 2 Примечания статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях к действиям привлекаемого лица не применимы.

Таким образом, доводы заявителя сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки должностного лица, а также к выражению несогласия с произведенной им оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, оснований для иной оценки доказательств судья не усматривает.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену постановления должностного лица, по делу не допущено.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим административному правонарушению, назначенным в строгом соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

То есть, оснований для удовлетворения жалобы ФИО1 и отмены постановления мирового судьи, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения, постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьей <данные изъяты> – без изменений.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в порядке ст. 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья: С.В. Почепова