ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3682/2021 от 16.12.2021 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 12-3682/2021 (публиковать)

УИД 18RS0002-01-2021-010240-40

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

«16» декабря 2021 года г. Ижевск

Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Фокина Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Пономарева А.Ю. на постановление заместителя управляющего Отделением -Национальным банком по УР Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ от 20.10.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7.3 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Пономарев А.Ю. в порядке гл. 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (КоАП РФ) обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем управляющего отделением Национальным банком по УР Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ от 20.10.2021 года делу об административном правонарушении по ст. 19.7.3 ч. 1 КоАП РФ. В жалобе просит постановление № ТУ-94-ДЛ-21-6882 от 20.10.2021 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Свои требования мотивирует тем, что постановление является незаконным и подлежит отмене. АО «Датабанк» является кредитной организацией, осуществляет в том числе, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. В соответствии с п. 1.1 обязанная организация должна получать от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России посредством личного кабинета. Запрос Банка России № Т4-26-7/17934 от 04.08.2021 года о необходимости представления в срок до 20.08.2021 года информации в целях комплексной оценки деятельности Банка на рынке ценных бумаг размещен Заинтересованным лицом (Банк России) в личном кабинете 04.08.2021 г. в 12 часов 55 минут. Выгрузка запроса и принятие его в работу осуществлена Банком лишь 03.09.2021 г. Несвоевременная выгрузка Запроса была вызвана значительной нагрузкой на работников подразделения Банка, ответственного за контроль работы личного кабинета в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекцией. Согласно штатному расписанию в данном подразделении в период с 01.08.2021 года находилось 9 человек. Фактически деятельность непосредственно в канцелярии в период с 03.08.2021 года по 06.08.2021 года осуществляли лишь двое работников, поскольку трое офис-консультантов в должностные обязанности которых входит контролирование клиентов в офисах Банка, осуществляют трудовую деятельность за пределами канцелярии, главный специалист и специалист работают дистанционно в целях обеспечения непрерывности деятельности канцелярии в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, ведущий специалист в указанный период был временно переведен в управление делами и осуществлял работу в приемной в связи с увольнением секретаря. В связи с изложенным, а также в связи со значительным количеством писем, поступивших в Банк через личный кабинет в период с 04.08.2021 года по 06.08.2021 г. и возможностью доступа к личному кабинету работников иных подразделений Банка, запрос был обнаружен и перенаправлен заведующим канцелярией непосредственно исполнителю запроса несвоевременно и лишь 03.09.2021 г. Ответ на запрос был подготовлен и загружен в личный кабинет в максимально короткий срок – 10.09.2021 г. При этом ответ содержал указание на то, что бизнес на рынке ценных бумаг не является основным направлением деятельности Банка, а является дополнительной услугой, предлагаемой ключевым, состоятельным клиентам в рамках действующих условий обслуживания, а также не отсутствие: деятельности по инвестиционному консультированию, агентских договоров, договоров комиссии и иных сделок, направленных на привлечение клиентов на доверительное управление, брокерское обслуживание и предложение таким клиентам приобретать ценные бумаги и производные финансовые инструменты. Исходя из незначительного периода просрочки предоставления ответа на запрос, содержания данного ответа, несвоевременность его предоставления не повлекла за собой возникновения негативных последствий, в том числе, невозможность осуществления Банком России контроля деятельности Банка на рынке ценных бумаг. После выявления факта ненадлежащего исполнения запроса Банк осуществил все меры, направленные на предоставление Банку России запрашиваемой информации в максимально короткий срок. Просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать правонарушение малозначительным.

В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к ответственности Пономарева А.Ю., и она же представитель АО «Датабанк» – Бурова О.А., действующая на основании доверенностей, жалобу поддержала по изложенным в нем доводам. Наличие состава административного правонарушения в допущенном бездействии не оспаривала, указав лишь на наличие оснований для признания совершенного деяния малозначительным по изложенным в жалобе обстоятельствам, просила постановление изменить, ограничиться устным замечанием.

Представитель Отделения - Национального банка по УР Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ Михеев А.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения жалобы по доводам представленных письменных возражений.

Жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя Пономарева А.Ю., уведомленного о дне и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и рассматривает дело в полном объеме.

В первую очередь, выясняется наличие самого события административного правонарушения, которым в силу ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, во вторую, - наличие состава правонарушения (объект, субъект, субъективная сторона).

Согласно части 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях или о ломбардах Банком России дается законное предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях или о ломбардах, и случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» ст.3, 4, 5, ч.1, 3 ст.39 Федерального закона № 39-ФЗ АО «Датабанк» является профессиональным участником рынка ценных бумаг и на основании выданных Банком России лицензий от 18.08.200 № 118-12438-100000, от 18.08.2009 № 118-12448-001000, от 18.08.2009 № 118-12443-010000 и вправе осуществлять следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, дилерская деятельность.

В судебном заседании установлено, что Банк России в целях проверки деятельности АО «Датабанк» на рынке ценных бумаг направил последнему посредством размещения в личном кабинете запрос от 04.08.2021 года № Т4-26-7/17934 о предоставлении информации, согласно которому Банку необходимо в срок не позднее 20.08.2021 года направить в Банк запрашиваемые документы.

Запрос Банка России от 04.08.2021 года № Т4-26-7/17934 размещен в личном кабинете 04.08.2021 г. в 12.55 час., что подтверждается записью о размещении запроса в личном кабинете. Указанный запрос считается полученным Банком 04.08.2021 года в 13.55 часов.

В установленный срок – не позднее 20.08.2021 года – запрос Банка России от 04.08.2021 года АО «Датабанк» не исполнен. Запрашиваемые документы представлены АО «Датабанк» в Банк России письмом от 10.09.2021 года № 11500-07480 с нарушением установленного срока – 10.09.2021 года.

Директором АО «Датабанк» Пономаревым А.Ю. представлены письменные объяснения по факту совершения административного правонарушения, согласно которым правонарушение совершено впервые, в условиях значительной нагрузки на работников подразделения, ответственного за контроль работы личного кабинета.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, п.14.1, 14.5, подпунктами 3, 23 п.14.6, подпунктами 1-5, 8, 10, 11, 15, 17 п.14.9, 19.6, подпунктом 1 п.19.8, 19.22, подпунктом 14 п. 19.26, 19.27, подпунктами 1, 3 п. 19.28 Устава АО «Датабанк», п.1.3, 3.1, подпунктом 23 п.3.2, 5.2, подпунктами 1-5, 8, 10, 11, 15, 17 Положения об исполнительных органах АО «Датабанк», утвержденного годовым общим собранием акционеров АО «Датабанк» от 04.06.2020 (протокол № 1 от 09.06.2020), разделом 1, п.3.1, 3.2, 6.3.2, 6.3.3, 6.3.6, подпунктами 1, 3 п.6.3.7 Политики АО «Датабанк» в области организации управления рисками и внутреннего контроля, утвержденного советом директоров АО «Датабанк» (протокол заседания № 04 от 12.09.2018), должностным лицом АО «Датабанк», ответственным за:

- организацию работы системы внутреннего контроля, целью которой является, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, взаимодействие с надзорными органами, обеспечение рассмотрения обращений, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, и своевременное представление сведений в Банк России;

- за создание в области внутреннего контроля эффективных систем передачи и обмена информацией, обеспечивающих поступление необходимых сведений к заинтересованным в ней пользователям, осуществляющим контроль за деятельностью службы внутреннего контроля, является директор Банка – является председатель правления Банка Пономарев А.Ю.

Таким образом, организация работы системы внутреннего контроля, обеспечивающей своевременное представление сведений в Банк России, а также создание эффективных систем передачи и обмена информацией и осуществление контрольных функций в области внутреннего контроля являются непосредственными должностными обязанностями директора АО «Датабанк» Пономарева А.Ю.

Вменяемое Пономареву А.Ю. административное правонарушение по ч. 1 ст. 19.7.3 КоАП РФ совершено вследствие ненадлежащего исполнения Пономаревым А.Ю. указанных выше должностных обязанностей по организации и контролю работы системы внутреннего контроля, по созданию в области внутреннего контроля эффективных систем передачи и обмена информацией с учетом эпидемиологической обстановки.

Вина Пономарева А.Ю. в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 12.10.20212 года № ТУ-94-ДЛ-21-6882/1020-1 и другими документами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным административным органом с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения против порядка управления.

Суд полагает, что должностное лицо, оценив обстоятельства совершения Пономаревым А.Ю. правонарушения, пришло к верному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 ч. 1 КоАП РФ, в результате чего в отношении него при наличии к тому законных оснований был составлен протокол об административном правонарушении.

Исследовав доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, о наличии в действиях заявителя вины в совершении административного правонарушения.

Действия Пономарева А.Ю. правильно квалифицированы по ст. 19.7.3 ч. 1 КоАП РФ.

Поскольку выводы должностного лица о наличии вины заявителя в совершении деяния, основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, Пономарев А.Ю. законно и обоснованно был привлечен к административной ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.4.1.1, ч.2, 3 ст.3.4 КоАП РФ работникам некоммерческих организаций, а также юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

АО «Датабанк» является коммерческой организацией и не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, что исключает возможность замены установленного административного наказания на предупреждение.

В соответствии с ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное яйцо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

В настоящем случае основания для снижения размера административного штрафа отсутствуют, в связи с тем что минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 19.7.3 КоАП РФ, для должностных лиц составляет менее пятидесяти тысяч рублей.

Анализируя доводы заявителя о возможности признания совершенного им деяния малозначительным, суд отмечает, что в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.

Между тем основания, позволяющие признать совершенное правонарушение малозначительным, по делу отсутствуют, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в игнорировании должностным лицом требований законодательства в области порядка управления и невыполнении им своих публично-правовых обязанностей в указанной сфере по соблюдению названного законодательства.

На основании изложенного и с учетом характера выявленного нарушения допущенное заявителем правонарушение не может быть признано малозначительным.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, с соблюдением процессуальных норм. Вследствие чего, жалобу Пономарева А.Ю. необходимо оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление – без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по УР Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ от 20.10.2021 года, которым Пономарев А.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 ч. 1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей – оставить без изменения, жалобу Пономарева А.Ю. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения (через Первомайский районный суд г. Ижевска).

Судья: Т.О. Фокина