ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-367/2022 от 24.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0018-01-2022-002360-73

№12-367/2022

Р Е Ш Е Н И Е

24 мая 2022 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Захаровой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «РВК-Орск» на постановление и представление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования О.В.N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РВК-Орск»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования О.В.N от ... общество с ограниченной ответственностью «РВК-Орск» (далее - ООО «РВК-Орск») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 190 000 рублей.

Представлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республики Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования О.В.N, от ... ООО «РВК-Орск» обязано принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению выявленных нарушений, а именно: усилить контроль руководящего состава за работой подчиненных; провести разъяснительную работу среди работников предприятия, ответственных за соблюдением природоохранного законодательства о недопустимости совершения указанных нарушений.

Не согласившись с указанными постановлением и представлением, ООО «РВК-Орск» обратилось с жалобой в Ленинский районный суд г. Оренбурга, в которой просит постановление и представление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «РВК-Орск» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В силу требований статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд. Рассмотрение и разрешение такой жалобы осуществляется судом в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ. В соответствии с положениями пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Объективную сторону правонарушения по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ образует несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух.

Федеральным законом от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) дается определение - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно ч.1 ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

С 1 января 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» внесены изменения в части нормирования в области охраны окружающей среды, включая технологическое нормирование исходя из технологических показателей НДТ.

Юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, разрабатываются технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологические показатели НДТ.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно п. 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 10 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, комплексное экологическое разрешение содержит, кроме прочего, нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ.

Согласно п. 11 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, комплексное экологическое разрешение, выдаваемое для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где реализуются программы повышения экологической эффективности, дополнительно может содержать временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Согласно п.п.16-19 постановления Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. № 2055 для получения разрешения на выбросы юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:

полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения объекта и его отдельных производственных территорий;

информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

наличие положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам.

Для установления разрешением на выбросы нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели могут направлять соответствующие документы и заявление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В соответствии счастью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ допускается выдача и переоформление разрешений на выбросы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений, в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона №219-ФЗ.

Из материалов дела следует, в период с ... по ... в отношении ООО «РВК-Орск» проведено административное расследование.

Определением Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ... возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N в отношении ООО «РВК-Орск», по итогам которого составлен протокол по делу об административном правонарушении N.

В ходе проведения административного расследования установлено следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «РВК-Орск» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность с ..., основным видом деятельности является забор, очистка и распределение воды.

ООО «РВК-Орск» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным решением единственного учредителя ООО «РВК-Орск» от ...N.

Согласно Уставу ООО «РВК-Орск» осуществляет следующие виды деятельности: забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод, ремонт машин и оборудования, иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

На основании концессионного соглашения, заключенного с администрацией города Орска от ... общество осуществляет водоснабжение и водоотведение г.Орска.

Постановлением администрации г. Орска N-п от ... ООО «РВК-Орск» определена гарантирующей организацией для централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО «город Орск».

Согласно концессионному соглашению от ... общество обязуется за свой счет, в сроки и условиях, указанных в соглашении обеспечить мероприятия по созданию или реконструкции объекта соглашения, осуществлять деятельность по водоснабжению и водоотведению, осуществлять модернизацию или замену устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием.

Как установлено в ходе проверки, ООО «РВК-Орск» обслуживает 577 кв. водопроводных и 372 кв. канализационных сетей, 113 артезианских скважин, 9 водопроводных насосных станций, 3 очистных сооружения, а также услугами общества пользуются физические и юридические лица.

В перечень объектов негативно воздействующих на окружающую среду (далее - НВОС) включен комплекс цеха биологической очистки сточных вод, расположенный ...

Указанный объект согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ...N относится к объектам НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), является объектом 1 категории, присвоен код объекта – NП.

До передачи объекта по концессионному соглашению ООО «РВК-Орск» - ..., он эксплуатировался ООО «...».

В соответствии со ст. 11 Федерального закона №ФЗ-219, ст. 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников объекта 1 категории НВОС осуществляются при наличии: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при установлении лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе проверки установлено, что ООО «РВК-Орск» в период с ... по ... осуществляло свою деятельность в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «РВК-Орск» с ... включено в указанный Реестр как микропредприятие.

Основанием для привлечения ООО «РВК-Орск» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от ... выводы о том, что обществом, являющимся лицом, ответственным за организацию природоохранной деятельности, в нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 года №219-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2022 года №7-ФЗ, не выполнена обязанность по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух.

Фактические обстоятельства вменяемого ООО «РВК-Орск» административного правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушением N от ...; определением о возбуждении дела об административном правонарушении N от ...; учредительными документами общества; заявками о постановке объекта, оказывающего НВОС на государственный учет; протоколом осмотра и отбора проб от ...; решением о предоставлении водного объекта в пользование от ...; концессионным соглашением; постановлением N от ...; представлением N от ... и другими представленными в материалы дела доказательствами.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ и подлежащего применению законодательства в области охраны окружающей среды, действующего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности.

Указанные доводы, на которые ссылался заявитель в жалобе на постановление должностного лица, были учтены и рассмотрены должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ООО «РВК-Орск» обоснованно привлечено к административной ответственности, его действия правильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Основания для прекращения производства по настоящему делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения отсутствуют, поскольку имеющаяся в материалах дела совокупность доказательств подтверждает факт совершения ООО «РВК-Орск» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В соответствии с частью 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Представление по своей природе является процессуальным решением, адресованным конкретным лицам и содержащим обязательные требования, за невыполнение которых указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 19.5 или статье 19.6 КоАП РФ, и безусловно, затрагивает права и свободы граждан и законные интересы лиц, в адрес которых они вынесены.

Причины и условия совершения административного правонарушения в силу статьи 26.1 КоАП РФ относятся к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по каждому делу об административном правонарушении, соответственно, они должны быть отражены в постановлении.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, фактически обжалуются путем подачи жалобы в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на вынесенное постановление, могут быть рассмотрены вместе с таким постановлением и отмена последнего, в случае признания незаконным, исключает необходимость выполнения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Материалами дела установлено, что наряду с постановлением от ..., которым юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа, в адрес Общества вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что представление является неразрывно связанным с делом об административном правонарушении по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ и подлежит оценке при рассмотрении вопроса о совершении юридическим лицом административного правонарушения в соответствии с положениями КоАП РФ.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что указанное представление соответствует требованиям закона, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, является мотивированным, в нем приведены выводы, изложенные в оспариваемом постановлении, а также указано на обязанность общества принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, состав которого в действиях Общества административным органом доказан.

Между тем согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «РВК-Орск» с ... включено в указанный Реестр как микропредприятие.

Учитывая статус юридического лица, неисполнение назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы, положения ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ, улучшающей правовое положение лица (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ), характер допущенных нарушений, следует изменить постановление должностного лица в части наказания и назначить ООО «РВК-Орск» наказание по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в размере в размере, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования О.В.N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РВК-Орск» - изменить, назначив обществу с ограниченной ответственности «РВК-Орск» наказание по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Представление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республики Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования О.В.N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РВК-Орск» - оставить без изменения.

Жалобу общества с ограниченной ответственностью «РВК-Орск» – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня получения копии решения.

Судья: подпись О.А. Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь: