ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
№ 12-367/2022
г. Уфа 20 июня 2022 г.
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф.,
при секретаре судебного заседания Даминовой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан ФИО2 на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 г. заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее – заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 г., заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО2 подал в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности судебного акта.
Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО2, врио руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО3 на рассмотрение жалобы не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании защитники заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО2 ФИО4 и ФИО5 жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель Прокуратуры Республики Башкортостан Банников К.И. просил отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
На основании п. 1 ст. 22, ст. 24 и п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
По смыслу ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 4 ст. 10 Закона о прокуратуре определено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой Республики Башкортостан в рамках исполнения подпункта 2.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в 4 квартале 2021 г. организована проверка по исполнению законов администрацией лечебно-профилактического учреждения – ФКЛПУ РБ УФСИН России по Республике Башкортостан.
В этой связи 08 ноября 2021 г. в адрес руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ заместителем прокурора республики направлено требование о выделении специалистов, в том числе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» для отбора проб пищи, проведения замеров освещенности и температурного режима и отборов проб пищи на соответствие веса порции, калорийности, массовой доле жира, массовой доле сухих веществ, массовой доле белка и углеводов, общей калорийности, физико-химических показателей готовых блюд и предоставления информации о выявленных нарушениях действующего законодательства в срок не позднее 15 ноября 2021 г.
На момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (02 декабря 2021 г.) специалист для отбора проб пищи, замера освещенности и температурного режима в ФКЛПУ РБ УФСИН России по Республике Башкортостан не выделен, в адрес прокуратуры республики 11 ноября 2021 г. за подписью заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО2 направлен ответ об отказе в проведении мероприятий, указанных в требовании прокуратуры республики, и о проведении санитарно-эпидемиологического обследования ФКЛПУ РБ УФСИН России по Республике Башкортостан специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО2 к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
С постановлением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из материалов дела, 19 октября 2021 г. в адрес Управления Роспотребнадзора по РБ поступил запрос от 18 октября 2021 г. № 17-15-2021 о выделении специалистов и проведении отбора проб продуктов на соответствие веса порции, калорийности, массовой доле жира, массовой доле сухих веществ, массовой доле белка и углеводов, общей калорийности, физико-химических показателей готовых блюд в ФКЛПУ РБ УФСИН России по Республике Башкортостан.
08 ноября 2021 г. направлено письмо (требование) от 08 ноября 2021 г. №... о необходимости проведения отбора проб пищи, замеров освещенности температурного режима в ФКЛПУ РБ УФСИН России по Республике Башкортостан.
В соответствии с запросом, по поручению Управления Роспотребнадзора по РБ, специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» проведено санитарно-эпидемиологическое обследование пищеблока ФКЛПУ РБ УФСИН России по Республике Башкортостан, акт обследования от 27 октября 2021 г. направлен в прокуратуру Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
Согласно пп. 3 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляется на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.
Пунктом 4 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1100, установлено, что государственный контроль (надзор) осуществляют следующие органы государственного контроля (надзора):
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, за исключением государственного контроля (надзора), осуществляемого органами государственного контроля (надзора), указанными в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
б) Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы - в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
в) подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, Управления делами Президента Российской Федерации, их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также их государственные учреждения на объектах указанных федеральных органов исполнительной власти;
г) федеральные государственные учреждения, подведомственные Федеральным органам исполнительной власти, указанным в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, в случаях, предусмотренных ст. 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Федеральная служба исполнения наказаний входит в систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на объектах уголовно-исполнительной системы.
Согласно пунктов 5, 7 Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста РФ от 06 июня 2006 г. № 205, деятельность ФСИН России, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор в уголовно-исполнительной система, обеспечивают федеральные государственные учреждения санитарно-гигиенического профиля и иные организации, подведомственные ФСИН России.
Непосредственное обеспечение Госсанэпиднадзора на объектах уголовно-исполнительной системы осуществляют учреждения:
- федеральное государственное учреждение здравоохранения «Главный центр гигиены и эпидемиологии» ФСИН России;
- федеральные государственные учреждения здравоохранения «Центры гигиены и эпидемиологии» территориальных органов ФСИН России и их филиалы;
- другие организации, учреждения и подразделения санитарно-гигиенического профиля.
В Республике Башкортостан обеспечение Госсанэпиднадзора на объектах уголовно-исполнительной системы осуществляет «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России.
Управление Роспотребнадзора по РБ и прокуратура Республики Башкортостан в соответствии положениями и полномочиями осуществляет взаимодействие по вопросам организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе должностные лица Управления Роспотребнадзора по РБ, привлекаются к проведению базовых прокурорских проверок, а также проводят контрольные (надзорные) мероприятия по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий Управления Роспотребнадзора по РБ для выполнения работ, оказания услуг привлекается ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», Устав которого утвержден приказом Роспотребнадзора от 18 марта 2011 г. № 252.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в соответствии с государственным заданием, которое ежегодно и в перспективе на 3 года утверждается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, для обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по РБ выполняет за счет средств федерального бюджета определенный перечень работ, услуг, в т.ч. проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.
Количественные показатели указанной государственной услуги (работы) и объемы (размеры) выделяемых для этих целей средств федерального бюджета утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федерального государственного учреждения, установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
В соответствии с пунктами 2, 8 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, определено, что государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения, с учетом предложений федерального государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей федерального государственного учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения федеральным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году.
Государственное задание формируется на оказание государственных услуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности федеральных государственных учреждений, содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее - общероссийские базовые перечни), и федеральных перечнях (классификаторах) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - федеральные перечни), утвержденные федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется путем предоставления субсидий в течение финансового года.
Объем выделяемых субсидий не предусматривает их использование на выполнение иных работ кроме утвержденного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике ФИО1» государственного задания на обеспечение деятельности Управления Роспотребнадзора по РБ.
Основными видами деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» и выделяемыми для этих целей из федерального бюджета средствами не предусматривается и является необоснованным и незаконным проведение лабораторных исследований, испытаний не для целей обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по РБ, что приводит к нецелевому использованию выделяемого бюджета.
Согласно разъяснений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека необходимо при организации и проведении подведомственными Роспотребнадзору организациями инструментальных исследований, отбора проб (образцов) и их исследования, могут быть реализованы исключительно в пределах состава и затрат, предусмотренных для выполнения государственного задания и требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений финансового обеспечения выполнения государственного задания».
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО2 последовательно отрицалась виновность привлекаемого к административной ответственности лица в совершении вменяемого административного правонарушения, с указанием, в частности, на то, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы не наделены полномочиями осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах ФСИН.
Эти доводы подтверждаются содержанием письма от 11 ноября 2021 г. №... на №... от 08 ноября 2021 г. за подписью заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО2, поступившего в Прокуратуру Республики Башкортостан 15 ноября 2021 г. в 06 час. 54 мин. на имя заместителя прокурора Республики Башкортостан ФИО.
Однако, приведенные доводы надлежащую оценку при рассмотрении данного дела не получили, из чего следует, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судом первой инстанции, в производстве которого находилось данное дело, не приняты.
Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в действиях заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО2 подлежит отмене, производство по данному делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан ФИО2 отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан ФИО6
Справка: судья Багаутдинов Т.Р.