Дело №12-9/2022
УИД 76RS0017-01-2021-002796-48
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль «21» января 2022 года
Судья Ярославского районного суда Ярославской области Патрунов С.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Потаповой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
30.07.2021 главным государственным инспектором Ярославского и Некрасовского районов Ярославской области по пожарному надзору ФИО1 вынесено постановление №154, которым МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, учреждению назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно Постановлению №154, установлено, что в период с 12.07.2021 по 23.07.2021 проведена плановая выездная проверка, предметом которой являлось соблюдение МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР требований пожарной безопасности по адресу: <адрес>. Выявлены нарушения Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ (далее - ППР в РФ), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479), НПБ 110-03, а именно:
1) Не обеспечена безопасная эвакуация людей - отсутствует световой указатель «выход» над дверью эвакуационного выхода из помещения зала на 2-м этаже (ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.3 СП 3.13130.2009, «световые оповещатели «выход» следует устанавливать: в зрительных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а так же в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек — над эвакуационными выходами, над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону; в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей», п. 23 ППР РФ «при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
2) Не обеспечена безопасная эвакуация людей - отсутствует световой указатель «выход» над дверью эвакуационного выхода из помещения столовой на 1-м этаже (ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.3 СП 3.13130.2009, п.23 ППР);
3) Не обеспечена безопасная эвакуация людей из лестничной площадки на 2-м этаже (над дверью помещения класса, где нет второго эвакуационного выхода, а расположен выход на пожарную лестницу (помещение №1 по плану БТИ 1993 года) установлено табло «выход». Здание выстроено по проекту детского сада «Росинка», приемка в эксплуатацию школы на 240 уч. в 1989 году (ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.3 СП 3.13130.2009, п.23 ППР в РФ);
4) Не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещения коридора на 2-м этаже (выход на площадку лестничного марша менее ширины лестничной площадки, частично имеется перепад высот (ступень марша) по плану БТИ помещение 6 - метод кабинет) (ч.3,4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 23 ППР в РФ, п.4.1.3, п.4.3.4 СП 1.13130.2009);
5) Не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещения класса на 2-м этаже (выход на площадку лестничного марша менее ширины лестничной площадки, частично имеется перепад высот (ступень марша) по плану БТИ помещение 1 — учебный класс) (ч.3,4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 23 ППР в РФ), п.4.1.3, п.4.3.4 СП 1.13130.2009;
6) Двери, выходящие на лестничную клетку 2-го этажа, в открытом положении уменьшают расчетную ширину лестничной площадки (п. 23 ППР в РФ, п. 8.15 СП 1.13130.2009);
7) Не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещения общего коридора, соединяющего лестничные клетки на 1-м этаже и включающего выход из столовой (ширина эвакуационного пути при двустороннем открытии дверей менее нормативной — менее 1 м 20 см составляет 30 см) (п. 23 ППР в РФ, п.4.3.3, п. 4.3.4. СП 1.13130.2009);
8) Не соответствует нормативному уровень сигнала СОУЭ в кабинете учителя физкультуры, чем нарушен п.54 ППР в РФ (заключение №42/172021 о работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);
9) Аппаратура АУПС не формирует сигнал на отключение вентсистемы в пищеблоке, чем нарушен п.42 ППР в РФ, п.7.1.3, 7.7.3 СП 484.1311500.2020 (заключение №42/Г/2021 о работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);
10) Не оборудовано АУПС помещение кабинета информатики, чем нарушен табл. 3 СП 486.1311500.2020 (заключение №42/172021 о работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), п. 4 НПБ 110-03;
11) Не обеспечено автоматическое открывание электрозамков дверей эвакуационных выходов из здания при срабатывании АУПС здания (заключение №42/172021 о работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), п.5 ч.1 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 26 ППР в РФ.
МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР обратилось с жалобой на указанное постановление по делу об административном правонарушении, просило его отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В жалобе указало, что МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР является бюджетным учреждением, поэтому самостоятельно решать вопрос о распределении денежных средств не может. Все выявленные нарушения требуют огромных финансовых затрат. Ряд нарушений устранить собственными силами на сегодняшний день не получается, так как они связаны с конструктивными элементами зданий, которые были спроектированы еще в 1979 году, когда действовали иные требования и нормы пожарной безопасности. Работы по установке АУПС проводились по муниципальному контракту, заключённому в результате электронного аукциона, по которому был проведен также технический надзор, где специалисты организации, обладающие специальными познаниями, выдали заключение о том, что система АУПС соответствует установленным правилам и требованиям пожарной безопасности. Еще до вынесения постановления о выявлении нарушений законодательства в области пожарной безопасности МОУ ФИО2 им. К.Д. Ушинского ЯМР неоднократно обращалось к учредителю с письмами о выделении денежных средств для устранения нарушений, но на сегодняшний день ситуация не изменилась. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины, которая является обязательным признаком совершения административного правонарушения, как следствие, отсутствует состав административного правонарушения.
Также МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с указанной жалобой. В обоснование ходатайства указано, что жалоба изначально была подана в Арбитражный суд Ярославской области, так как в обжалуемом постановлении был разъяснен именно такой порядок обжалования. МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР о том, что жалоба Арбитражным судом Ярославской области возвращена, уведомлено не было, узнало об этом из информации, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ярославской области только 22.10.2021.
В судебном заседании защитник МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР ФИО3 доводы жалобы поддержала по указанным основаниям.
Главный государственный инспектор Ярославского и Некрасовского районов Ярославской области по пожарному надзору ФИО1 против восстановления срока на обращение в суд не возражал. Считал жалобу не подлежащей удовлетворению, указав, что состав правонарушения имеется, обстоятельства, на которые ссылается защитник, учтены при определении размера административного штрафа.
Заслушав участников процесса, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Срок на подачу жалобы на Постановление №154 от 30.07.2021 пропущен. Указанный срок подлежит восстановлению, так как пропущен по уважительной причине. Так, из Постановления №154 от 30.07.2021 следует, что МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР было разъяснено право на его обжалование в арбитражный суд. 05.08.2021 МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о его оспаривании (л.д. 6), оно было возвращено определением суда от 12.08.2021. Доводы о том, что о вынесенном определении МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР узнало только 22.10.2021 из информации, размещенной на сайте суда, материалами дела не опровергаются. В последующем жалоба подана в Ярославский районный суд Ярославской области 25.10.2021, то есть в разумный срок, не превышающий 10 дней. Соответственно, срок на подачу жалобы на указанное постановление по делу об административном правонарушении подлежит восстановлению.
При рассмотрении дела по существу установлено, что фактическое наличие вышеперечисленных нарушений защитником МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР не оспаривается. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении АА №154 от 23.07.2021, актом выездной проверки №85 от 23.07.2021.
Защитник ссылается на отсутствие вины МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР в указанных нарушениях.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР имело возможность не допустить вышеуказанные нарушения №№1-3, 8-11, однако, не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению вышеуказанных требований Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ППР в РФ. МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР имело возможность самостоятельно или с помощью привлеченных организаций осуществлять мониторинг выполнения обязательных требований в области пожарной безопасности на территории учреждения. Доказательств того, что МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР приняло все зависящие от него меры к этому, не предоставлено. Объективных обстоятельств, исключающих возможность соблюдения указанных правил, не имелось и не имеется.
В Постановлении №154 от 30.07.2021 указано (с чем судья соглашается), что МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР имело возможность установить световые указатели «выход», демонтировать табло «выход» у выхода, не являющегося эвакуационным, провести наладку СОУЭ, установить новое оборудование СОУЭ, осуществить монтаж датчиков пожарной сигнализации.
Ссылки на то, что монтаж АУПС проводился на основании муниципального контракта, осуществлен технический надзор, выдано заключение о том, что система АУПС соответствует установленным правилам и требованиям пожарной безопасности, судом не принимаются, так как указанные доводы голословны, такое заключение не предоставлено. При этом суд учитывает, что соответствие АУПС установленным требованиям на момент монтажа не означает ее работоспособности на момент выявления правонарушения.
Ссылки на недостаточность финансирования как на обстоятельство, исключающее вину, судом не принимаются. Недостаточное финансирование не является основанием для невыполнения нормативно установленных требований. Допущенные учреждением нарушения норм пожарной безопасности могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей в помещениях образовательного учреждения. В оспариваемом постановлении правомерно указано, что отсутствие денежных средств не предусмотрено в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
В то же время суд не соглашается с доводами о наличии нарушений со стороны МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР п. 4.1.3, п.4.3.4 СП 1.13130.2009 (нарушения №№4-7). "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" признан утратившим силу Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194, которым утвержден новый свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Соответственно, МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР не обязано было выполнять требования СП 1.13130.2009, не действовавшего на момент проверки, составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления. Кроме того, в Постановлении №154 в отношении указанных нарушений не отражена возможность (варианты) устранения указанных нарушений МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР с учетом того, что здание выстроено по проекту детского сада «Росинка», а из пояснений защитника МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР следует, что какой-либо реконструкции помещений не осуществлялось.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Соответственно, суд считает необходимым изменить постановление по делу об административном правонарушении №154 от 30.07.2021, исключив из него указание на вышеуказанные нарушения №№4-7.
Оснований для иного решения судья не усматривает. Обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено учреждению в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с применением норм частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Обстоятельств, которые в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 2.9, ст. 24.5 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления с прекращением производства по делу об административном правонарушении, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
1. Восстановить МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении №154 от 30.07.2021, вынесенное главным государственным инспектором Ярославского и Некрасовского районов Ярославской области по пожарному надзору ФИО1, которым МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР назначено наказание по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75 000 руб.
2. Исключить из постановления по делу об административном правонарушении №154 от 30.07.2021, вынесенного главным государственным инспектором Ярославского и Некрасовского районов Ярославской области по пожарному надзору ФИО1, указание на допущение МОУ Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского ЯМР следующих нарушений:
- не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещения коридора на 2-м этаже (выход на площадку лестничного марша менее ширины лестничной площадки, частично имеется перепад высот (ступень марша) по плану БТИ помещение 6 - метод кабинет) (ч.3,4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 23 ППР в РФ, п.4.1.3, п.4.3.4 СП 1.13130.2009);
- не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещения класса на 2-м этаже (выход на площадку лестничного марша менее ширины лестничной площадки, частично имеется перепад высот (ступень марша) по плану БТИ помещение 1 — учебный класс) (ч.3,4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 23 ППР в РФ), п.4.1.3, п.4.3.4 СП 1.13130.2009;
- двери, выходящие на лестничную клетку 2-го этажа, в открытом положении уменьшают расчетную ширину лестничной площадки (п. 23 ППР в РФ, п. 8.15 СП 1.13130.2009);
- не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещения общего коридора, соединяющего лестничные клетки на 1-м этаже и включающего выход из столовой (ширина эвакуационного пути при двустороннем открытии дверей менее нормативной — менее 1 м 20 см составляет 30см) (п. 23 ППР в РФ, п.4.3.3, п. 4.3.4. СП 1.13130.2009).
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения копии в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области.
Судья С.Н. Патрунов