Судья Дорджиева Г.В. № 7-9/2022
№ 12-368/21
Р Е Ш Е Н И Е
г. Элиста 16 февраля 2022 г.
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Панасенко Г.В.,
при секретаре Хониновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Завод минеральных вод «Рычал-Су» (далее - ОАО «Рычал-Су», Общество) ФИО1 на постановление государственного инспектора территориального отдела автотранспортного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по Республике Калмыкия Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – территориальный отдел АТН и КМАП по Республике Калмыкия Южного МУГАДН Ространснадзора) ФИО2 от 12 ноября 2021 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ОАО «Рычал-Су»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора территориального отдела АТН и КМАП по Республике Калмыкия Южного МУГАДН Ространснадзора ФИО2 от 12 ноября 2021 г. ОАО «Рычал-Су» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 декабря 2021 г. вышеуказанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, генеральный директор ОАО «Рычал-Су» ФИО1 просит отменить указанные акты и производство по делу прекратить. Указывает, что государственным инспектором территориального отдела АТН и КМАП по Республике Калмыкия Южного МУГАДН Ространснадзора постановление вынесено с нарушением правил территориальной подведомственности, жалоба на указанное постановление рассмотрена судьёй с нарушением правил подсудности. Должностным лицом административного органа административное расследование по делу фактически не проводилось, письменные доказательства: акты взвешивания и превышения транспортным средством установленных ограничений от 7 октября 2021 г., товарно-транспортная накладная от 4 октября 2021 г., были получены до вынесения постановления от 12 ноября 2021 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении проведения по нему административного расследования. Каких-либо процессуальных действий в рамках административного расследования должностным лицом не производилось. Ссылаясь на приведенные обстоятельства, полагает, что дело подлежало рассмотрению по месту совершения административного правонарушения, которым является место нахождения Общества и отгрузки перевозимого товара по адресу: (данные изъяты).
В судебное заседание защитник, законный представитель ОАО «Рычал-Су», извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Государственный инспектор территориального отдела АТН и КМАП по Республике Калмыкия Южного МУГАДН Ространснадзора ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы.
В порядке пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ причины неявки защитника, законного представителя ОАО «Рычал-Су» в судебное заседание признаны неуважительными и не препятствующими проведению судебного разбирательства по указанной жалобе.
Выслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об оставлении обжалованных актов без изменения.
Частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила дорожного движения), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пункту 77 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200, размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением № 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением № 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам, либо масса транспортного средства и нагрузка на ось транспортного средства не превышали значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги, при наличии соответствующих дорожных знаков и размещении соответствующей информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
Положениями части 15 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ и частей 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ) установлено, что погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Как следует из материалов дела, 7 октября 2021 г. в 12 часов 25 минут на стационарном пункте весового контроля СПВГК «Яшкуль» на 2-м км а/д «Яшкуль-Комсомольский-Артезиан» при проведении весового контроля установлен факт осуществления перевозки делимого груза – минеральной воды грузовым автомобилем МАН, государственный регистрационный знак (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ), с полуприцепом КРОНЕ, государственный регистрационный знак (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ), под управлением водителя Р. с превышением нагрузки на ось, а именно фактическая нагрузка на вторую ось составила 12,08 т., применяемая 11,84 т., при допустимой (с учетом погрешности измерения весов) 10 т. Превышение допустимой нагрузки на ось составило 1,84 т. или 18,4%, что зафиксировано в соответствующем акте.
В соответствии с товарно-транспортной накладной № 8062 от 4 октября 2021 г. грузоотправителем перевозимого груза - минеральной воды является ОАО «Рычал-Су».
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения государственным инспектором территориального отдела АТН и КМАП по Республике Калмыкия Южного МУГАДН Ространснадзора ФИО2 определения № 132951 от 14 октября 2021 г. о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1. КоАП РФ, и назначении проведения по нему административного расследования.
29 октября 2021 г. по факту выявленных нарушений, зафиксированных в акте проверки № 32213482809-Т от 7 октября 2021 г., государственным инспектором административного органа в отношении ОАО «Рычал-Су» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном названной нормой закона.
Приведенные фактические обстоятельства подтверждаютсясобранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29 октября 2021 г.; актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства № 322134482809-Т от 7 октября 2021 г.; свидетельством о поверке измерительной системы дорожного контроля СДК А-01-3-2, 15389-96; товарно-транспортной накладной ОАО «Рычал-Су» от 4 октября 2021 г.; протоколом об административном правонарушении от 7 октября 2021 г. в отношении водителя Р.; постановлением от 7 октября 2021 г. о привлечении последнего к административной ответственности по части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, а также другими письменными доказательствами.
Исследовав и оценив указанные доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья городского суда обоснованно пришли к выводу о виновности ОАО «Рычал-Су» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Является несостоятельным довод жалобы о нарушении правил территориальной подведомственности при вынесении должностным лицом административного органа постановления и правил подсудности при рассмотрении судьёй городского суда жалобы на указанное постановление.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ установлена исключительная территориальная подсудность, согласно которой дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Как было указано, 14 октября 2021 г. государственным инспектором территориального отдела АТН и КМАП по Республике Калмыкия Южного МУГАДН Ространснадзора в отношении ОАО «Рычал-Су» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1. КоАП РФ, и по нему назначено проведение административного расследования.
При этом должностным лицом административного органа в определении подробно мотивирован вывод о необходимости назначения проведения административного расследования, а также цели проведения такого расследования. Определено запросить у юридического лица свидетельства ИНН, ОГРН, приказ о назначении руководителя юридического лица; договоры на осуществление погрузки груза, перевозки (договора поставки); товарно-транспортная накладная, транспортная накладная, товарная накладная; акт отгрузки товара на транспортное средство МАН, государственные регистрационный знак (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ), с полуприцепом КРОНЕ, государственный регистрационный знак (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ); документы, определяющие порядок расчета массы груза и способа погрузки; отзыв юридического лица по существу возбужденного производства по делу об административном правонарушении.
В этот же день во исполнение вынесенного определения его копия направлена государственным инспектором в адрес ОАО «Рычал-Су».
25 октября 2021 г. ответ названного юридического лица с приложением соответствующих документов поступил на адрес электронной почты территориального отдела АТН и КМАП по Республике Калмыкия Южного МУГАДН Ространснадзора - ugadn_rk@ugadn61.ru, что подтверждается представленными должностным лицом административного органа при рассмотрении настоящей жалобы скриншотами страниц раздела «Входящие» ящика электронной почты.
В частности, были представлены копии протокола заседания совета директоров ОАО «Рычал-Су» № 1/2018 от 15 февраля 2018 г., свидетельства о постановке Общества на учет в налоговом органе от 14 марта 2001 г., свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 14 марта 2001 г., выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании представленных документов должностным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1. КоАП РФ.
Таким образом, доказательства виновности ОАО «Рычал-Су» были получены после принятия государственным инспектором решения о назначении проведения административного расследования по настоящему делу.
Учитывая изложенное, оснований согласиться с доводом жалобы о том, что по настоящему делу не проводилось административное расследование, не имеется.
Дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Рычал-Су» правомерно рассмотрено должностным лицом территориального отдела АТН и КМАП по Республике Калмыкия Южного МУГАДН Ространснадзора по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, что соответствует положениям части 2 статьи 29.5 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а также нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых актов, по делу не установлено.
Административное наказание назначено Обществу в минимальных пределах санкции части 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица административного органа, решения судьи городского суда и прекращения производства по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Калмыкия
р е ш и л :
постановление государственного инспектора территориального отдела автотранспортного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по Республике Калмыкия Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 12 ноября 2021 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Завод минеральных вод «Рычал-Су» оставить без изменения, жалобу генерального директора Общества ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Г.В. Панасенко