ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-369/2021 от 16.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 12-369/2021

03RS0004-01-2021-002653-81

РЕШЕНИЕ

г.Уфа ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Идиятова Н.Р.,

с участием представителя ООО «Эврен» ФИО4,

старшего инспектора по ОП ОИК УВМ МВД по РБ майора полиции ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эврен» на постановление заместителя начальника УВМ МВД по Республике Башкортостан по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эврен», ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 027601001, расположенного по адресу: <адрес> по ч.2 ст.18.9 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем начальника УВМ МВД по <адрес>, юридическое лицо ООО «Эврен» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.9 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Не соглашаясь с данным постановлением, генеральный директор ООО «Эврен» обратился с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным, необоснованным и отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ООО «Эврен» ФИО4 доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

Старший инспектор по ОП ОИК УВМ МВД по РБ майор полиции ФИО5 в судебном заседании полагал постановление законным и обоснованным, жалобу считал подлежащей оставлению без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в производстве по делу, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Данное постановление является незаконным и подлежит изменению по следующим основаниям.

В силу ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 30 мин. по адресу: <адрес>, в ходе проведения административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что УВМ МВД по Республике Башкортостан по вопросу оформления однократной транзитной визы для выезда с территории Российской Федерации обратился гражданин ФИО3, при этом предоставив копии многократных виз с истекшим сроком действия (дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Указанный гражданин не покинул территорию Российской Федерации в установленный срок до окончания действия визы, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением части 1, 2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Определением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Эврен» по ч.2 ст.18.9 КоАП РФ (регистрационный номер дела ).

ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ООО «Эврен» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.2 ст.18.9 КоАП РФ.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем начальника Управления по вопросам миграции МВД по <адрес>ФИО6, ООО «Эврен» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.9 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Эврен» оспорило его в суде.

В жалобе заявитель указывает на то, что в действиях ООО «Эврен» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.9 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в связи со следующими обстоятельствами.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Эврен» и ФИО3 был заключен срочный трудовой договор, он принят на работу на должность директора по экономике до ДД.ММ.ГГГГ. Срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ истек с ним ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эврен» передало лично в руки ФИО3 уведомление, в соответствии с которым сообщило, что ООО «Эврен» не планирует с ним заключать новый трудовой договор на новый срок, и уведомило о том, что действие его визы истекает ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно ему необходимо выехать с территории Российской Федерации по истечении срока действия визы.

В уведомлениях ООО «Эврен» также разъяснило ему содержание п.1, 2 ст.5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» об обязанности выехать с территории Российской Федерации по истечении срока действия визы, а также об ответственности, установленной статьей 18.8 КоАП РФ за нарушение миграционного законодательства.

Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО3 получил лично, о чем собственноручно расписался.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работники ООО «Эврен» ФИО1, ФИО2, ФИО7 ежедневно устно уведомляли ФИО3 о необходимости выезда до окончания действия визы, а также предлагали помощь в приобретении билета.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 принес в ООО «Эврен» заявление, в котором сообщил, что не успевает приобрести билеты и покинуть территорию Российской Федерации по семейным обстоятельствам до ДД.ММ.ГГГГ, в содействии в покупке билетов не нуждается, решение о нахождении его на территории Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ самостоятельное, отношение к которому ООО «Эврен» не имеет, об административной ответственности, об обязанности выехать с территории Российской Федерации уведомлен.

ООО «Эврен» приняло меры для доставления ФИО3 в Отдел иммиграционного контроля УВМ МВД по Республике Башкортостан, где ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении в связи с уклонением от выезда.

ООО «Эврен» приняло меры для доставления ФИО3 в районный суд, где он был привлечен к административной ответственности.

Исходя из материалов административного дела, судья приходит к выводу, что несмотря на принятые ООО «Эврен» предпринятые все зависящие от него меры, было допущено нарушение требований миграционного законодательства, в частности по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации.

В связи с чем, ООО «Эврен» был обоснованно признан Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан виновным в совершении административного правонарушения.

Однако судья не может согласиться с постановлением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан, признать законным и обоснованным, применение к ООО «Эврен» административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей по следующим основаниям.

Установлено, что ООО «Эврен» осуществляет деятельность по организации общественного питания на территории Октябрьского района городского округа г.Уфа, по трудовым договорам приняты на работу иностранные работники.

ООО «Эврен» никогда нарушений миграционного законодательства допущено не было.

Управление по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан данный довод подателя жалобы не опровергло, доказательств привлечение общества повторно к административной ответственности не представило.

Из материалов административного дела следует, что ООО «Эврен» были предприняты все зависящие от него меры, по недопущению нарушения требований миграционного законодательства, в частности по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации (письменное уведомление и разъяснения соответствующих обязанностей иностранному гражданину от ДД.ММ.ГГГГ; письменное уведомление и разъяснения соответствующих обязанностей иностранному гражданину от ДД.ММ.ГГГГ; письменное предложение о содействии в покупки билетов, а также доставки иностранного гражданина и его багажа в международный аэропорт «Уфа»; ежедневное в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ устное уведомление иностранного гражданина работниками ООО «Эврен» ФИО1, ФИО2, ФИО7 о необходимости выезда до окончания действия визы, а также предложение в содействии в приобретении билета; получение заявления от иностранного гражданина о невозможности выехать за пределы РФ до ДД.ММ.ГГГГ по семейным обстоятельствам; обеспечение транспортным средством иностранного гражданина для поездки в УВМ МВД по Республике Башкортостан, для составления протокола об административном правонарушении, в связи с уклонением от выезда из РФ; обеспечение транспортным средством иностранного гражданина для поездки в суд на судебное заседание для привлечения к административной ответственности, в связи с уклонением от выезда из Российской Федерации).

В материалах дела содержится заявление ФИО3, адресованное в ООО «Эврен», которым он сообщил, что не успевает приобрести билеты и покинуть территорию Российской Федерации по семейным обстоятельствам до ДД.ММ.ГГГГ, в содействии в покупке билетов не нуждается, решение о нахождении его на территории Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ самостоятельное, отношение к которому ООО «Эврен» не имеет, об административной ответственности, об обязанности выехать с территории РФ уведомлен.

Также в ходе судебного заседания от ФИО3 поступило в суд заявление, удостоверенное ДД.ММ.ГГГГФИО8, временно исполняющей обязанности нотариуса ФИО9 нотариального округа г.Уфа Республики Башкортостан (), в котором он подтвердил получение уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также о том, что работники ООО «Эврен» предупреждали его о необходимости выехать из территории Российской Федерации, но он сам отказался по семейным обстоятельствам по своему личному желанию.

При рассмотрении дела в Управлении по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан, ООО «Эврен» были представлены доказательства того, что организация является субъектом малого предпринимательства (подтверждается сведениями из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ), и к административному наказанию ранее не привлекалось, никогда нарушений миграционного законодательства не допускало.

Отсутствия факта привлечения ООО «Эврен» к ответственности ранее, наличие статуса субъекта малого предпринимательства, имело правовое значения для рассмотрения данного административного дела.

В соответствии с п.1,2 ст.5 ФЗ № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Вместе с тем, согласно Указа Президента Российской Федерации № 274 от 18 апреля 2020 года «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)» п.1. «а» приостановлено на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года включительно течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации № 791 от 15 декабря 2020 года «О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)» внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)» следующие изменения: в п.1 в абз.1 слова «по 15 декабря 2020 года» заменить словами «по 15 июня 2021 года».

Таким образом, срок пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, заканчивавшийся ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ продлевался приведенными выше Указами Президента Российской Федерации, являющимися одним из источников административного права, и на момент рассмотрения дела ни административным органом, ни судом, не истек.

Учитывая, характер совершенного административного правонарушения ООО «Эврен», имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба, назначение административным органом наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей является незаконным, в этой части постановление подлежит изменению.

В ч.2 ст.2.1. КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В ч.3 ст.4.1. КоАП РФ указано, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В ч.2 ст.18.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

Виза - выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве. В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации виза может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица (ст.25.1 Закона № 114-ФЗ).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности определено Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ).

В соответствии с ч.1, 2 ст.5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением, в том числе, случая, если на день истечения указанных сроков федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

В соответствии с п.6 ст.16 Закона № 115-ФЗ приглашающая сторона принимает меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной им цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, а также по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока его пребывания в Российской Федерации.

В ст.2 Закона № 115-ФЗ определено, что приглашающая сторона - федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части привлечения ООО «Эврен» к административной ответственности, путем замены административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей на предупреждение.

Руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эврен» на постановление заместителя начальника УВМ МВД по Республике Башкортостан по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить в части.

Постановление заместителя начальника УВМ МВД по Республике Башкортостан по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ООО «Эврен» к административной ответственности по ч.2 ст.18.9 КоАП РФ изменить в части, путем замены административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей на предупреждение.

Признать общество с ограниченной ответственность «Эврен» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.9 КоАП РФ, применить административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья Н.Р.Идиятова