ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3698/20 от 18.01.2021 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 12-9/2021 (публиковать)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Ижевск 18 января 2021 года

Первомайский районный суд г. Ижевска в составе председательствующего - судьи Созонова А.А., рассмотрев жалобу ОАО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова на постановление 18/12-4037-И/46-161 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении от <дата> ОАО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова (далее по тексту - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Общество обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, указывая, что вывод о том, что Общество нарушило требования ст.212, 221 ТК РФ в части выдачи средств индивидуальной защиты, не прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия, в связи с отсутствием на ботах резиновых формованных диэлектрическиих (далее по тексту - боты) маркировки не соответствует фактическим обстоятельствам и основан на неправильном толковании положений ТР ТС 019/2011, поскольку боты прошли сертификацию в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, их приобретение, выдача и применение соответствуют требованиям ст. 212, 221 ТК РФ, что подтверждается сертификатами соответствия РОСС. Соответственно, событие вменяемого административного правонарушения по данному эпизоду отсутствует.

Боты выданы в эксплуатацию <дата>, вменяемое правонарушение длящимся не является. Доказательства применения работниками общества данного средства индивидуальной защиты материалы дела не содержат. Следовательно, вменяемое правонарушение окончено в декабре 2013, давность привлечения по нему истекла <дата>.

Сапоги специальные мужские с удлиненными голенищами артикул ПС15 Р (далее по тексту- сапоги) имеют сертификат соответствия, на сапогах нанесен единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. В соответствии с п. 6.3 ТР ТС 019/2011 единый знак обращения продукции на рынке государств-членов наносится на само средство индивидуальной защиты или на трудноудаляемую этикетку и на упаковку, а также приводится в прилагаемой к нему эксплуатационной документации.

Согласно определению, приведенному в абзаце сорок первом раздела 2 ТР ТС 019/2011, трудноудаляемая этикетка - это прикрепляемая к изделию этикетка, которая должна обеспечить доведение информации до конечного потребителя с исключением возможности ее утраты при обращении продукции на рынке. Этикетка, прикрепленная на сапоги специальные мужские с удлиненными голенищами артикул ПС 15 Р, при обращении данной продукции на рынке, сохранилась и обеспечивает доведение информации до конечного потребителя (приобретателя и пользователя).

Таким образом, исходя из определения, установленного ТР ТС 019/2011, данная этикетка выполнила свое назначение и, соответственно, является трудноудаляемой. При таких обстоятельствах событие вменяемого административного правонарушения по данному эпизоду отсутствует.

Кроме того, сапоги на момент проверки находились на складе УМТО Общества по адресу: <...>. Сапоги в эксплуатацию выданы не были.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. По смыслу абзаца третьего и шестого части второй ст. 212 и части первой ст. 221 ТК РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда в части приобретения, выдачи и применения средств индивидуальной защиты оканчивается выдачей и применением работниками средств индивидуальной защиты, не прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке.

Соответственно, поскольку сапоги в эксплуатацию не выдавались, постольку событие вменяемого административного правонарушения по данному эпизоду так же не имело места.

В соответствии с п. 20 Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных приказом Минтруда России от 23.12.2014 № 1101н, на стационарных рабочих местах электросварщиков и газосварщиков при работе в положении «сидя» устанавливаются поворотный стул со сменной регулируемой высотой и подставка для ног с наклонной плоскостью опоры.

При работе в положении «стоя» устанавливаются специальные подставки (подвески), уменьшающие статическую нагрузку на руки сварщиков.

Запрещается уменьшать нагрузку на руку с помощью переброски шланга (кабеля) через плечо или навивки его на руку.

Приведенное правило указывает на то, что подставка для ног с наклонной плоскостью опоры и специальные подставки (подвески), уменьшающие статическую нагрузку на руки сварщиков, устанавливаются при работе в положении «сидя» или в положении «стоя». Данное правило не требует от работодателя наличия подставок для ног и других специальных подставок (подвесок) на стационарных рабочих местах электросварщиков и газосварщиков независимо от того, выполняются в данное конкретное время сварочные работы или нет. Соблюдение данного требования необходимо, как указывает правило, «при работе в положении «сидя»» и «при работе в положении «стоя»».

Между тем, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того обстоятельства, что <дата> в помещении сварочного поста ЦДПН-3 НГДУ-2 работником Общества из числа электросварщиков и газосварщиков выполнялась работа в положении «сидя» или в положении «стоя». Отсутствие на фотографии, на основе которой вменяются данные нарушения, подставок для ног и других специальных подставок (подвесок) не свидетельствует о том, что такие устройства не применяются при работе электросварщиков и газосварщиков. Более того, государственные инспектора труда не присутствовали непосредственно в помещении сварочного поста сварочного поста ЦЦПН-3 НГДУ-2 на Черновском месторождении <дата>.

Фотография, на которой основаны вменяемые нарушения требований охраны труда, сделана работниками Общества по просьбе государственных инспекторов. В период проверки рабочего места сварщика в помещении сварочного поста ЦДПН-3 НГДУ-2 на Черновском месторождении сварочный пост не эксплуатировался, дополнительное оборудование, подставка для ног с наклонной плоскостью опоры и специальная подставка (подвеска), уменьшающая статистическую нагрузку на руки сварщика), было временно помещено в место хранения.

Дополнительное оборудование, которое необходимо использовать при работе сварщиков, используется в соответствии с установленными правилами.

При таких обстоятельствах, событие вменяемого административного правонарушения по данным эпизодам отсутствует.

В соответствии с п. п. 1 и 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения и истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ). Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании:

- представитель Общества ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы.

Заинтересованное лицо - главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в УР ФИО2 пояснила, что жалоба является необоснованной, отсутствуют основания для отмены и прекращения производства по делу. Данное наказание по своему виду согласуются с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости юридической ответственности, а также тяжести содеянного.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные документы, приходит к следующим выводам.

Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В силу абзаца седьмого части второй указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения на проверку от <дата> должностным лицом Государственной инспекции труда в УР в отношении АО «Белкамнефть» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от <дата>

Согласно данному акту в нарушение требований статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» работодателем выданы боты резиновые формованные диэлектрические – 1 шт., не соответствующие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», на которых маркировка отсутствует.

Кроме того, работодателем приобретены специальные мужские с удлиненными голенищами артикул ПС15 Р – 1 шт., не соответствующие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», на которые маркировка нанесена на легкоудаляемую этикетку.

В силу ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте.

Согласно требований п. 20. Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря 2014 г. № 1101 н "Об утверждении Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ" на стационарных рабочих местах электросварщиков и газосварщиков при работе в положении "сидя" устанавливаются поворотный стул со сменной регулируемой высотой и подставка для ног с наклонной плоскостью опоры; при работе в положении "стоя" устанавливаются специальные подставки (подвески), уменьшающие статическую нагрузку на руки сварщиков.

В нарушение данного требования на рабочем месте сварщика в помещении НГДУ-2 ЦДПН- 3 сварочный пост отсутствует подставка для ног с наклонной плоскостью опоры; не установлены специальные подставки (подвески), уменьшающие статическую нагрузку на руки сварщиков.

По факту выявленных нарушений <дата> должностным лицом Государственной инспекции труда в УР в отношении ОАО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества постановлением должностного лица, с выводами которого суд не соглашается в связи со следующим.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По результатам проведенной проверки, в рамках которой выявлено нарушение требований статей 212,221 ТК РФ, Общество подвергнуто административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что боты резиновые формованные диэлектрические изготовлены в <дата> году, то есть до вступления в силу положений Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Эти средства индивидуальной защиты прошли процедуру оценки соответствия требованиям национального стандарта, что подтверждается сертификатами соответствия РОСС RU.НХ12.В0Э738 и РОСС RU.НХ12.В04639. Обществом данные боты приобретены в 2012 году, выданы в ПРЦЭиЭ НГДУ-2 в 2013 году.

В соответствии с п.2.11.8 Инструкции по применению и испытанию средств защиты. Используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261, боты проходили периодические испытания не реже 1 раза в три года и признаны годными к эксплуатации, что подтверждается протоколами испытаний от <дата> и <дата>.

Следовательно, боты резиновые формованные диэлектрические прошли сертификацию в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, их приобретение, выдачи и применение соответствуют требованиям ст.ст.212, 221 ТК РФ. Соответственно, событие вменяемого правонарушения по данному эпизоду отсутствует.

Сапоги специальные мужские с удлиненными голенищами артикул ПС15 Р имеют сертификат соответствия ТС RU.ЛТ.45В.01208, на сапогах нанесен единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.

В соответствии с п. 6.3 ТР ТС 019/2011 единый знак обращения продукции на рынке государств-членов наносится на само средство индивидуальной защиты или на трудноудаляемую этикетку и на упаковку, а также приводится в прилагаемой к нему эксплуатационной документации.

Согласно определению, приведенному в абзаце сорок первом раздела 2 ТР ТС 019/2011, трудноудаляемая этикетка - это прикрепляемая к изделию этикетка, которая должна обеспечить доведение информации до конечного потребителя с исключением возможности ее утраты при обращении продукции на рынке. Этикетка, прикрепленная на сапоги специальные мужские с удлиненными голенищами артикул ПС 15 Р, при обращении данной продукции на рынке, сохранилась и обеспечивает доведение информации до конечного потребителя (приобретателя и пользователя).

Таким образом, исходя из определения, установленного ТР ТС 019/2011, данная этикетка выполнила свое назначение и, соответственно, является трудноудаляемой. При таких обстоятельствах событие вменяемого административного правонарушения по данному эпизоду отсутствует.

Кроме того, сапоги на момент проверки находились на складе УМТО Общества по адресу: <...>, то есть в эксплуатацию выданы не были. Следовательно, событие вменяемого административного правонарушения по данному эпизоду не имело место быть.

Относительно эпизодов 3 и 4, суд отмечает, что законом не предусмотрен запрет на убирание поворотного стула и подставки для ног, в период, когда не производятся электросварочные и газосварочные работы.

Соответственно, событие вменяемого правонарушения по данным эпизодам также отсутствует.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление и.о. начальника отдела государственного надзора по охране труда Государственной инспекции труда в УР ФИО3 от <дата>, вынесенное в отношении ОАО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии ОАО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 названного Кодекса.

Доводы заявителя о том, что срок давности привлечения общества к административной ответственности пропущен, судом проверен и признан несостоятельным. Данные доводы основаны на неверном толковании ст. 4.5 КоАП РФ, согласно которой срок давности за совершенные правонарушения составляет один год.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу ОАО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова - удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания от <дата> о привлечении к административной ответственности ОАО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ - отменить.

Производство по делу в отношении ОАО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через районный суд.

Судья - ПОДПИСЬ

КОПИЯ ВЕРНА

Судья - А.А. Созонов