Дело № 12-369/2016
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург «05» декабря 2016 года
Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Кондратьева Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» на постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО1 от 21 июня 2016 года № 18810378160380002127 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица отдела ГИБДД УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года № 18810378160380002127 ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Из названного постановления усматривается, что государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО1 установлено, что 31.05.2016 в 11 час. 00 мин. ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» нарушило п. 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, что подтверждается актом выявленных недостатков, из которого следует, что ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» содержит технические средства организации дорожного движения с нарушением стандартов, норм и правил: по наб. Крюкова канала в Санкт-Петербурге временные дорожные знаки 1.25 и 3.24 установлены с нарушением п. 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004; временные дорожные знаки 4.2.2 и 8.22.2 установлены с нарушением требований п. 4.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
В рамках проведения административного расследования установлено, что 31.05.2016 в 11 час. 00 мин. по адресу: Санкт-Петербург, наб.Крюкова кан. от пл. Труда до ул. Большой Морской технические средства организации дорожного движения предусмотренные схемой организации дорожного движения, на период производства работ установлены с нарушением стандартов, норм и правил.
В поданной на указанное постановление должностного лица жалобе, защитник ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что Общество не является лицом, ответственным за соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
В судебном заседании защитник ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» поддержал жалобу.
Лицо, вынесшее обжалуемое постановление в судебное заседание не явилось, извещено.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, в том числе административный материал, представленный в суд УМВД России по Адмиралтейскому району г. Санкт-Петербурга, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть, в частности, указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктами 6, 7 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в соответствии с п. 3 ст. 9 раздела IV которой в состав прочих работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, организация временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям в установленном порядке, установка и уход за временными дорожными знаками.
Из материалов дела следует, что 19.01.2016 между Государственным унитарным предприятием «Водоканал Санкт-Петербурга» (заказчик) и ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» (подрядчик) заключен государственный контракт № 1/16, в соответствии с условиями которого ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» обязалось в установленный срок в соответствии с Техническим заданием выполнить работы по реконструкции ТКК № 3 по наб. Крюкова кан. (участок от Ш62 до поворотной камеры после Ш65), ТКК по наб. р. Мойки (участки от б/с 59/1 до Ш62, от б/с 62/1 до Ш62).
В соответствии с пунктом 1.2 указанного контракта, подрядчик выполняет работы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области строительства, конкурсной документацией, проектной документацией (шифр 13.0295), сметной документацией, прошедшими в установленном действующим законодательством порядке государственную экспертизу (положительное заключение от 05.06.2015 № 78-1-5-0203-15), входящими в состав Технического задания, определяющими объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, техническими регламентами, а также условиями настоящего контракта, определяющими стоимость работ и сроки их выполнения.
31.03.2016 между ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» (генподрядчик) и ООО «СНИП» (субподрядчик) заключен договор субподряда № 31-31/03/16, в соответствии с условиями которого ООО «СНИП», являясь субподрядчиком, обязалось по заданию Генподрядчика в установленный срок в соответствии с Расчетом стоимости работ выполнить комплекс работ в объеме, установленном Сметами на объекте: «Реконструкция ТКК № 3 по наб. Крюкова канала (участок от Ш62 до поворотной камеры после Ш65), ТКК по наб. р. Мойки (участки от б/с 59/1 до Ш62, от б/с 62/1 до Ш62)».
В соответствии с пунктом 1.2 договора, субподрядчик выполняет работы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области строительства, проектной и рабочей документацией, сметной документацией, определяющими объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, техническими регламентами, а также условиями настоящего Договора, определяющими стоимость работ и сроки их выполнения.
Согласно пункта 1.3 договора работы выполняются в рамках Государственного контракта № 1/16 от 19.01.2016, заключенного с Государственным унитарным предприятием «Водоканал Санкт-
Петербурга».
Как следует из пункта 1.4 договора, сметная, проектная, рабочая документация переда Генподрядчиком Субподрядчику при подписании настоящего Договора в полном объеме и является достаточной для выполнения работ.
В соответствии с пунктом 4.2.8 договора, субподрядчик обеспечивает установку временных дорожных знаков в соответствии с согласованной схемой организации дорожного движения.
Пунктом 4.2.9 договора предусмотрена обязанность субподрядчика обеспечить безопасность выполнения работ для третьих лиц и окружающей среды, зеленых насаждений и земельного участка.
Таким образом, ООО «СНИП» взяло на себя обязательства по установке временных дорожных знаков в соответствии с согласованной схемой организации дорожного движения и ответственность за безопасность выполнения работ для третьих лиц и окружающей среды, зеленых насаждений и земельного участка.
31.05.2016 государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО1 выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного проезда, а именно: временные дорожные знаки 1.25 и 3.24 установлены с нарушением п. 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004, временные дорожные знаки 4.2.2 и 8.22.2 установлены с нарушением требований п. 4.1.2 ГОСТ 50597-93, о чем был составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда.
По указанному факту 09.06.2016 административным органом в отношении ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» составлен протокол 78 38 201612 об административном правонарушении юридического лица, на основании которого постановлением государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга от 21.06.2016 установлена вина ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, в частности установлено нарушение со стороны Общества пункта 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, в соответствии с которым должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
Приходя к выводу о виновности ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, должностное лицо исходило из того,
что содержание технических средств организации дорожного движения с нарушением стандартов, ном и правил: 1. Санкт-Петербург, наб.Крюкова кан. временные дорожные знаки 1.25 и 3.24 установлены с нарушением п. 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004 производило непосредственно ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС», что подтверждено актом выявленных недостатков.
Должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления не учтено, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, образуют действия по несоблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
При этом из содержания названной нормы не следует указания на специальные признаки субъекта административного правонарушения, а, значит, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, предусмотренное данной статьей КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении не содержат каких-либо суждений относительно того, какое противоправное деяние совершено ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС», которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, при наличии у данного юридического лица права на привлечение к содержанию дороги третьих лиц, передаче соответствующих обязательств по договору субподряда.
Делая суждение о том, что ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» не приняло меры по своевременному устранению помех дорожного движения на отбельных участках дорог, в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения должностное лицо одела ГИБДД УМВД России по Адмиралтейскому району фактически не указало, какие меры должно было принять юридическое лицо в рамках договора субподряда или могло выйти за его пределы.
Таким образом, в силу приведенных норм права ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС», выполняя работы на участке по адресу: Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала от пл. Труда до ул. Большой Морской по заключенному в порядке главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации с организацией, являющейся стороной по государственному контракту на выполнение подрядных работ, договору субподряда, не является лицом, ответственным за содержание и ремонт участка автомобильной дороги по наб. Крюкова канала от пл. Труда до ул. Большой Морской в Санкт-Петербурге.
В силу ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости прекращения административного дела по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года № 18810378160380002127 о признании ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд.
Судья Н.М. Кондратьева